19.12.2022

Взаимное отношение между любовью к Богу, к ближнему и к себе самому

Согласно Священному Писанию, главная обязанность человека по отношению к Богу состоит в любви к Нему. При этом Господь заповедовал нам любить ближнего своего как самого себя. Не у всех получается создать эту неразрывную связь. Кто-то выстраивает личные отношения с Богом, забывая о своих ближних, а кто-то больше занимается делами милосердия, полагая, что именно так он исполняет свои обязанности по отношению к Богу. А что говорят об этом святые отцы Церкви? 

Правильный порядок в нравственных обязанностях

О любви к Господу Богу сам Иисус Христос сказал, что «сия есть первая и большая заповедь». Вторая заповедь подобна первой и заключается в том, чтобы любить ближнего своего. Полагаясь на эти слова самого Спасителя, святая Церковь навсегда установила определенный порядок в нравственном долге человека: любить Бога и ближних, а по отношению к себе – заботиться о спасении души. То есть любовь к ближнему занимает в этой иерархии среднее место. Больше всего человек должен любить Бога, но при этом жертвовать во имя любви к Нему и ближнему любовью к себе. 

Отшельник – это эгоист?

Нередко люди не понимают этой взаимосвязи и считают, что нельзя смешивать «мух и котлеты». Есть мнение, что сильная любовь к Богу отдаляет человека от ближних, создает препятствия на пути любви к ним. Предполагается, что человек должен больше любить своих ближних, помогать им, делать добрые дела, и тем самым он исполнит свою обязанность по отношению к Богу. Думающие так люди считают отшельников и монахов своего рода эгоистами, которые не думают о других, а занимаются лишь собой и спасением своей души.

На первый взгляд кажется, что такое мнение не лишено смысла. Читая жития святых, мы видим, сколько подвижников оставляло мир и уходило в пустыню, леса, пещеры, чтобы там предаваться молитвенному общению с Богом. Они следовали словам Иоанна Богослова, который говорил: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Иоан. 2:15). Но неправильно думать, будто тем самым они отреклись от своей любви к людям, оставшимся в мире. Они бежали не от людей, а от соблазнов, искушений, грехов, которыми наполнена мирская жизнь. При этом они любили своих братьев, любили намного больше, чем те, кто оставался в мире и принимал участие в его грехах. 

Подтверждение этому мы находим в молитве, которую отшельники обращали к Богу, прося не только за себя, но и других. Хороший пример тому – житие Пахомия Великого. Однажды отшельник узнал, что его родину – город Александрия охватила эпидемия болезней, голода. Монах три дня провел в слезах и полностью отказался от той скудной пищи, которую позволял себе. Когда ученики просили Пахомия хоть что-нибудь съесть, чтобы поддержать силы, святой отвечал: «Как могу я есть, когда братия мои не имеют хлеба...». Вот какова была великая сила его любви к ближним!

Великому подвижнику и чудотворцу Серафиму Саровскому, который годами вел отшельническую жизнь в лесах, принадлежат известные слова: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Жизнь святых служит примером для других, назиданием, а самое главное – они несли людям свет главного Источника жизни, распространяя вокруг себя благодать, которую успели стяжать. Вспомним, сколько святые отшельники принимали у себя людей, скольким давали совет и наставление? Батюшка Серафим совмещал пустынножительство и служение в монастыре, да и нарушавшую его уединение братию всегда со смирением принимал в своей келии.

Прославившиеся старцы Оптиной Пустыни также никогда не скрывались от людей в своей обители, а принимали всех желающих. Старец Амвросий, даже будучи тяжело больным, принимал большое количество посетителей, никому не отказывая в помощи. Разве можно обвинять их в эгоизме и нелюбви к ближним? Любовь к Богу никогда не сможет помешать любви к ближнему, потому что «Бог есть любовь» (1Иоан. 8:16).

Связь между любовью к Богу и ближнему

Великий подвижник Православной Церкви авва Дорофей прекрасно объяснил, как взаимосвязаны любовь к Богу и ближнему на простой математической иллюстрации. Святой начертил круг, в центре которого поставил Бога, а людей расположил на окружности. Радиусами они соединяются с Богом, и чем ближе становятся к Нему, тем больше сокращается расстояние между ними. То есть любовь к Богу автоматически усиливает любовь к ближнему, и наоборот. Через любовь к другим людям человек приближается к Богу. Так оба этих рода христианской любви неразрывно и тесно связаны между собой.

Вершиной нравственного восхождения христианина, основой его духовного бытия является любовь к Богу. Без нее невозможна духовная жизнь, подвиг, добродетель. А высшее служение христианской любви, то есть пастырское служение может существовать только у тех, кто полюбит Христа всем сердцем и всей душою. Вспомним, что говорил апостолам Иисус Христос: «Потому узнают все, что вы - Мои ученики, если вы будете иметь любовь между собою». То есть невозможно идти за Христом единолично, выстраивая с Ним свои собственные отношения. Христианство – это религия любви, религия прощения. Распятый на кресте Спаситель молился за своих мучителей, а молимся ли мы за своих врагов? Зачастую мы и за друзей то не молимся.

Но невозможно спастись иначе, как только через ближнего, а именно через самоотверженную любовь к ближнему. Вспомним, что Господь заповедовал прощать обидчика до 70-ти раз, то есть, по сути, бесконечно, говорил «просящему у тебя дай», и «И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Матф.5:40). Иисус Христос заповедовал нам любить друг друга, но еще больше и чаще Он говорил о сыновней любви и детской преданности Тому, Кто в Евангелие именуется «Отцом Небесным». Поэтому основа истинно-христианской жизни в человеке – его сердце, которое не только верит в Бога, но и по-детски предано Ему, проникнуто искренним влечением к Любящему и любимому Отцу.

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.