17.10.2025

Всемирный потоп: когда произошел, библейская история

История о Ноевом ковчеге и водах, покрывших землю, — одна из самых известных и в то же время самых загадочных в Священном Писании. Давайте обратимся к тексту Библии и толкованиям святых отцов, чтобы понять не только «что» и «когда», но и «зачем» Бог допустил эту катастрофу.

Библейская история

История Всемирного потопа, изложенная в Книге Бытия (главы 6-9), — это не просто рассказ о древней катастрофе. Это глубокое откровение о святости Бога, страшной силе греха и безграничной милости Творца, дающего человечеству шанс на спасение.

Библейское повествование начинается с мрачной картины состояния человечества:

«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5).

Грех перестал быть лишь проступком; он стал сутью человеческой природы. Насилие, беззаконие и отступление от Бога заполнили землю. Однако даже в этом духовном мраке сиял один луч — Ной, который «обрел благодать пред очами Господа» (Быт. 6:8). Он был «праведным и непорочным в роде своем» и «ходил пред Богом» (Быт. 6:9). В его лице Бог нашел того, через кого можно было осуществить Свой план спасения.

«И сказал Господь [Бог]: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил... ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт. 6:7).

Слово «раскаялся» здесь говорит не об ошибке Бога, а о Его скорби и реакции святой любви на нераскаянное зло. Однако приговор не является окончательным. Бог дает четкие инструкции Ною по построению ковчега — огромного судна, которое станет убежищем для его семьи и представителей всей земной твари.

Ковчег — это прообраз Церкви. Как в нем спаслись немногие от гибельных вод, так и сегодня в лоне Церкви Христовой человек находит спасение от потопа греха и смерти.

Ход событий

- Строительство ковчега. По слову Божию, праведный Ной с верой строил ковчег на протяжении ста двадцати лет. Это было время, отведенное Господом для покаяния людей, но лишь Ной и его семья обрели спасение. Народ же вместо того, чтобы покаяться перед Богом за свои согрешения и искать спасения, лишь насмехался над работой Ноя.

- Вход в ковчег. Ной в полном послушании выполняет все указания Бога. Он заходит в ковчег с женой, тремя сыновьями (Симом, Хамом, Иафетом) и их женами, а также с животными — по паре от каждого нечистого животного и по семи пар от чистых.

- Начало Потопа. «В сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились» (Быт. 7:11). Вода пришла не только с неба в виде ливня, но и из-под земли, что указывает на глобальный, всеобъемлющий характер катастрофы.

- Ливень продолжался сорок дней и ночей. 40 дней — число, символизирующее испытание и очищение в Библии.

- Плавание и ожидание. Воды покрыли всю землю, даже самые высокие горы. Ковчег же был в порядке, а все живое вне его было истреблено. Плавание длилось 150 дней, после чего вода начала убывать.

- Гора Арарат. Ковчег остановился на «горах Араратских» (Быт. 8:4).

- Проба. Ной выпускает ворона, а затем голубя, чтобы узнать, сошли ли воды. Голубь, вернувшийся со свежим масличным листом, становится вестником мира и обновления земли.

- Выход на сушу. По повелению Бога Ной и все обитатели ковчега выходят на обновленную землю. Первым делом Ной строит жертвенник Господу и приносит жертву из чистых животных. Это жертва благодарения и посвящения.

Бог принимает жертву Ноя и заключает с ним и со всеми последующими поколениями вечный завет:

«И сказал Господь Бог в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека... и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал» (Быт. 8:21).

Знамением этого завета становится радуга в облаках:

«Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Быт. 9:13).

Потоп показывает, что грех — это не «мелкая слабость», а смертельная болезнь, ведущая к гибели. Спасся не тот, кто умел хорошо плавать, а тот, кто доверился Богу и вошел в указанный Им ковчег. Апостол Петр прямо говорит, что «во дни Ноя... немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение... спасает» (1 Пет. 3:20-21).

Итак, что нам делать сегодня, помня о Всемирном потопе? Ответ прост и ясен: строить свой ковчег. Каждое прочитанное молитвенное правило — это балка для этого ковчега. Каждая победа над грехом, каждая поданная милостыня, каждое причастие — это новый просмоленный борт, делающий нашу духовную жизнь прочнее. Не будем откладывать это строительство, подобно тем, кто смеялся над Ноем. Время завершения нашей жизни неизвестно, и двери спасения могут затвориться в любой момент. Спешим же войти в них, пока милость Божия даёт нам для этого драгоценное время.


Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram