Воскрешение Лазаря. Как относиться к смерти?
Вы можете подать записку за себя и близких на праздничные богослужения Лазаревой субботы у мощей праведного Лазаря в храм Ларнаки (Кипр):
Почему смерть – это трагедия?
В самом начале книги Бытия говорится о творении Богом не одного, а сразу двух миров – видимого и невидимого, духовного и материального, ангельского и животного:
«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).
В конце творения Творец задумал совершенно уникальное произведение, которое должно было стать венцом сотворённого Им мира, соединяя в себе лучшие черты как духовного, так и материального миров.
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:26-27).
Итак, люди были созданы по образу Божию, как существа потенциально бессмертные. И они инстинктивно чувствуют это своё предназначение к бессмертию, но между тем – подвергаются тлению и смерти. И именно это расстраивает и пугает их. Именно поэтому, даже для православного христианина, смерть – это трагедия.
Человек был смертен не всегда. Через противление воле Создателя, внушенное дьяволом, Адам и Ева вольно выбрали грехопадение. И через это отсекли себя от источника всех благ – Бога. С тех пор тление вошло в жизнь человека, и он стал испытывать троякий страх перед смертью. Во-первых, страх вынужденного умирать бессмертного существа. Во-вторых, страх постоянного ожидания неизбежной кончины. В-третьих, страх разлуки со своими близкими, которых у него забирает смерть.
В чём смысл смерти?
Однако этот взгляд – лишь одна сторона медали. Премудрость Божия столь велика, что даже такое печальное явление как смерть, Господь сумел обратить на пользу людям. Смерть учит нас ценить жизнь. Ценить время, своих близких и другие дарованные нам Богом блага, которые мы в земной своей жизни считаем конечными. Важно и то, что страх смерти и кажущаяся бессмысленность существования заставляют нас искать Творца.
И когда мы находим Бога, то находим не только бесконечный источник благ, но и смысл жизни. Мы радостно обращаемся к Нему в молитве. Мы торопливо и горячо каемся в наших согрешениях, чтобы только остаться в обществе Господа. Таким образом, смерть становится для нас благом уже здесь, на Земле. А есть ведь ещё и посмертное измерение. Загробная жизнь, где нет «ада со сковородками» или «рая с кисельными берегами», а есть вечная жизнь счастливых от принятия Божественной любви или несчастных от её самовольного отвержения.
Об этом не сказать лучше, чем преподобный Исаак Сирин: «Мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что они погрешили против любви, терпят мучение вящшее всякого приводящего в страх мучения... Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией... Любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников... и веселит собою соблюдших долг свой».
О победе Христа над смертью
Христос ясно показал нам, что Он полностью владычествует над смертью и в любой момент побеждает её. Он победил смерть, воскресив своего друга Лазаря. Он победил её, воскреснув в третий день после своей смерти. И в момент своего триумфа, в момент победы над смертью, Спаситель преобразил в себе человеческую природу, не только восстановив её изначальное состояние, но и дав ей возможность обожения.
Этому пути может последовать каждый христианин. Именно поэтому мы называем своих умерших «усопшими», то есть «временно спящими». Для нас смерть лишь этап перед встречей с Творцом, перед всеобщим воскресением из мёртвых и перед грядущей за ним вечной жизнью для всех и каждого. Спаситель обещал нам в конце времён не только Страшный Суд, но и всеобщее воскресение из мёртвых как окончательную победу над смертью.
И слово Господа непреложно. Поэтому христианские праведники всегда радовались своей смерти. «Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение», – выразил эту радость и веру Церкви апостол Павел. В молитвах об усопшем Церковь напоминает всем нам о вечной жизни, прося Бога: «Со святыми упокой, Христе, душу раба твоего в месте, где нет болезни и печали, но жизнь бесконечная».
Как пережить потерю ближнего?
Конечно, пережить потерю близкого нам человека всегда нелегко. Но осознание скорой встречи с любимыми после нашей собственной смерти, осознание всеобщего воскресения из мёртвых в конце времён, должно помочь нам смириться с этим. Кроме того, мы часто скорбим по усопшему из нашего эгоизма. Ведь если наш ближний вёл праведную жизнь, то за гробом он счастлив, потому что его лицом к лицу встретил и покрыл своей любовью Сам Бог.
А не хватает этого человека, общения с ним, именно нам. В этом случае нужно пересилить себя и возрадоваться светлой участи близкого, как об этом учил святитель Феофан Затворник: «Я не умею горевать об отходящих, когда уверен, что они отходят ко Господу. Как горевать о них, когда они радуются? Я всегда был той мысли, что по умершим не траур надо надевать, а праздничные наряды, и не заунывные петь песни, а служить благодарственный молебен».
Давайте же возблагодарим Бога за все его дары: бытие, сознание, свободу, ближних и вечную жизнь! Возблагодарим даже за смерть, которую вместо зла Небесный Отец обратил нам во благо! И помолимся воскрешённому святителю Лазарю Четверодневному о том, чтобы нам, как и он, стать друзьями Богу. Чтобы Господь, по нашему доброму произволению, даровал нам и нашим близким в дополнение к вечной жизни и вечное блаженство в Царствии Небесном!
Вы можете подать записки о близких у святых мощей праведного Лазаря Четверодневного в храме Святого Лазаря города Ларнака: