Все ли богатые погибнут, все ли бедные спасутся?
Каждый православный христианин знает притчу о богатом юноше, который подошел к Иисусу Христу с вопросом, что нужно ему сделать, чтобы иметь жизнь вечную. Когда Господь сказал ему продать все его имение и следовать за Ним, юноша отошел от Господа расстроенный. Иисус прокомментировал это так: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Матф. 19:24). В связи с чем встает вопрос: Все ли богатые погибнут, и все ли бедные спасутся? Как известно, иудеи очень ждали прихода в мир Спасителя, но не узнали Его по той простой причине, что ожидали царя, властелина, который сделает свой народ самым процветающим, самым богатым и независимым. То есть все их чаяния и надежды были связаны с земной жизнью, хотя они были очень верующими и набожными людьми. Вот только вера их была какой-то однобокой. В те времена богатство воспринималось ими как Божье благословение. Вообще, чем лучше человек жил в материальном плане, тем более праведным он считался. Обилие детей и денег считалось признаком Божьей милости, а вот отсутствие наследников и бедность вызывали подозрение: «Уж не грешник ли этот человек, если Бог не дает ему процветания и благоденствия?» Действительно, во времена Ветхого Завета люди верили, что нужда, бесплодие, бедность – это наказание Божие за грехи, а потому такие соплеменники в иудейской среде осуждались и в некотором смысле даже преследовались. Интересно, что современные протестанты сохранили такое ветхозаветное отношение к богатству и считают материальное благополучие Божьим «поцелуем», этакой справкой с печатью, гарантирующей, что данный человек состоит у Бога в особой милости. Однако слова Господа о богатом юноше приводят Его учеников в замешательство. Воспитанные в традициях того времени, они весьма удивились тому, что богатство не является гарантом прохода в Царствие Небесное. Напротив, оно даже становится препятствием к этому. Притча о неразумном богаче только еще раз подтверждает слова Спасителя. Вспомним, что Он сказал тому, житницы которого были полны пшеницы: «… безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:16-21). И жизнь только лишний раз доказывает нам слова Спасителя, когда мы видим, как богачи всю жизнь собирают свое добро и злато, покупают роскошные яхты, строят виллы на берегу океана, копят деньги на оффшорных счетах, а умерев, не оставляют после себя ничего, кроме дурной славы крохоборов, которые «за копейку удавятся». Некоторые люди живут так, как будто смерти нет. Они строят планы на будущее, собирают наследство для потомков, вкладывают прибыль в выгодные проекты, как будто все это может остаться с ними вечно. Все эти золотые гробы, роскошные погребальные одеяния, драгоценности на руках усопшего – могут ли они стать пропуском в рай? А может ли стать им бедность? На самом деле Господь никогда не говорил, что быть богатым – это грех. Многие праведники, такие, как например, святитель Спиридон Тримифунтский, никогда не имели нужды, жили зажиточно и богато. Святого Иоанна Кронштадтского нередко обвиняют в том, что он любил носить богатые и роскошные одежды, окружать себя красивыми вещами. Но вспомним при этом, что Спиридон Тримифунтский привечал всех странников и путников, кормил бездомных, помогал беднякам, а его амбары с зерном всегда были открыты и каждый мог прийти и взять столько, сколько ему было нужно. Святой Иоанн Кронштадтский действительно не раз держал в руках крупные суммы денег, но они никогда в них не задерживались. Он отдавал их тем, кто в этом нуждался, и очень много помогал людям. Господь как раз и пытается донести до нас, что не богатство закрывает нам двери в Царствие Небесное, а наше отношение к нему. Любовь к деньгам – одна из самых сильных страстей, которую невозможно насытить. Правильно говорят, что с ростом доходов растут и потребности. Если бедный довольствуется одним пальто на зиму, то у богатого их несколько, и так во всем. Сребролюбивый человек нарушает вторую заповедь, ведь «нельзя служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24), то есть богатству. Апостол Павел неслучайно назвал сребролюбие «корнем всех зол». У богатых больше возможностей, а если говорить точнее, то искушений. Они чаще впадают в грех блуда, пьянства, во многие вредные и безрассудные похоти, все больше погружаясь в пучину греха. Конечно, это не значит, что все богачи как один одинаковые, думают только о стяжании материальных богатств. Но милостивых и сострадательных среди них единицы, и в этом нет ничего удивительного. Жадность заставляет их захватывать чужое, а скупость боится отдать свое. Такие люди настолько поглощены служением своему «золотому тельцу», что становятся слепы и глухи к чужому горю и проблемам. Они не способны на сострадание, потому как в каждом видят покусителя на свои богатства. Существует множество разновидностей этого греха – мшелоимство, лихоимство, корыстолюбие и другие, но все они объединены любовью к самому процессу приобретения и обладания. Но было бы ошибочно думать, что этому греху не подвержены бедняки. Страсти живут в каждом из нас, проявляясь согласно уровню нашего духовного развития. Бедность сама по себе никогда не станет пропуском в рай, если человек при этом всем и вся завидует, если мечтает о богатстве, ночами не спит из-за злости и ненависти к тем, кто его имеет. Зачастую это люди нерадивые, безответственные, ленивые, которые думают, что богатство валится другим с неба, не подозревая, как много приходится работать тем, кто имеет хороший достаток. Сами же они работать не хотят и только ищут себе оправдания. Конечно, есть среди бедняков люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию. Например, многодетные вдовы, простые работяги, которые в надежде обеспечить своей семье достаток доверились обманщикам-работодателям. Но, как бы то ни было, Господь призывает подумать над тем, что мы ставим во главу угла, какие ценности исповедуем? Делимся ли с нуждающимися излишками или «богатеем в себя»? Как богач, так и бедняк находятся перед Богом в равных условиях. И у того, и у другого есть шанс войти в Царство Божие, если они будут бороться со своими страстями, укрепляться в добродетелях, следуя заповедям, которые оставил нам Господь. Богатство как «поцелуй» Господа Бога
«С собой туда не заберешь»
Богатство или бедность: что гарантирует пропуск в рай?