Заповеди Блаженства. Совершенные законы для совершенного человека
Вы можете подать записки о здравии и благополучии близких на молебен ко Господу:
Просительный молебен ко Господу:
Благодарственный молебен ко Господу:
Заповеди Моисея
Народ эпохи Ветхого Завета был дик и груб нравом. Люди продавали друг друга в рабство, вырезали целые племена, вступали в кровосмесительные связи с ближайшими родственниками. И так поступали не только язычники, но и евреи. Можно даже сказать, что евреи были нравом хуже других. Господь выбрал для воспитания самый грубый и неотесанный из народов, чтобы сделать его самым праведным.
Однако совершенный нравственный закон богоизбранному народу дать было нельзя. Он бы не выдержал его чистоты и величия. Ведь даже пророк Моисей, спустившись с горы Синай с первым комплектом Скрижалей Завета, был вынужден разбить их о скалу, когда увидел, как евреи вместо истинного Бога отлили себе для поклонения золотого тельца. Так что ему пришлось повторно подниматься на Синай к Богу и просить у него ещё одни скрижали.
По сравнению с тогдашней грубостью нрава еврейского народа, даже 10 заповедей, «декалог», стали настоящим нравственным прорывом. Евреям предписывалось чтить истинного Бога, уважать родителей и вообще старших, не убивать, не красть, не разрушать семьи друг друга, не завидовать и не делать некоторых других вещей. Все 10 заповедей Ветхого Завета можно было свести к одной простой формуле: «воздерживайся от греха».
«Прекрасное дело – знать заповеди и тщательно исполнять их; напротив того, стыдно читать и не выполнять, читать много и не делать. Употребим же старание, братия мои, читать с благоразумием и поступать с разумением, потому что Судия наш, требующий отчета и в помышлениях, не оставит без исследования ни одной мысли», – писал преподобный Ефрем Сирин, напоминая христианам, что заповеди Ветхого Завета обязательны и для нас, христиан.
Заповеди Спасителя
Спаситель, придя на Землю и установив Церковь для всего мира, указал:
«Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф. 5:17).
То есть Господь не отменил предписания Ветхого Завета, а лишь нравственно и духовно модифицировал их. Не отменив 10 заповедей, в Нагорной проповеди он дал нам более совершенное руководство к духовной жизни в виде 9-ти Заповедей Блаженства.
Если декалог строился на запретах и страхе наказания – «не делай того-то», или же обещании награды – «почитай отца и мать и долголетен будешь», то Заповеди Блаженства обращались к человеческой свободе творить добро и желании быть вместе с Богом – «счастливы поступающие так-то». Если декалог только ограничивал проявление зла в человеческой душе, то Заповеди Блаженства научали человека формировать в себе добродетель.
Заповеди Ветхого Завета Можно уподобить деревянной скульптуре, вытесанной топором, а Заповеди Блаженства – этому же произведению искусства, доработанному стамесками. Или же Ветхий Завет – простой одежде, лишь прикрывающей тело от холода, а Заповеди Блаженства – рубашке с вышивкой, которая кроме утилитарной функции согревания привносит в нашу жизнь ещё и эстетику.
О назначении новых заповедей хорошо сказал святитель Игнатий Брянчанинов: «Чем отличаются заповеди Евангелия от заповедей Моисеева десятисловия? Последние не допускали падшего человека впасть в состояние решительно противоестественное, но и не могли возвести к тому состоянию непорочности, в которой человек был сотворен. Заповеди десятисловия сохраняли в человеке способность к принятию заповедей Евангелия. Заповеди Евангелия возводят в непорочность, превысшую той, в которой мы сотворены: они зиждут христианина в храм Божий».
Pax Christiana
Мы, сегодняшние, родились в «Pax Christiana», «Христианской вселенной». И многие идеи, которые сегодня нам кажутся само собой разумеющимися, были привнесены в нашу жизнь именно с приходом Спасителя. Вспомним, как обстояло дело с местью до горы Синай. За мелкое словесное оскорбление человек мог не то что оскорбить другого человека в ответ, но даже убить его. Более того, мести мог подвергнуться весь род обидчика.
Ветхий Завет произвёл в деле мести первую нравственную революцию. Установил принцип соразмерности ответного вреда – «око за око и зуб за зуб». Вот только выбитый обидчику зуб или глаз никак не приближал обиженного к обретению своих утраченных органов. Понимая это несовершенство декалога, Спаситель производит в подготовленным ветхозаветным законом обществе вторую нравственную революцию.
Господь Иисус Христос в своей проповеди ограничивает человека от любого необдуманного проявления насилия:
«Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5:22).
Исполнение даже заповедей Ветхого Завета – это большой труд, ведь падшая человеческая природа постоянно склоняет нас ко греху. И ещё больший труд – удержавшись от греха научиться любить Бога и из этой любви стараться всячески помогать другим людям. Однако Господь дал нам силы к исполнению Евангелия на практике в виде благодати Таинств. Помолимся же о том, чтобы наше желание добродетели никогда не оскудевало и привело нас к блаженству с Господом!
Просительный молебен Иисусу Христу:
Благодарственный молебен ко Господу: