Новые записки
Елицы.записки в новом дизайне!
Закрыть
16.11.2020

Завет с Богом. Обязанности первых людей

Бог создал человека и вручил ему мир для того, чтобы он продолжил дело Творения, творчески преобразил его. В способностях человека было оживотворить костную материю Присутствием Духа, носителем Которого он выступал. Поставленный на грани двух миров, человек должен был стать мостом, посредником между миром видимым и невидимым. Так видят призвание человека преп. Максим Исповедник и свт. Григорий Богослов. Но человек нарушил завет с Богом, отделившись от него, хотя память о предначертанном живет в его сердце. 

Завет Бога с человеком

«Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих» (Пс. 88:35).

Привычный порядок вещей, чудеса, Слово, Сын Человеческий – через все это Бог являет себя человеку. Все это Откровение Божие о Себе. Это Откровение проявляется в делах творения, провидения и искупления. Но понять смысл этих дел можно только при условии понимания свойств Бога. Например, того, что Господь верен Своему Слову, что Он не отменяет и не изменяет его. Понять дела Божьи можно только при понимании свойств Бога, и наоборот – путем понимания дел Божьих можно понять свойства Бога

Вступая в отношения с человеком, Бог заключает завет. Завет предусматривает определенные обязательства. Сама фраза: «Я – Господь» указывает на завет, демонстрирует, что Бог есть наш Господин, а мы – Его рабы, служители, работники, обязанные исполнять то, ради чего были созданы. Поэтому можно с полным основанием утверждать, что Бог есть Бог завета. 

Сотворение Адама и Евы

Сотворив первых людей, Бог благословил их словами:

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28).

Хочется еще раз подчеркнуть, что Бог благословил человека сразу после творения. Не за что-то, не за «хорошее поведение», а просто так. То есть с самого начала завет предполагал и устанавливал добрые, счастливые отношения Бога с человеком. Каким был Адам в раю по своей естественной природе? Вот как говорит об этом преподобный Иоанн Дамаскин:

«Бог сотворил человека непорочным, правым, любящим добро, свободным от печали и забот, украшенным всякою добродетелью, изобилующим всеми благами, как бы некоторый второй мир – малый в великом, созерцателем видимого творения, проникающим в тайны творения мысленного, царствующим над тем, что на земле, и подчиняющимся вышней власти».

А святитель Григорий Палама писал, что Ангелы смотрели на «человеческую душу и видели иного бога». Адам в раю не болел, не уставал, не испытывал всех тех эмоций, которые присущи человеку. По мнению преподобного Ефрема Сирина его «тело не горело в огне, не тонуло в воде». Но самое главное заключается в том, что душа первого человека вся была пронизана Божественной благодатью. Она просвещалась и управлялась Святым духом. Вот как говорит об этом святой Макарий Великий:

«Как в Пророках действовал Дух и научал их, и был внутрь их, и вне их являлся: так и в рассуждении Адама, егда хотел, с ним был и научал его… Вся ему было Слово, и доколе пребывал храняй заповедь, друг был Богу». 

Человек в раю был нетленным, бессмертным, он не нуждался в пище, но имел неисчерпаемый потенциал бессмертия и самосовершенствования. Его ум был настолько ясным и проницательным, что был способен проникать в тайны Божии. Человек был в постоянном диалоге с Богом, узнавал от Него все в отличие от современных потомков, которые вынуждены учиться, чтобы развиваться, но даже при условии постоянного получения богословских знаний можно узнать о Боге, но не познать Самого Бога

И хотя Адам и Ева были совершенными с духовной и телесной точки зрения, они стояли лишь на первой ступени совершенства и были открыты для дальнейшего обожения и духовного роста, возрастания в добродетели. Господь дал им наказ возделывать рай и хранить его. Это опровергает все утверждения далеких от религии людей в том, что прародители бездельничали в раю, проводя время в ничегонеделании. Напротив, у них была работа, свои обязанности, но они им были даны не столько для того, чтобы чем-то заниматься просто чтобы убить время, а чтобы познавать Бога через изучение Божественных творений.

Вот как говорит об этом святитель Игнатий:

«… изучение всесовершенного и бесконечного Бога составляло для него, по естественной необходимости, делание, достойное всего его внимания».

Задача первых людей была в том, чтобы еще больше гармонизировать мир, сделать его слаженным и единым. Этого можно было достичь путем устремления своих чувств и ума к Богу, достижения обожения, чтобы потом передать потоки благодати нижележащим тварям и таким образом усовершенствовать мир. 

Доверие Слову Господа: дерево познания добра и зла

Возрастание и укрепление в добродетели было возможно только при одном условии – доверии Богу. Но доверие к Его Слову возможно только при полном признании авторитета Господа, подчинении Его воле. Господь повелел Адаму и Еве не вкушать плодов с дерева добра и зла. Многие далекие от христианского вероучения люди не понимают, зачем был нужен запретный плод? Зачем Богу было вводить человека в такое искушение? Было ли это дерево каким-то особенным, не похожим на другие?

На самом деле дерево было самым обычным, как и его плоды. А запрет на невкушение был дан, чтобы подтолкнуть человека на упражнение в добродетели. Да, Адам уже был совершенным, он уже был создан по образу и подобию Божьему, но ему следовало все больше укрепляться в желании делать добро. Это можно сравнить с воспитанием ребенка. Родители любят его безусловной, всепрощающей любовью, но это не значит, что он может творить все, что ему захочется. Ему многое запрещено – играть с документами, выбегать на проезжую часть, совать какие-то предметы в розетку. 

Через это родители воспитывают малыша и на этом строится любая педагогика. Это еще один договор, завет, призванный привести человека в добродетельное состояние. «Сказано: по образу, поелику Бог сотворил душу бессмертною и самовластною, а по подобию относится к добродетели. Страсти же не принадлежат нам по естеству. Адаму был дан образ, а подобия он должен был достигнуть сам». Выполнение заповеди не есть плодов с дерева познания добра и зла обеспечивало бы продолжение благословения, заключающегося в общении с Богом. Согласно Божьему установлению, нарушителей заповеди ждала смерть (Рим. 6:23).

Грехопадение

Поддавшись искушению змия, люди преступили заповедь, отделившись от Источника жизни, причем жизни как духовной, так и физической. Совершенный порядок, та иерархия, которая царила в душе человека, нарушилась. Ум оторвался от Бога, воля приобрела склонность ко злу, а чувства стали стремиться ко всему, что несет разрушение душе. Святые отцы сравнивают ум, волю и чувства с лебедем, раком и щукой, каждый из которых тянет в свою сторону по принципу «разделяй и властвуй». 

Самым главным наказанием для Адама было лишение благодати. Вот как пишет об этом святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Существенная казнь падшего человека состояла в душевной смерти, поразившей его немедленно по преступлении заповеди. Тогда человек лишился обитавшего в нем Святого Духа, который составлял как бы душу всего существа человеческого, и был предоставлен собственному естеству, зараженному грехом и вступившему в общение с естеством демонов. От подчинения смерти и греху составные части человека разобщились, стали действовать одна против другой: тело противится душе, душа находится в борьбе сама с собою; ее силы препираются; человек находится в полноте расстройства». 

Человек отпал от Божественной благодати, лишился общения с Творцом и стал предоставлен сам себе. По такому же принципу родители нередко строят наказание ребенка. Они ставят его в угол или перестают с ним общаться. Психологи соглашаются, что такая мера наказания бывает гораздо действеннее, чем телесное воздействие. Это особенно ярко проявляется тогда, когда между родителями и ребенком имеется прочная сердечная связь. Долго быть предоставленным самому себе он не может. Одиночество терзает малыша и вынуждает задуматься, как и почему с ним такое произошло. Отпавший от Божественного «попечения» человек растерялся. Без Божьего наставления он забыл, что по своей натуре он добрый, а не злой. Зло ему стало совершить легче, чем добро. Его душой овладели страсти, противоестественные для его природы.

Да, у него осталась свобода воли и после грехопадения, но эта воля теперь больше склонялась ко злу, чем к добру. Вот как говорит об этом апостол Павел в своем послании к римлянам:

«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19,24).

И вот здесь возникает нравственный конфликт. Можно ли предложить человеку на выбор: «Хочешь греши, а не хочешь, не греши»? Нет. Почему? Да потому, что ни один родитель не скажет ребенку: «Хочешь, выбегай на проезжую часть. А не хочешь, не выбегай». Он не может так рисковать. Вот так и Господь тоже не может рисковать, потому что зло совершить легче, чем добро. А для совершения добра еще нужно постараться, сделать усилие, преодолеть себя. Вернуться в свое естественное состояние можно, если постоянно возрастать в добродетели. Надо сказать, что и это возрастание естественно для человека, для красоты его души.

Обычно педагоги используют по отношению к детям слово «развиваться», но в учениях святых отцов его нет. Все потому, что «развиваться» человеку не нужно. Ему нужно вернуться, установиться в своем нормальном состоянии. Это возможно, если заменить каждую страсть на противоположную ей добродетель: гордость на смирение, сребролюбие на милосердие, гнев на кротость, а ненависть – на любовь

Обетование о спасении

После грехопадения Бог установил с Адамом завет с присутствующим в нем обетовании о спасении. Но от всех потомков Адама и Евы по-прежнему требуется лишь одно – доверять Словам Божьим, признавать Бога как Творца и верить в Него как в Спасителя. Адам представляет все человечество в целом и каждого из нас по отдельности. После него человечество разделилось в отношении завета на две группы: тех, кто сохраняет завет и тех, кто вне завета, то есть нарушителей завета. В сущности, всякий грех людской это есть несоблюдение завета. Завета послушания, исполнения, слушания Бога.

«И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней, за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей» (Ис. 24:5–6).

Восстановленный после грехопадения завет имел благодатный характер, основывался на обетовании Божьем о спасении. Все последующие постулаты завета не противоречат предыдущим, но дополняют и расширяют полноту Откровения. Все обетования Божии, которые Он дал в завете, последовательно концентрируются на Христе и Его деле искупления. Спаситель пришел в мир, чтобы искупить грехи человека и вернуть ему возможность достичь того состояния, которое было у него в раю.

Теперь человек может устремиться к богоподобию через Таинства Церкви, взращивая в себе добродетели. Но богоподобие – это сверхъестественное состояние, достичь которого можно только при условии теснейшего соединения с Богом. Достигший такого состояния человек называется Богом по благодати. И к этому призваны все мы Творцом при сотворении мира:

«Аз рех: бози есте» (Пс. 81:6).

Такое состояние превышает то, что было в раю у наших прародителей. Прийти в такое состояние можно Божественной силой – силой любви. То есть смысл жизни каждого человека – это стяжать добродетели, которые постепенно возведут его к высшей добродетели – любви. Только так можно стать подобным Богу. И как родители воспитывают в ребенке положительные качества личности, так и пастыри ведут свою паству ко спасению. 

Как достичь богоподобия?

Как уже было сказано, уподобиться Богу можно только посредством Божественной благодати. Это дар, который Господь Бог дает Сам, но человек должен своим искренним желанием и подвигом доказать, что достоин этого дара. Усмирить страсти можно после того, как Господь даст благодать, но получить ее может и грешный человек, который по-настоящему смирится и устремится к Богу. В Божественной власти и дать все добродетели сразу, но сподабливаются такого дара лишь те, кто решительно, полностью и окончательно отворачиваются от своей падшей природы и устремляются к Создателю. Такие случаи большая редкость, но они бывают.

Обычно при воспитании в себе добродетелей человек проходит три этапа:

Состояние рабства. Он преклоняется перед Богом в страхе, что будет наказан.

Состояние наемника. Такой человек трудится, стяжая в себе добродетели в ожидании Царства Небесного.

Состояние сыновства. Эта высшая ступень, на которой человек творит добро просто потому, что ему нравится его творить.

По мнению Аввы Дорофея, через эти три состояния человек получает любовь к добру. Как часто бывает так, что обратившийся к Богу человек, поверивший Ему, начинает работу над собой и своими грехами, страстями, прикладывает усилия, а все напрасно – греховная природа берет над ним верх. Человек разочаровывается и думает, что ему никогда не удастся хоть на чуточку, хоть на миллиметр приблизиться к Богу. Святой Паисий Святогорец советует не отчаиваться. Да, хорошо тем, которые «от чрева матери» родились святыми или с детства преуспевали в духовной жизни. Отче называет их «блаженными», но «более блаженными» называет тех, кто родился со всеми наследственными мирскими страстями, но сумел искоренить их в себе, очистить до блеска свою душу.

Так что будем трудиться, будем работать над собой, смиряться и спасаться. Да, это непросто, когда на греховную натуру наложились собственные, приобретенные в течение жизни грехи и страсти. За один день от них не избавиться, но когда есть решимость, когда есть твердая вера в успех, то есть и надежда на благоприятный исход. Бог хранит Свое Слово и свой завет. Его решение неизменно. Он заботится о человеке, держащимся завета, но человек лишь тогда угоден Богу, когда исполняет Его завет. Так дай же нам, Господи, мужества исполнить свое предназначение, вернуться в Отчий дом, откуда мы так неосмотрительно ушли, прельстившись соблазном.


Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.