Зачем нужны церковные обряды?
Далекие от православного вероучения люди нередко удивляются: «Зачем Церкви столько обрядов?» Разве нельзя просто верить «в душе», зачем этот формализм, эта искусственность, к тому же ученики Иисуса Христа не учили поклонению священным реликвиям, они не почитали мощи усопших святых, не совершали литургии. А действительно, зачем нужны обряды? Почему-то именно религия всегда была и остается тем «бельмом на глазу», которое постоянно вызывает какие-то нарекания и претензии. Вот же, обрядов много, смысл которых непонятен, а желание регламентировать любовь к Богу приобретает какую-то искусственную, неестественную форму. Но почему-то никто не выступает против регламентации любви к своей жене. Мужчины с удовольствием дарят любимым женщинам цветы и подарки, проявляя свои чувства. Вряд ли супруга в ответ на такие знаки внимания скажет, что в этом проявляется формализм и искусственность их отношений. Давайте перестанем здороваться с соседями, приветствовать знакомых на улице. А зачем? Ведь вы и так помните друг друга. Перестанем поддерживать дресс-код в офисе. Зачем? Кто его придумал? Я не хочу ходить в храм в длинной юбке и платке, а потому не стану ходить в офис в деловом костюме, заменю его на купальник. Ведь это же все условности, пустой формализм. Или нет? Церковные обряды формировались веками, вырастая из опыта молитвы и богообщения. Они не случайны и не бессмысленны. Да, во времена Иисуса Христа и апостолов православное богослужение не было таким, каким оно есть сейчас, да и не могло быть. Но это не значит, что в их жизни не было «действий стереотипного характера, которым присуще символическое значение». Именно такое описание обряду дано в Библии. Одним из главных ветхозаветных обрядов было празднование Пасхи. Еврейский народ вспоминал Исход – выход из египетского рабства, совершая в этот день определенные символические действия, причем в четкой последовательности. Регламентации подлежало все – вид и цвет одежды, еда, питье. Когда евреи совершали эти действия, они как будто садились в машину времени и возвращались назад в прошлое, становясь непосредственными участниками Исхода. То есть это не то, что было в другой стране, с другими людьми. Это то, что совершается с нами сегодня. Христианство не может быть безобрядовым хотя бы потому, что в центре христианской общины, созданной Иисусом Христом, стоит именно обряд – таинство Евхаристии. То есть Сын Божий не уклонялся от совершения обрядов. Он сам его и установил в Пасхальный Седер. В любом деле – будь то скалолазание или вытачивание деталей на токарном станке существует определенный порядок действий. Человек не лезет сразу на скалу, а сначала готовит оборудование, проверяет крепление, подбирает экипировку. Этот сложившийся порядок действий остается неизменным, а если и вносятся какие-то коррективы, то все они преследуют цель обеспечить безопасность и повысить эффективность работы оборудования и всего предприятия в целом. Обряды – это тоже устоявшиеся упорядоченные действия, которые не создаются заново каждый раз. Они сложились и также призваны повысить «эффективность» священнодействия, так как в их ходе совершенно реальным, но невидимым образом действует Божья благодать, обновляя и освящая человека. Господь Иисус Христос создал Церковь – «Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Апостол Павел описывает Ее как живое тело, напоенное Святым духом – «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор. 12:13). Обряд можно назвать аккумулятором духовного и культурно-исторического наследия той или иной религиозной традиции. Наш Господь Иисус Христос принимал участие в многочисленных обрядах. Он крестился в реке Иордан, хотя вовсе не нуждался в этом, но Ему нужно было подать пример, Он благословлял хлеб и рыбу, Он сделал слепому глаза из придорожной пыли. По Его словам и заповедям апостолы крестили в воде обращающихся в христианство, служили Евхаристию, благословляли, возлагали руки на епископов и священников, низводя на них благодать Святого Духа. То есть вся религиозная жизнь христианина неизбежно нуждается в какой-то обрядовой форме. Да, она не может буквально воспроизводить форму I века, но может и должна сохранять с нею связь. Когда мы совершаем обряд, мы входит в то же пространство веры и молитвы, в котором находились апостолы и первые христиане. Да, сам по себе обряд не делает человека настоящим христианином. О том, что духовная жизнь может формализоваться, а тщательное выполнение обрядов скрыть внутреннюю пустоту и неверие в Бога, предупреждали еще ветхозаветные пророки. Но чтобы вашей религиозной жизни начала угрожать формализация, для начала она должна у вас появиться. Чтобы рассуждать о чем-то, нужно иметь об этом понятие. Как часто мы любим поговорить на темы, о которых не имеем никакого понятия. Мы лучше врачей знаем, как нас лечить и лучше учителей знаем, как учить наших детей. В религии мы тоже «неплохо разбираемся», но только пока не начнем посещать храм и знакомиться с основами и порядком богослужений. Вот тут-то перед нами и встает множество вопросов, но это нормально, и бояться этого не стоит. Да, духовная жизнь неизбежно будет проявлять себя в обрядах, но чтобы она не стала формальной, нужно начать изучать основы церковно-славянского языка, церковную историю, смысл таинств. К примеру, есть обряды богослужебные, символические и житейские. Из первых состоит литургия, другие церковные богослужения. Вторые выражают религиозные идеи Церкви. К примеру, крестное знамение, которым мы себя осеняем, совершается в воспоминание крестных страданий Иисуса Христа, благодаря которым был побежден дьявол и грех. Житейские обряды связаны с освящением жилья, машины, еды, питья и пр. Обилие, красота, торжественность и пышность церковных обрядов свидетельствует о богатстве духовно-символической жизни Церкви. В каждом действии, в каждом предмете заключен благодатный смысл. К примеру, каждение храма и молящихся людей святым ладаном олицетворяет обилие благодати Святого Духа, который обитает в храме и осеняет молящихся. А совершая помазание во время Всенощного бдения, священник подает человеку небесное благословение. В богослужении ничего не является случайным. И все верующие «в душе», должны помнить, что человеку дано еще и тело. Зачем Господь даровал нам его? В священном Писании сказано: «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, который суть Божий» (1Кор. 6:20). Только благодаря телу мы можем класть поклоны, стоять на коленях, осенять себя крестным знамением, поститься. Значение обрядов для человека трудно переоценить. Зачастую люди, выступающие против церковных обрядов, со всех сторон окружают себя суевериями, всевозможными поверьями и запретами. Отсюда часто возникают довольно странные утверждения типа «в большие церковные праздники нельзя работать и посещать кладбище» или «нельзя есть яблоки до Преображения». Обрядами наполнена вся наша жизнь, будь то свадьба или похороны, рождение ребенка. Обряд – это язык, на котором мы говорим друг с другом о самом важном.«Пустое и ненужное»
Обряд как «машина времени»
Обряд как центр христианской жизни
Как понять смысл обрядов?
Важность обрядов