19.10.2020

Женщина христианка. Образ и значение женщины в христианстве

В современном мире, где женщины привыкли отстаивать свои права, сложившийся в христианстве женский образ считается неким архаизмом, пережитком прошлого. Действительно, о каком подчинении мужу или каким бы то ни было мужчинам можно говорить, если женщины уже давно стали самостоятельными как в социальном, так и бытовом плане. Они занимают руководящие посты, в одиночку воспитывают детей и ни в чем не нуждаются в материальном плане. Однако их натура, их самобытная природа, начало никуда не исчезает. Как тогда, так и сегодня женщина хочет любить и быть любимой, а эти потребности наиболее полно можно удовлетворить лишь в христианстве. 

Отношение к женщине в древности

Не секрет, что отношение к мужчинам и женщинам во все времена было неодинаковым. Последних всячески угнетали и принижали, нередко не считая за людей. Позицию слабого пола можно было сравнить с позицией рабыни – бесправной и не способной постоять за себя. В первые века христианства мало что изменилось. Напротив, в женщине видели источник греха – «матерь преступлений», «врата дьявола», памятуя о том, что именно она первой пошла на поводу у змея-искусителя в раю. 

И сегодня многие противники христианства делают на этом упор, обвиняя верующих во Христа в том, что они всячески угнетают женщину, принижают ее достоинства и права, порицая авторитет этой религии как не отвечающей современным понятиям. А между тем христианство сегодня занимает срединную позицию, защищая человеческое достоинство и права женщины, и между тем принимая во внимание ее природные особенности, которые во многом определяют ее отношение с мужчиной и положение в обществе.

Отношение к женщине на примере Иисуса Христа

Спаситель пришел в мир, чтобы восстановить падшее естество человека. Он принес с собой новые правила и законы, большая часть которых, особенно касающихся женщин, была воспринята крайне враждебно. Спаситель поднял женщину с ее положения рабыни до равного мужчине, объявив, что Бог един и всеобщ для всех независимо от пола, национальности, возраста, материального положения и других критерий. Полученные по праву рождения привилегии уступают место нравственным идеалам. Над плотью восторжествовал дух – вера, любовь, смирение и оказалось, что именно женщина больше всего отвечает этим тенденциям.

Иисус Христос «задал тон», показывая, как надо обращаться с женщинами, каким должно быть отношение к слабому полу – внимательным, нежным, уважительным. Часто беседуя с женщинами, Иисус Христос намного быстрее и легче получал отклик в их душах по сравнению с огрубевшими мужскими душами. Собственно, это можно увидеть и сегодня. Подавляющее большинство прихожан православных храмов – женщины. Веками угнетаемому и отвергаемому полу легче понять и принять сердцем Евангельское учение. Спаситель отвечал им взаимностью, всякий раз демонстрируя особое отношение, но всегда чистое и непорочное. В дальнейшем его подхватила и вся христианская община. 

Роль в семье

Каждый хорошо знает строки из Священного Писание: «Жена да убоится мужа своего» или «…жены, повинуйтесь своим мужьям». Современная женщина спросит: «Ну и где это хваленое равноправие? Почему я должна бояться своего мужа и повиноваться ему?» На самом деле христианство никогда не призывало воспринимать этот постулат буквально, тем более, что эти слова вырваны из контекста. Господь призывал жен повиноваться своим мужьям как Господу, потому что именно муж является Его олицетворением в семье, но как Спаситель призывал мужей относиться к своим женам

«Вы же, мужья, также относитесь к своим женам с пониманием. Обращайтесь с ними почтительно, как с более слабыми, которые вместе с вами унаследуют дар жизни от Бога…» (1Петра 3:5–7)

То есть никакого уничижения человеческого достоинства женщины Евангелие не проповедует. Напротив, призывает мужа и жену любить Бога, почитать Отца своего Небесного и «быть два одной плотью». Муж не может унизить, ударить и еще как-то навредить своей жене просто потому, что она – это его часть. Никому же не придет в голову бить свою ногу или руку. А жена, видя такое отношение мужа к себе, не может не отвечать взаимностью, которая нередко выражается в терпении, услужливости, умении где-то промолчать, что противники христианства называют одним термином «повиновение». 

Но даже далекие от христианства люди знают, что в браке без взаимного терпения, снисхождения к чужим недостаткам, доверия и уважения нельзя. Если это будет проявлять лишь кто-то один, а другой бессовестно этим пользоваться, то союз неизбежно распадется. Христианство лишь установило эти основы семейной жизни, взяло за правило и активно пропагандирует среди своих последователей. При этом оно не умаляет некоторых особенностей и естественных различий между мужчиной и женщиной, но подчеркивает, что оно никогда не давало ни одной из сторон каких-либо преимуществ только по праву пола. 

Сегодня стало модным жить так называемым «гражданским» браком, иметь многочисленные добрачные отношения, а в браке любовниц. Больше половины союзов распадается, оставляя детей без отцов. Из них вырастают взрослые, которые тоже не готовы трудиться над отношениями и уступать, ища понимания в другом месте, но при этом только еще больше укореняясь в «жестокосердии», озлобляясь, костенея душой. Христианство призывает к сохранению брака, который помимо всего прочего защищает права женщины ввиду ее физиологической немощи как матери, большей, по сравнению с мужчинами, целомудренности и привязанности к своей второй половинке, семье, детям, дому. 

Нерасторжимость брака обещает женщине достойное положение в обществе, да и всей жизни в целом, так что даже потеря молодости, красоты и здоровья не сможет помешать ей оставаться подругой для супруга, матерью детям, госпожой в доме своем. 

Взаимоотношения в семье

В среде верующих часто можно услышать фразу «строить малую Церковь». Малая Церковь – это семья, в которой «муж есть глава жены также, как Христос – глава Церкви. (Еф. 5,23 и дал.). Но как любил Иисус Христос свою Церковь? Так, что жизнь отдал за нее. Так и муж. Живя со своей женой, он должен всегда следить, чтобы не омрачить ее сердце досадой, гневом, неуважением. В заботе о чистоте и достоинстве отношения к жене определяется и его отношение к Богу. Если грубо, то в христианской семье муж подчиняется Богу, жена – мужу, а дети – своим родителям. Именно такая иерархия обеспечивает надежность и незыблемость всего семейного «корабля», который легко и беспрепятственно преодолевает житейские «бури».

При этом союз строится с учетом особенностей полов и натуры каждого из супругов. Женщина – это олицетворение нежности в семье, заботы, внимания. Даже самые отъявленные феминистки не могут не признать факт физиологической слабости женщины, ее зависимости от мужской помощи. Мужчина же олицетворяет закон и порядок в семье как представитель грубой физической силы, твердости, мужественности, ответственности. Да, можно упрекать христианство в пропаганде женской кротости, скромности, покорности, но любой практикующий психолог скажет, что «сила женщины – в ее слабости», чем многие представительницы прекрасного пола активно пользуются для получения желаемого. 

Так, различными доводами христианство старается утвердить в муже любовь к жене в самом обширном и высоконравственном смысле этого слова. Любовь эта, выступая чувством вполне естественным и необходимым по своей обширности, высоте и святости, настолько исключительна, что ее нельзя сравнить ни с чем земным. При таком отношении мужа к жене все интересы последней соблюдены, обеспечены нравственные, жилищные, интимные, семейные и другие потребности. 

Вообще любовь в христианстве – весьма обширное понятие. Повиновение в нем – это не повиновение перед палкой хозяина. Это способность отказаться от своих эгоистических интересов, сообразовать свою волю с волей другого человека, а отсылка к покорности и повиновению жены – это всего лишь указание на характерное свойство женской натуры. Вот как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст:

«Если всякий будет исполнять свой долг, тогда все будет твердо: ибо, видя себя любимою, жена бывает дружелюбна и покорна, а встречая повиновение, муж бывает кроток».

Муж спасается женою

Нередко бывает так, что жена приходит к вере, регулярно посещает храм, исповедуется, причащается, а муж – нет. Святые отцы не считают, что в этом случае нужно разводиться. Как «жена спасается мужем, так и муж спасается женою». В Евангелие сказано:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1Пет. 3:1–2; ср.: 1Кор 7:16). 

То есть жена оказывает такое же сильное нравственное влияние на мужа, на его исправление и совершенствование, как и муж на жену. При этом она не действует силой, не угнетает, не порабощает, не требует, а скромно и покорно исподволь смягчает сердце супруга. История христианской Церкви знает немало примеров, как добродетельные христианки, имевшие в мужьях грубых язычников, не только прекрасно с ними уживались, но и оказывали на них благотворное влияние. 

О женском влиянии на мужчин

Вряд ли кто-то будет спорить с утверждением об огромной степени влияния женщин на мужчин. Не зря говорят, что «за каждым великим мужчиной стоит великая женщина». Но дело в том, что влияние это может быть разного характера, как и приемы, средства, употребляемые при этом. Главным «оружием» женщины во все времена был соблазн, а сегодня он как никогда приобрел гипертрофированные формы. Одними нарядами, украшениями и косметикой современные женщины не ограничиваются. Они в буквальном смысле перекраивают себя, меняя формы тела, накачивая силиконом грудь, губы, удлиняя ноги и пр. 

Но лишая себя нравственных качеств и истинных добродетелей, взращивая в себе только чувственное начало, женщина теряет способность продолжительно и благотворно влиять на мужчину. Приучая смотреть на себя как на забаву или игрушку, она сама отказывается от своих человеческих прав и достоинств. От такой плачевной участи христианство и хочет уберечь женщину, хотя ему и нелегко бороться с ее мелочными страстями, доставляющими мишурную славу и эфемерное торжество. Немало усилий приложили отцы Церкви, чтобы поддержать истинное достоинство женщины, привлечь ее в первую очередь заботиться о своей внутренней красоте. 

Некоторые женщины думают, что при отсутствии нарядов, прически и макияжа станут неинтересными своим мужьям, но святые отцы уверяют в обратном. «Красота души больший возжигает к себе пламень». В конце концов, красота внешняя преходяща. Старость ждет каждую женщину, и чем же она тогда будет услаждать своего мужчину? Красота душевная выше всех этих перемен. Вот как говорил об этом апостол Павел:

«… не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1Тим. 2:9–10).

Конечно, христианство не отвергает стремления женщины выглядеть опрятно и красиво. Оно призывает лишь правильно расставлять приоритеты, чтобы наружность не главенствовала над внутренним содержанием. Да, женщины сегодня как никогда активны в общественной жизни, свободны в своих суждениях и вере, праве выбора, но им стоит помнить о главном, что должно стоять в их жизни на первом месте – Боге и Его учении, как гаранте жизни вечной. Помогай нам в этом Господь!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram