Вознесение Господне. Чему нас учит пример Спасителя?
10 июня, в праздник Вознесения Господня Вы можете подать записку о себе и своих близких на Святую Землю.
Богословие Вознесения Господня
Когда Спаситель вознёсся на небеса в своём человеческом теле, он завершил этим замыслы сотворения человека и его спасения от греха, о которых на предвечном совете Пресвятой Троицы было сказано: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Теперь человеческая природа, посредством личности Христа стала «нераздельно и неразлучно» соседствовать с божественной природой, напитываясь от неё энергией благодати.
Так Бог не нарушил человеческой свободы в деле спасения. Вместо этого Он воспринял на себя человеческую природу и искупил неверное применение воли человека в раю Своим волевым выбором. Своими безвинными страданиями. Затем Спаситель победил последствия греха, самым страшным из которых была смерть, и воскрес в преображённом теле. А потом в этом же теле вознёсся на небеса и «воссел одесную Отца» в своей божественной славе.
Греческий термин «πόρευσις», употребляющийся в Евангелии, переводится на русский язык, скорее, как «восхождение». Он акцентирует наше внимание именно на восшествии Бога на своё законное место Царя и Судии вселенной. На абсолютную силу Божества исполнить всё Им задуманное. Таким образом, Вознесение Господне не менее Воскресения Христова учит нас, христиан, доверяться Господу.
В кондаке праздника говорится также, что, вознесшись, Господь «никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный», то есть, находясь на небесном престоле, через это продолжает дело спасения человечества. Преподобный Иустин Попович так раскрыл эту мысль: «восседание Спасителя одесную Бога Отца означает Его продолжение спасения мира путем Его заступничества, посредничества перед Богом Отцом за человеческий род».
Чего не нужно ждать от Бога?
В годы земной жизни Спасителя евреи, поражённые величием его личности, совершенным нравственным учением и чудесами, то и дело порывались сделать Богочеловека земным царём, который принесёт им земное процветание. Но для Царя Небесного неестественно и безумно было управлять лишь жалким осколком сотворённой Им вселенной. Поэтому столь явно уходя от учеников, Господь оградил их от соблазна чтить себя меньше, чем Он этого заслуживает.
Но искушение неверно понимать замысел Божий никуда не ушло от нас и сегодня. Мы то и дело понимаем отдельные аспекты учения Христова не так, как этому учил сам Спаситель. Например, все мы носимся сегодня с идеями псевдопатриотизма, часто забывая о том, что патриотизм по отношению к Отечеству земному – это лишь частный случай верности Отечеству Небесному и в плане жизни духовной никаких «Русской», «Болгарской» и «Греческой» Церквей не бывает.
Возносясь на небеса, Господь вместо себя оставил руководителем и просветителем своих последователей Духа Святого, а в качестве хранительницы Священного Предания и благодати Таинств основал Церковь. И только соборность Церкви помогает нам не сбиться с пути спасения. Преподобный Варсонофий Оптинский выразил эту мысль так: «Люди, находящиеся в Церкви Православной, направляются к Горнему Иерусалиму, т. е. к Царствию Небесному, верным путем: они плывут по житейскому морю в ладье, где Кормчий – Сам Христос».
Преподобный Исаак Сирин, живший в Сирии в VII веке, говорил о том, что у Бога необходимо просить именно преуспеяния в духовной жизни, так как мелкими и сиюминутными просьбами мы только оскорбляем Его. А вот жажда спасения души, по мысли подвижника, низводит на нас благословение Бога во всём: «Царь Соломон просил у Бога мудрости, а вместе с мудростью приобрел и царство».
Смирение как ключ к вратам рая
В Вознесении Господа внимание на себя обращает именно Его глубокое смирение. Если бы Христос, воскреснув из мёртвых, явил себя миру в каком-то публичном месте или если бы показал людям свою божественную славу, то они уверовали бы в Него силой чуда. Поклонились бы Божеству не путём своего свободного проявления к Нему любви, а из трепета перед бесконечной силой и величием Творца.
Вместо этого свидетелями Воскресения Христова и Его последующих явлений стали только избранные ученики Мессии. А вся остальная Церковь в своей вере опирается уже на их свидетельство. Начальник Земли и Неба и искупитель человечества не говорил апостолам о том, что они теперь бесконечно обязаны Ему. Являясь ученикам, Он лишь ободрял их вестью о воскресении, пояснял ранее сказанное о своём учении и обещал вскоре после своего ухода послать Утешителя – Духа Святого.
Преподобный Варсонофий Оптинский и другие святые отцы согласны в том, что смирение является корнем всех добродетелей и не стяжав его вознестись в Царствие Небесное невозможно. Святитель Тихон Задонский так говорил о его воспитании в себе: «Каким образом искать смирение? Размышлять о величии Божием и о своей греховности, о смирении Христа: как любовь Его к нам, так и смирение Его ради нас столь велики, что и умом понять невозможно».
Сегодня, в день Вознесения Господня, каждый из нас может поблагодарить Творца за Его великую милость к нам и попросить о своих насущных нуждах. Поверьте, что любящий нас Бог не откажет в милости своим детям! Подайте записку на праздничное богослужение за себя и всех своих близких на Святую Землю! Помните о духовных уроках, которые Господь Иисус Христос давал нам каждый день Своей жизни и не забывайте благодарить Его за возможность наследовать Царствие Небесное!