20.08.2022

Жертва – что это такое? Нужна ли она Богу?

Во времена Ветхого Завета процветало жертвоприношение. Верующие закалывали баранов и приносили жертву Богу в качестве подарка-взятки. Но вот Господь послал на землю Своего сына единородного, чтобы искупить грехи человечества, и эпоха жертвоприношений прекратила свое существование. Многие христиане верят, что после распятия Иисуса Христа и принесения Себя в жертву Бог больше не требует от нас никаких жертв. Но так ли это на самом деле? Нужны ли наши жертвы Богу и какие? 

Жертвоприношение

В ветхозаветные времена и ранее люди приносили жертвы Богу. Это осуществлялось в рамках религиозного обряда и надо сказать, что в качестве жертв использовались не только бараны и другие животные, но и сами люди. Достаточно вспомнить первых пострадавших за веру людей во времена правления князя Владимира еще до своего крещения – Федора Варяга и сына его Иоанна, которые были убиты и принесены в благодарность языческим богам за удачный военный поход на ятвагов. 

В жертвоприношение люди вкладывали большой смысл. Во-первых, так они приучались к мысли о существовании Единого Бога. Во-вторых, посредством принесения жертвы они становились ближе к Богу, приучались благодарить его за что-то, а самое главное – получали прощение грехов. Практика принесения Богу своего первенца сошла на нет после отмены человеческого жертвоприношения самим Богом. Речь идет об истории Авраама, который не пожалел для Бога своего единственного сына. Он уже занес над ним руку с ножом, чтобы принести его в жертву, но Бог принял в качестве нее саму веру Авраама, его преданность Всевышнему. 

Жертвы Ветхого Завета были прообразом жертвы Сына Божьего за грехи всего мира. Поэтому в те времена жертвы были кровавыми. Они несли в себе символ агнца, закланного за весь мир. В своем высшем значении подобные жертвоприношения были призваны подготовить человеческий род к пришествию в мир Спасителя. Он добровольно принес Себя в жертву и с того момента необходимость в жертвах отпала. В современном православии жертвоприношения отсутствуют, но есть одно «но». Надо сказать, что даже в те «дикие» для современного человека времена жертвоприношение не подменяло и не затмевало собой смысла религии. Внешняя жертва не исключала собой жертвы внутренней (Притч. 15:8). От верующих требовалось главное – сокрушение духа перед Богом и совершение праведных дел милосердия. 

Жертва как Новый Завет

На протяжении всей Своей земной жизни Спаситель предупреждал своих учеников, говоря им, что Ему суждено умереть, пострадать на кресте. Как известно, эти Его слова были ими непонятны, но Он снова и снова предупреждал их об этом. Почему? Потому что это имеет огромное значение. Да, учение Иисуса Христа было настоящим прорывом для ветхозаветных людей, да он влил вино новое в мехи ветхие, принес с собой Новый Завет, но уникальность Его была связана вовсе не с этим. Это подчеркивает и Иоанн Креститель, говоря о Нем не просто как о великом проповеднике, пророке и учителе, а «Агнце Божьем, берущим на Себя грех мира».

Как тогда, как и сегодня жертва на Голгофе вызывает немало споров и вопросов. Надо ли было Иисусу Христу восходить на крест или можно было простить человечество так, объявив «амнистию» всем подряд? Но ведь Иисус Христос не Сам Себя привязал к столбу. Это сделали люди. Мир, порабощенный грехом, сам толкнул его на Голгофу. Бог и человек Иисус Христос принес Себя в жертву за каждого из нас, но только от нас теперь зависит, принять или отвергнуть спасительные плоды этой Жертвы.

Кто мы – «Марфа» или «Мария»?

Каждый, кто читал Священное писание, знает историю двух сестер друга Христа Лазаря – Марфы и Марии. Обе любили Господа, но как по-разному они проявляли свою любовь! Мария слушала Иисуса Христа, как у нас говорят «открыв рот». Ее служение – это образ духовного делания, всецелого устремления души к Богу с забвением всего земного. Марфа же стремилась сделать удобной и комфортной саму жизнь Христа, она угождала ему делом, стремясь угостить его чем-то вкусным, обеспечить отдых и покой в стенах их с Марией дома. Она встречала его как дорогого гостя и делала все, чтобы Он чувствовал себя таковым, пребывая у них. 

Служение Марфы – это образ жертвенной заботы о ближних ради Христа. Считается, что Господь выделял из двух сестер Марию, которая «избрала благую часть» (Лк. 10:42). Однако в Евангелие встречаются и такие строки: «Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря» (Ин. 11:5). То есть первой упоминается именно Марфа, которая Иисуса не слушала, но делала для него все, чтобы Его пребывание в их доме доставило ему удовольствие. Все дело в том, что служение Марфы – жертвенное и бескорыстное подобно служению Самого Христа, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). 

Как говорится, «вера без дел мертва». Настоящая, подлинная любовь – она всегда деятельная. Собственно, с этим согласится любая женщина, за которой хоть раз ухаживал мужчина. Он может красиво говорить о любви, дарить звезду с неба, но что толку от этой звезды, если женщина нуждается в реальной помощи, содействии, а мужчина готов проявлять ее лишь на словах? Поэтому, не последовав примеру Марфы, вряд ли можно говорить о любви и стремлении к Богу. Но тут то и возникает вопрос: «А в чем заключается это стремление? Какая жертва нужна Богу? Как это правильно понять»?

Жертва верою

Именно такую жертву принес Богу Авраам в виде своего сына, и Господь принял ее. В послании к евреям 11:17 сказано: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного». Но, как мы все знаем, Исаак остался невредим. Авраам принес эту жертву верою. Для многих эта история из Евангелия является самой пугающей, буквально чудовищной. Как Бог вообще мог требовать от своего верного раба принести в жертву своего сына? А как Авраам, ожидая рождения ребенка долгие десятилетия и став отцом уже на склоне лет, пошел на такое?

Вот так и нас сегодня пугают некоторые вещи, о которых нас просит Бог. Он ждет от нас определенной жертвы, а нас парализует страх. Мы думаем: «Как я могу это отдать? Разве я могу быть послушным Господу в этом вопросе!?» Но ведь совсем не обязательно, что нам придется это сделать. Бог лишь проверяет нас. Испытывает на верность и преданность, как он испытывал Авраама. Он видит, что мы как Мария слушаем Его Слово, читаем молитвы, поем псалмы, ходим в храм, исповедуемся и причащаемся, но способны ли мы на какое-то дело, как Марфа? Или наша преданность только на словах? 

Иисус Христос принес искупительную жертву за все человечество, и Господь больше не требует от нас никаких жертв. Благодаря Богочеловеку и его спасительной жертве мы получили возможность снова приблизиться к Богу, стать его детьми. У нас появилась возможность почувствовать единение с Богом, обожиться, и теперь мы совершенствуемся в этом, учимся доверять Богу, служить Ему, угождать и жить верой, ведь без веры приблизиться к Богу невозможно. Но и без дел вера мертва. Господь должен увидеть стремление человека жить в крепком и прочном союзе с Ним. Заглянув в его сердце, Он должен увидеть там не простые эмоции и чувства, а готовность к самопожертвованию. Любовь – она отдает себя. Она всегда жертвенная. Чем мы можем пожертвовать ради Господа

Выбрать страдания и скорби

Конечно, для обычного человека выбор между страданиями и радостью очевиден. Кто сознательно хочет терпеть лишения, боль и скорби? Мы склонны стремиться к личному комфорту. Для нас естественно строить свое счастье, которое заключается в создании семьи, рождении детей, достижении каких-то успехов в работе. А добившись этого, мы погружаемся в эйфорию покоя. Наш мир – это только наш мир. Мы не впускаем в него чужаков и отгораживаемся от окружающих, в том числе и от их бед и проблем. Что нам до них? У нас то все хорошо. Когда человек с наслаждением загорает под солнышком, ему не до замерзающих. Но Спаситель призывал:

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

То есть идущий за Христом уже не может оставаться в тихом омуте своего болота и делать вид, что вокруг ничего не происходит, что в мире нет боли, несчастий и проблем. И человек делает выбор – или он приносит эту жертву, или убегает от нее. Идти за Христом можно только по узкой тропе и не каждый на это способен, потому что впереди человека ожидают скорби, страдания и отвержение. Спаситель предупреждал об этом своих учеников, говоря, что «если Меня гнали, будут гнать и вас». И это не раз испытал на себе каждый новоначальный. Сначала непонимание родственников, типа «Зачем ему это надо?» Затем друзей. После уже коллеги косо смотрят, посмеиваются за спиной.

А ведь были и времена, причем в недалеком прошлом, когда в дом могли постучать ночью с вопросом о вере в Бога и за утвердительный ответ расстрелять, детей отправить в приют, а жену – на каторгу. Да, за Иисусом Христом идти очень сложно, ведь надо быть готовым отречься от привычных вещей, всего того, что дорого, что греет душу и тело. Невозможно отречься от Господа на словах, но продолжать считать себя верующим человеком. Господь не прощает трусости, лукавства и неверия. Поэтому мы ежечасно, ежеминутно приносим себя в жертву, когда подвергаемся искушениям, смиряемся перед трудностями, терпим поношения. Так испытывается наша вера. Многие из последовавших за Христом не выдерживают этого пути. 

Материальная жертва

О том, какая жертва Богу угодна, а какая нет, наглядно демонстрирует история с Каином и Авелем. Авель любил Бога и отдал ему самое дорогое – перворожденное от стад своих. Каин поступил по принципу «на Тебе, Боже, что мне не гоже». Как он относился к Всевышнему, то и получил в ответ: если дым от жертвы Авеля сразу взошел к небу, то дым от жертвы Каина струился по земле, распространяя вокруг себя смрадный чад. То есть одного желания жертвовать мало. Должно быть желание жертвовать самое лучшее.

Здесь можно привести и более понятный для современного человека пример обычая встречи гостей. Как правило, для их приема готовят особые, праздничные блюда, которые в семье не принято есть по будням. На стол ставятся дорогие, элитные напитки и закуски, то есть все самое лучшее. В такой дом хочется приходить снова и снова и общаться с его владельцами. А дом людей жадных пуст – гостей в нем не жалуют, а если и встречают кого, то накрывают скудно, бедно, а то и вовсе стараясь приготовить пищу из продуктов дешевых, а иногда и просроченных. Но будет ли желание прийти в этот дом снова? Или гости в следующий раз обойдут его стороной?

Деньги – самый большой соблазн этого мира, а сребролюбие – один из самых распространенных грехов, особенно сегодня, в эру потребления, когда все продается и все покупается. О чем чаще всего говорят противники Церкви? О поборах в храмах, дорогих машинах священников, необходимости отдавать десятину трудов своих, как будто если бы не деньги, они тут же бы стояли на литургии. Но это не так. Сердце человека лукавое. Пока он оправдывает себя, почему он не хочет ходить в Церковь, он никогда в нее не придет. Как говорится «кто хочет – ищет способ, а кто не хочет – оправдание». 

Но есть и такие, которые дают. Кто-то честно жертвует десятину, а кто-то при довольно приличных заработках – копейки. Чья же жертва будет угодна Богу? Конечно, дело не в размере пожертвования. Дело в том, какой этот человек христианин, насколько сильны в нем проявления сребролюбия – жадность и скупость. Но в Священном Писании мы видим отличный пример Закхея, который до встречи с Господом был мытарем, сборщиком налогов, он забирал у людей последнее. Но вот произошла его встреча с Иисусом Христом, и он начал щедро раздавать нажитое, говоря, что «если кого обидел, то воздаст вчетверо». Спаситель сказал про него, что «этот человек – сын Авраама: он поднялся на высоту Божью, победив в себе жадность».

Как часто мы считаем себя настоящими христианами, когда подаем нищему копеечку, несем в храм свои поношенные, ненужные нам вещи. Но можно ли назвать это жертвой? Или это лишь прагматичное освобождение своего дома от хлама? Настоящая жертва – это когда мы отдаем другим то, что нам самим нужно, что нам дорого, в чем мы сами крайне нуждаемся. Да, Бог отверг приношения фарисеев и принял две жалкие лепты вдовы, но дело вовсе не в размере, а в нашем сердце и наших чувствах, в нашем отношении к Богу и ближним. Когда мы жертвуем с досадой, помогаем другу с раздражением, подаем милостыню с осуждением, то такую жертву от нас Бог не принимает.

Богу нужна живая душа и живое отношение к ближнему, а не формальное исполнение буквы Закона. Стало быть, жертвенность и помощь должны исходить из сострадания и милосердия. Даже самое малое сопереживание способно совершить настоящее чудо, ведь зачастую человеку не нужна наша материальная помощь. Ему нужно сочувствие, доброе слово, поддержка в трудную минуту. 

Жертва послушания

Авраам настолько верил и доверял Богу, что во всем Ему повиновался. Он 25 лет ждал рождения сына. Он старел, старела его жена, но он верил, что сын у него будет. Потом он повиновался идти туда, куда Бог призвал его. Он не думал, как выдержит этот путь, ведь он был уже совсем стар. Только доверие Богу помогло ему сделать то, о чем Он просил. К сожалению, человеку как раз этого и не хватает – доверия Богу. Как часто в своих молитвах мы просим Его сделать для нас то-то и то-то. К мощам святых выстраиваются многокилометровые очереди. Люди едут со своими просьбами, листочками, на которых как по копирку: исцеления себе и родителям, хорошую работу детям, непьющего мужа и т. д. и т. п.

Нам кажется, что мы лучше Бога знаем, что нам нужно и что для нас полезно. Мы и мысли не допускаем, что вот эти самые скорби, вот эти самые неприятности и боль, которую вызывает наша неизлечимая болезнь, нам полезны. Но если мы претендуем на звание сына или дочери Божьей, то должны во всем повиноваться своему Небесному Отцу, помнить, что его воля для нас должна быть превыше всего. Это и есть настоящая любовь, которая проверяется жертвой. Жертвой своему пьющему мужу, который глядя на покорность супруги быстрее бросит пить, чем после кодировки. Жертвой своей сварливой, неработающей и не желающей рожать детей жене. 

Люди просто не понимают, что именно эта покорность воле Божьей на самом деле способна принести им высшее благо, гораздо больше того, что они просят – спасение души. Многие люди не готовы к такому шагу, к такой любви, к такой жертве. А отношения с Богом требуют решительности и смелости. Страх и неверие угодить Ему не могут, а наша задача – быть смелыми и помнить, что Господь отдал все ради нас, Он отдал Сына Своего Единородного и мы принадлежим Ему. Без этого понимания достигнуть единения с Богом невозможно. 

О посильности жертвы

Конечно, христианин может понимать все то, что сказано в Евангельском учении, стараться исполнять заповеди, но не каждая жертва является для него посильной. Легко говорить: «Смирись с пьющим мужем». Но только тот, кто знает, что это такое, только тот, кто через это прошел, скажет, как это порой тяжело и даже невозможно сделать. Увы, так часто бывает, когда стремящиеся жить по Евангельским заповедям христиане взваливают на себя непосильную ношу. Они соглашаются помочь близкому, принять участие в его жизни, но чем больше они ему помогают, тем больше ощущают непомерность взятой нагрузки.

При этом христианин загоняет свое недовольство внутрь себя, он терпит, потому что понимает, что так надо для исполнения заповеди. Но даже поднатужившись еще немного, он все равно не выдерживает. Его недовольство прорывается наружу, причем резко, неожиданно для него самого и нередко в грубой форме. Он обвиняет своего близкого в неблагодарности, и в итоге вместо исполнения заповеди подвергается греху озлобленности. Такие непосильные душевные и физические нагрузки могут довести человека до озверения. Взятая не по плечу ноша делает сердце равнодушным, жестоким и холодным. 

Но это не значит, что не нужно помогать совсем. Святые отцы советуют сначала оценить свои силы, а после четко обозначить границы, переход которых может быть чреват срывом. А самое главное, что необходимо сделать, прежде чем решиться на какую-либо жертву – это честно ответить себе на вопрос: «Делаете ли вы это бескорыстно, или ожидаете благодарности»? Как часто можно услышать от человека: «Я столько для него сделал, а в ответ не получил никакой благодарности». Выходит, что его обманули, разрушили расчет на отдачу и прибыль. Но учение Христа бескомпромиссно: все, что сделано в ожидании благодарности – не добро, а корысть.

Как часто делая кому-то что-то хорошее, мы рассчитываем получить хорошее в ответ. Но милосердие – это не депозит в банке, возвращающийся с процентами. Это добродетель, которую человек делает от всего сердца, не требуя чего-то взамен. Подлинная любовь не загоняет другого в кабалу. Сила истинной, жертвенной любви такова, что способна вдохновить противоположную сторону на свободное проявление добра. Не ради оказанного содействия, а потому что душа их не может поступить по-другому. 

И таких примеров немало. В семьях с пьющим мужем, где жена ругается, взывает к совести, призывает к ответственности и попрекает своим хорошим отношением, мужчина никогда не бросит пить. А там, где жена кротко и смиренно переносит недуг своего супруга, жалеет его как немощного и проявляет заботу и любовь, не требуя оставить свое пагубное пристрастие, муж перестает пить просто потому, что милосердие преображает его душу, он просто не может причинять боль любящему его сердцу. Да, до такой жертвенной планки дотянуться достаточно трудно, а без помощи Божией и просто невозможно, но у нас есть пример – пример самого Иисуса Христа.

Подлинная жертва включает подвиг и усилие

Конечно, невозможно силой заставить себя сопереживать пьющему мужу. Такое сопереживание ближнему, когда его проблема становится твоей, и ты принимаешь на себя его скорбь для ее уврачевания возможно только благодаря помощи Божией. Без покаяния, без молитвы, без послушания и надежды, что Господь поможет и все управит, как надо, это невозможно. Но пример именно такой любви явил людям Христос, восприняв страдания за наши грехи на Себя и щедро даруя нам вечные блага. Спаситель пострадал за людей по любви к ним, но легко ли Ему было страдать?

Вспомним, как Он молился Отцу в Гефсиманском саду до кровавого пота, как Он взывал:

«Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26:39). 

Господу тоже было страшно. Он тоже не хотел умирать, хотя и знал, какие блага ждут его в Царствии Отца Небесного. Мы – христиане тоже это знаем. Все наши скорби, неприятности и болезни – лишь временное явление. Настоящая жизнь начнется там – в обителях Отца Небесного. Мы здесь лишь временные жители, заглянувшие на огонек. Господь пострадал ради нас, испытывая тяжесть, муки и колебания. Те же чувства и эмоции испытываем мы, когда нам предстоит пострадать ради любимых, и это нормально.

Григорий Печорин – главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» признался: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил». Это характерно для людей, любящих себя больше, чем других, а если возникают у них какие-то привязанности, то они больше носят потребительский характер. Такая любовь «за что-то», ради собственного удовольствия, комфорта, любовь как к некой вещи, которая может пригодиться на время, а когда надоест, то можно без обязательств от нее избавиться.

Святой апостол Павел в своем послании к коринфянам сказал:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею – то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я – ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы».

Поэтому, когда мы говорим «жертвенная любовь», то подразумеваем «жертва по глубокой любви». Это не простая самоотдача и готовность поделиться деньгами, временем или силой, потому как они могут вызывать в душе лишь скорбь, досаду и раздражение. Речь идет об исключающем всякое сомнение пожертвовании собой, которое является естественным при горячей, бескомпромиссной любви к другому. Святитель Николай Сербский сказал:

«Любовь – это радость, а цена любви – жертва. Любовь – это жизнь, а цена любви – смерть».

Для Бога любовь – решение бороться за человека до смерти. Он одинаково любит каждого – и праведника и самого отъявленного грешника. Праведника даже меньше, а грешника больше, ведь первый уже пришел к Нему, за него не стоит переживать, а за второго еще надо побороться. Так помоги же нам, Господи, оправдать Твои ожидания. Стать Твоими детьми не на словах, а на деле явив настоящую жертвенную любовь!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.