17.04.2023

Вы верите в Бога, а Бог-то, во что Он верит?

Антоний, митрополит Сурожский в беседах с духовными детьми вспомнил как-то об одном офицере, с которым он столкнулся на ступенях московской гостиницы «Украина». Военный спросил у священника: «Хорошо, вы верите в Бога. А Бог-то – во что Он верит?» На что преподобный Антоний ответил ему: «Бог верит в человека». 

Христос – наш друг

Когда человек приходит к Богу и начинает вникать в смысл христианского вероучения, ему все кажется простым и понятным. Христианин – это ученик и друг Христов. Как его последователь, каждый верующий должен учиться от Него через Священное Писание тому, вот что Он верит Сам, как Он учит нас жить. Господь не пожалел ради нас Сына Своего Единородного, которого заведомо послал на смерть ради того, чтобы мы жили вечно. Неправильно думать, что Иисус Христос пришел только для иудеев. Да, он воплотился и произошел от богоизбранного народа, но пришел для всех нас – язычников, иноверцев, праведников, грешников.

Бог верит в человека даже тогда, когда человек не верит в Бога. Сколько из нас по-настоящему преданы Творцу? Единицы! Большинство живет, не зная Бога, да и не желая Его узнать. Более того, современный человек, заточенный на поиск и стяжание земных удовольствий, не думает не только о Боге, но и о других. Но Христос неслучайно нам говорит, что мы должны любить ближнего, как самих себя. В любящем человеке любовь порождает стремление вобрать в себя и внутренний мир любимого, и саму Божью искру, которая в нем таится. И потому можно утверждать, что следствием любви к ближнему является вера в Бога. 

Есть мнение, что неверующие – это несчастные люди, которые просто не познали любви. Да, у каждого свой путь к Богу. Кто-то приходит на землю с врожденной преданностью своему Создателю, еще не успев испытать чувство любви к другому человеку, но однажды испытавшие чудо любви просто не могут не верить в Бога и не любить Его. Любовь к Богу и ближнему – два взаимозаменяемых понятия. Из одного вытекает другое, и наоборот. Но что значит любить? Современные понятия об этом чувстве далеки от того, которое изначально было заложено в него Творцом. Для одних это влечение, сексуальное желание, для других – взаимные договоренности, расчет. Большинство не готовы любить бескорыстно, ничего не требуя взамен, но именно так любит нас Господь, Который может лишь надеяться на ответное чувство.

Господь принес себя в жертву ради человека, но и настоящая человеческая любовь – она всегда жертвенная. Так любит мать своего ребенка, готовая отдать за него жизнь, так любит солдат свою родину. Любить – это значит делать все возможное для того, чтобы любимому было хорошо рядом с нами, чтобы он чувствовал себя комфортно и счастливо, но не только. Наша задача – обеспечить ему рост и развитие, совершенствование своих качеств, чтобы он был достоин своего человеческого звания. Так говорит митрополит Антоний Сурожский. Поэтому первое, чему учит Христос своих учеников – верить в человека, надеяться на все и любить его, даже ценой собственной жизни.

Служение на благо других

Господь служил людям, и именно к этому Он нас и призывает. Да, Он умер за нас на кресте, то есть проявил Свою любовь ценой жизни, но от современных христиан этого не требуется. Из истории христианства мы знаем, что первые свидетели веры умирали телесно, то есть заканчивали свою жизнь как мученики, но от нас требуется несколько другое – «умирание» душевное, уничтожение своих грехов, чтобы другим было хорошо и комфортно рядом с нами. То есть мы должны жертвовать собой, забывать о себе, но помнить о других, ведь сказано: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13).

А жизнь может быть долгой и трудной, и на ее пути могут встретиться скорби, огорчения, разочарования, но настоящий христианин думает в первую очередь о том, как послужить другим людям. 

«Верьте во свет»

Святой Исаак Сирин говорил: «Ближнему своему принуждай себя оказывать честь выше меры его. Приветствуй его лобзанием с великой честью и хвали его даже за то, чего он не имеет. А когда разлучишься с ним, говори о нём всё хорошее и самое достойное. Ибо этим и подобным этому привлечёшь его к добру». Мы должны поверить в другого человека, как Бог верит в нас. Доказательство этому – наша земная жизнь. Господь верит, что присутствующий в нас образ Божий рано или поздно, но проявится, пробудит желание идти к свету, отторгнуть тьму, в которой мы все пребываем, и пойти, как говорит святой Ириней Лионский «от новой тьмы к древнему свету». 

Не стоит сомневаться, что в каждом человеке есть что-то доброе и светлое. Свет светит и во тьме и даже если тьма его не принимает, заглушить этот свет невозможно. Даже самый закоренелый преступник может перемениться и стать достойным своего человеческого звания. И такое случается сплошь и рядом, особенно на заре жизни, когда человек подводит итоги и делает выводы. Переосмысливая свою жизнь, он понимает, что все, что он делал для себя – прах и пепел, ничто. Прожив жизнь преступником или закоренелым эгоистом, он умирает праведником. Иногда можно услышать от человека что-то типа: «За что я должен прощать и любить врагов? Что хорошего они мне сделали?» Но этот враг через какое-то время может стать праведником и молиться за тебя так, как никто другой не сможет молиться. 

В одном украинском городе жил одержимый человек, который не мог войти в храм, потому как его не пускали туда темные духи. Прихожане этого храма держали шефство над заключенными расположенной в городе тюрьмы и попросили узников помолиться об этом человеке. На следующий день одержимый не только смог войти в храм, но и приложился к кресту. Но ведь заключенные – это самые закоренелые, закостеневшие в страстях грешники, но Господу угодна молитва и таких. Для Него драгоценно всякое добро.

Заповеди Христовы

Часто можно услышать, что для того, чтобы быть христианином, надо выполнять заповеди Христовы. Однако, только тот, кто пытался их выполнять, знает, что это практически невозможно сделать. Зачем же Господь оставил их нам? Чтобы показать, какими мы могли бы быть, если бы стали настоящими и достойными людьми. Заповеди Спасителя – это не приказание, обязательное к исполнению. Это откровение о том, к чему мы призваны. Не секрет, что воцерковляющийся человек, как правило, проходит три стадии воцерковления, сначала воспринимая Бога как господина, а себя – как раба. Потом он переходит на стадию наемника, и только потом воспринимает Господа как Отца, а себя – как Его сына.

Разве мы боимся своих земных родителей, или служим им из выгоды, желая получить что-то взамен? Нет, мы просто их любим и именно ради этой любви мы стремимся сделать все, чтобы не разочаровать, не обмануть, быть рядом в трудную минуту. Когда дети вырастают, между ними и родителями устанавливаются дружеские отношения на равных. Они радуются, видя, какими мы стали, видят плод своего труда, а мы испытываем к ним благодарность за их любовь и заботу. Мы можем прожить свою жизнь так, чтобы Господь радовался, глядя на нас, чтобы Он видел, что мы стали настоящими христианами и любим то, что Он любит, а ненавидим то, что Он ненавидит, и соответственно думаем, говорим и делаем.

В ранние века христианства быть другом Христовым было очень опасно. Каждый христианин должен был быть готовым встать перед ненавидящими Христа гонителями веры и подтвердить свою причастность к Его последователям. Чем это было чревато, знает каждый, вот только из жития святых мучеников мы знаем, что они не только не прятались и не бежали, а открыто заявляли о себе и добровольно шли на казнь. Смерть за Христа почиталась за честь и считалась самым замечательным, что может случиться в жизни

Сегодня христиан уже не сжигают на кострах, но жизненные ситуации постоянно ставят перед ними вопросы, заставляя делать выбор – со Христом ты или нет? Готов ли человек солгать даже в самом малом? А проявить трусость ради выгоды? А сделать вид, что не замечаешь нужду другого, просто потому, что она тебе невыгодна, или требует приложить определенные усилия? Ученик Христа – это не только тот, кто грудью на амбразуру идет. Изо дня в день он героически совершает свои маленькие и порой незаметные окружающим подвиги, когда вместо «хочу» выбирает «надо», когда поступается своими интересами и находит в себе силы промолчать или уступить ближнему.

На самом деле героические поступки современному человеку даются очень редко. Он может годами ждать пожара, чтобы вывести из него детей, ждать, когда под лед на ближайшем озере провалится собака или ребенок выпадет ему прямо в руки из окна, но так и не дождаться. Зато у него есть возможность перевести через дорогу старушку, подать милостыню бездомному или помочь другу закончить ремонт. Как говорил отец Сергий (Булгаков), написавший статью «Героизм и подвижничество»: «Героизм – это момент, когда человек совершает один поступок, которым может кончиться его жизнь или который принесет ему победу; а подвижничество это та форма жизни, при которой человек постоянно учится у Христа, как жить, постоянно проливает в свою душу свет Христов, постоянно стремится жить достойно своего человеческого звания и достойно Христа».

Соединиться со Христом

Мы верим в то, что Иисус Христос является одновременно и Богом, и человеком. Божество и человечество соединились во Христе, как соединились огонь и железо, которое положили в жаровню. В жаровню меч помещают серым и тусклым, а вынимают горящим светом и огнем. Железо и огонь так пронизали друг друга, что можно резать огнем и жечь железом. Мы призваны точно также соединиться со Христом, чтобы Его жизнь стала нашей жизнью. Без таинств достичь этого невозможно, ведь именно в них наше тело делается телом Христовым, а мы все – члены христианской общины делаемся членами, частицами Его Богочеловеческого тела.

Быть героем в большом трудно и непросто, но и в малом быть не легче. Подвижник Христов – это тот, кто постоянно работает над собой, он всегда идет против течения, стремясь все более и более походить на Христа, все больше радовать Его тем, что мы делаемся похожими на Него, светлеем, преображаемся, добиваемся подобия. 

Доброе доверие к себе

Конечно, кто-то скажет, что добиться подобия Божьего невозможно, что это просто не по силам простому и грешному человеку. Святые отцы, в частности, старец Паисий Афонский говорил о важности доброго доверия к себе. Как часто только пришедшие к вере люди говорят, что «у меня не получится», «я не смогу» и т. п. Вроде сам Господь посылает обстоятельства, укрепляющие в доверии, но ничего не меняется. А почему не меняется? Может быть потому, что мы не просим? Войти в правильное душевное расположение невозможно, если не просить, не молиться об этом.

Именно молитва преображает душу, вводит в нее Бога. Доброе доверие к себе – очень важное качество для человека. Господь видит наше намерение и помогает утвердиться в человеческом достоинстве тем, кто по той или иной причине склонен все время огорчаться и не верить в то, что может назидательно и мудро распорядиться данными ему от Бога талантами. Очень помогает в этом наличие в нашей жизни людей, которые нас любят. Конечно, в этом помогает и Божья любовь, но человек ощущает ее постепенно, по мере своего духовного роста, а любовь родных и близких с ним всегда и в полной мере.

Тайна тут в том, что именно этой любовью людей Сам Христос нас любит и обнимает. Доверие к себе основывается на доверии к нам Бога, Который даёт нам новый день, чтобы мы явили Его присутствие в нём. Правильное доверие к себе – это доверие Богу, Божьему свету в себе. Доверяя Богу, человек одновременно доверяет Божественному в себе, исходящему от Бога. Такое доверие является необходимым условием того, чтобы человек поверил, что именно он, а не кто-то другой может стать праведным и святым, преодолеть грех и засиять для всех солнцем Правды.

О том, что Господь нам доверяет, мы узнаем через молитву к Нему. При обращении ко Христу меняется наша душа, которая приходит в состояние доброго доверия к себе. Часто бывает так, что Творец делает все, чтобы мы это самое доверие приобрели. Бог, всё знающий и могущий, верит в меня, и в этом корень моего доверия себе. Оно есть ещё и доверие Бога ко мне. Дерзновение к Богу, делающее грешного святым, невозможно без доверия. Наши силы в Боге, а у Него сил много. При этом не будем забывать, что «сила в немощи совершается». «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор. 12:10).

Постоянное присутствие рядом Бога делает человека сильным, не зря говорят: «Если Бог за нас, то кто против нас?» Именно в это и верит Бог – он верит в нас. Он верит, что мы не пройдем дорогу без веры Того, Кто любит нас и верит, что мы дойдем. Его вера в нас есть крепость на дивном пути к Нему.


Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram