10.03.2023

Значение «канонов» в православном христианстве

Церковные каноны – основные правила, которые определяют порядок жизни Православной Церкви, то есть ее внутреннее устройство, дисциплину, частные нюансы жизни христиан. Многим людям – как далеким от веры, так и активно воцерковляющимся зачастую непонятен этот юридический формализм. Зачем он нужен? Или без канонов спастись нельзя? 

Что такое церковные каноны?

Сам термин «канон» имеет греческое происхождение и переводится как «правило», «норма». В широком смысле слово «канонический» означает «законный, признанный». Все каноны в своем многообразии были сформулированы в первом тысячелетии церковной истории. Одни были составлены церковными соборами, другие – церковными авторитетами, то есть святыми отцами. Соответственно их подразделяют на соборные – вселенские и поместные, а также апостольские и святоотеческие. 

Первые каноны начали появляться в конце эпохи гонений на христиан, когда появилась необходимость как-то систематизировать и упорядочить жизнь Церкви. Уже в конце IV века Церковь начала кодифицировать свое право – так появились первые канонические сборники. Одни были составлены в хронологическом порядке, другие собраны по темам, по предметам правового регулирования. В VI веке появляются смешанные сборники, так называемые «номоканоны». Они включали в себя каноны, принятые Церковью, а также законы императоров, которые касались жизни Церкви.

Нельзя не сказать и о так называемых «апостольских правилах». К ученикам Иисуса Христа они отношения не имеют, но оправдывают такое название особой значимостью и авторитетностью. Эти каноны появились на территории Сирии в IV веке. Основной канонический корпус Православной Церкви заключен в сборнике, который именуется «Книгой правил». Она вобрала в себя «апостольские» правила, каноны Вселенских и Поместных Соборов, а также авторитетные высказывания святых отцов. 

Чем каноны отличаются от догматов?

В догматах сформулировано само вероучение Церкви, а каноны регулируют нормы церковной жизни. Если последние можно как-то редактировать, изменять, подгоняя под современные обстоятельства, то догматы остаются непреложными и незыблемыми. Догматы проповедуют истину, они говорят нам о том, что существует на самом деле, а каноны помогают Церкви существовать, удерживают ее на плаву в греховном, бушующем земном океане. Главная задача церковных канонов заключается в том, чтобы приложить вечные и неизменные законы христианского учения к изменяющейся церковной жизни.

Поэтому в каждом каноне можно увидеть с одной стороны укорененность в догматическом учении Церкви, а с другой – обусловленность историческими событиями, обстоятельствами, которые имели место на момент появления правила и впоследствии могли претерпеть изменения. Таким образом, в основе каждого канона лежит догмат, в своем конкретном и буквальном смысле он отражает преходящие обстоятельства церковной жизни.

«Казарменные правила»

Многие не понимают, зачем существуют все эти правила и нормы поведения, разве они как-то влияют на спасение? С одной стороны кажется, что нет. Главное – не посягать на догматы, а в остальном мы вольны поступать, как нам хочется. Однако попадая, к примеру, на лечение в больницу, мы вольно-невольно начинаем придерживаться существующего распорядка, выполняя требования и предписания медперсонала. Точно также обстоят дела в работе, общественной жизни, везде, где есть общество, собрание людей, где без соблюдения определенных правил и обязанностей легко скатиться в хаос и беспорядок. 

Нас ведь это не смущает? Никто не выступает против такого формализма, наоборот. В собрании людей с разными взглядами, интересами и предпочтениями не обойтись без определенных правил, чтобы всю эту пестроту привести к какому-то единообразию, регламентировать поведение каждого, чтобы никого не ущемить и не нарушить имеющиеся права. Кто-то скажет, что к Церкви все это неприменимо, ведь все мы знаем и помним на примере книжников и фарисеев как буква может убить дух. В отношении канонического права все чаще можно услышать предложение освободить Церковь от «оков», которыми ее связывают каноны, устранить эти тяжеловесные и неудобные «кандалы» и свободно следовать призыву Спасителя поклоняться Богу «в духе и истине».

Русский публицист А.И. Георгиевский пишет, что главным в религии остается совершенствование души, но при этом нужна соответствующая внешняя форма, в которой душа может высказаться. Канон – это не столько церковная дисциплина, обеспечивающая порядок и единообразие в Церкви, сколько спасительное мерило, преданное Матерью Церковью с целью правильного, в духе православия, исполнения евангельских заповедей. Преосвященный епископ Смоленский Иоанн (Соколов) писал о значении канонов так: «… законы церковные заключают в себе раскрытие, приложение и ограждение правил нравственных; и нет сомнения, что последние без первых могли бы быть или неправильно понимаемы, или неверно соблюдаемы, а таким образом много теряли бы своей силы и не достигали своей цели, — духовного совершенства Христианского сообщества». 

А профессор Харьковского университета М.А. Остроумов считает, что содержание церковного права дает возможность каждому члену Церкви свободно-самоотверженно исполнять свои религиозно-христианские обязанности для благодатного возрождения, необходимого для достижения Царства Божьего. В свете вышесказанного можно с уверенностью утверждать, что недопустимо считать каноны каким-то тяжким игом. Священник Николай Чернышев считает их «закономерностью воздействия Божьей благодати на человека». Правовой канон в его внутреннем, сокровенном смысле понимается как «выявленная Церковью закономерность действия в человеке Святого Духа».

Объект послушания

Кроме того, не стоит забывать и еще об одной очень важной функции канонов – функции послушания. Послушание – важнейшая часть жизни православного христианина. Послушание родителям, духовнику, гражданским властям, уставам Церкви – всё это вехи одного и того же пути отречения человека от своей собственной греховной воли. Исполняя церковные правила, христианин тем самым исполняет главную заповедь Спасителя о том, что «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Святитель Афанасий епископ Ковровский считал исполнение уставных «мелочей» верностью Христу в малом.

А ведь в деле спасения мелочей не бывает. Все имеет значение, и меньшее неразрывно связывается с большим. Святитель Афанасий считал, что «очень важно «воспитать пастыря и пасомых в духе церковности, в любви к Святой Церкви, послушании ей, смиренной покорности её святым Уставам... И в их исполнении, помысли святителя, христианин показывает любовь к нашей Матери-Церкви. Кто действительно жаждет спасения, тот должен любить Святую Церковь, единственную надёжную руководительницу ко спасению. 

А кто действительно любит Церковь, тот должен любить и всё то, что дано ею нам в руководство, что завещано ею и установлено. В частности, в отношении к богослужению должна быть дорога всякая малейшая деталь, не только потому, что она имеет свой глубокий смысл и ценна сама по себе, но и потому, в особенности, что она дана нам Святою Церковью. И всякую такую деталь, всякую даже богослужебную мелочь (если не грешно так выразиться), любящие Церковь будут так же бережно хранить, как храним мы какой-нибудь незначительный сам по себе, но бесценно дорогой для нас предмет после любимой матери».

Как правильно понимать и применять церковные каноны?

Святые отцы считают, что в применении церковных канонов к современным обстоятельствам необходимо учитывать изначально вкладываемый смысл, аспекты истории и культуры. Преподобный Паисий Афонский считал, что «здесь нет одного рецепта, одного единого правила на все случаи жизни». Необходимо быть духовным и иметь духовное рассуждение, чтобы не просто слепо следовать букве закона, а размышлять, лавировать. Каждый человек индивидуален, поэтому значительную роль в его становлении играет духовник. Зная все о сильных и слабых сторонах приходящего к нему человека, он может свободно действовать в опоре на имеющиеся канонические нормы.

Сами каноны предполагают, что священник может сократить или продлить епитимью за какое-то прегрешение, хотя он не будет лезть со своими советами в личные дела и общение духовного чада с Богом. Это касается, к примеру, молитвы. Человек сам волен решать, сколько времени на нее тратить, зажигать лампадку, или нет, читать правило лежа или стоя. Главное – чтобы общение с Богом в молитве состоялось. Вообще, надо сказать, что большая часть канонов не соблюдается нами так, как это было задумано изначально. Взять хотя бы учение о таинстве брака. Все мы знаем, насколько строго Спаситель подходил к этому вопросу, запрещая парам разводиться, но сегодня Церковь, снисходя к людской немощи, позволяет вступать во второй и даже третий брак.

Церковь, водимая Святым Духом, выступает как продолжательница Законодателя Христа, расширяя, уточняя и обновляя правовые нормы. Но эта детализация и вся ее законотворческая деятельность опирается на принципы, которые дал Спаситель в Евангелие. В наши дни из этих древних норм мы извлекаем если не прямое руководство к действию, то по меньшей мере их дух, принципы, отвечающие потребностям сегодняшнего дня. 

Преступление и наказание

Теперь о самом главном – о наказании, которое следует за нарушение закона. И хотя Церковь – это государство в миниатюре со своим судом, рассматривать возмездие как наказание за тот или иной проступок неуместно. Церковь – это лечебница и любая ее «терапевтическая» мера направлена на то, чтобы вылечить тот или иной духовный недуг. Судья здесь, в роли которого выступает священник или епископ, действует также, как поступает хороший и внимательный доктор. Он не мучает пациента, не ставит над ним эксперименты, а назначает лекарство с учетом имеющихся показаний и противопоказаний.

То есть он тоже лавирует, опираясь на состав препарата и присутствующие в нем действующие вещества. Если лечение не приносит результата, врач назначает другой препарат, пока пациент не пойдет на поправку, а духовник назначает «лечение», которое призвано привести верующего к покаянию. Для этого и существуют церковные санкции, чтобы помочь христианину в духовном росте, а при возникновении на этом пути препонов и препятствий суметь их преодолеть, пережить внутренний переворот и покаяться, восстановив связь и общение с Богом. 

Незнание не освобождает от ответственности

Каждому христианину важно знать существующие церковные каноны, чтобы понимать, какие у него есть права и обязанности. Это очень полезно и в обычной жизни. К примеру, человека зовут крестным, а он из-за существующих поверий боится отказать, хотя знает, что родители будущего крестника в храм не ходят. Но лучше отказать, чем стать заложником своего слабоволия и незнания канонов, ведь известно, что задача крестного – обеспечить становление нового члена общины как истинного и ревностного христианина.

Важно знать все эти тонкости и нюансы, ведь опытные христиане выступают примером для других вновь прибывших членов общины. Каждому полезно приобрести в личное пользование «Книгу правил» и обращаться к ней при необходимости. Помогай Господь!


Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram