19.11.2022

Восемь смертных грехов и борьба с ними

Сам термин «страсть» переводится с церковнославянского как «страдание». Действительно, ничто не заставляет нас страдать больше, чем наши собственные укоренившиеся грехи. На исповеди священникам постоянно приходится слышать что-то типа: «Батюшка, не могу не раздражаться», «Что делать? Как бороться с унынием и ленью?», «Как жить в ладу с близкими?» Чтобы воплотить все желаемое в жизнь, нужно иметь опыт борьбы с основными, как их еще называют «смертными» грехами

Чревоугодие

Казалось бы, ну какой грех в утолении голода, ведь это естественная потребность, необходимая для поддержания жизни. К тому же за трапезой можно пообщаться со своими близкими и друзьями, зарядиться не только телесно, но и духовно. Однако, существует тонкая грань, отделяющая естественную потребность от страсти. Очень точно ее выразил апостол Павел, говоря: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:12–13).

Существует два вида чревоугодия – это чревобесие и гортанобесие. Первое есть не что иное, как обжорство, когда человек ест больше, чем ему необходимо для утоления голода. Второе связано с культом кулинарных изысков и гурманства. Да, все мы любим иногда вкусно поесть и посидеть за красиво накрытым столом, но при этом мы должны иметь опыт ограничения себя в чем-то, опыт поста. Пост – отличное средство для воспитания свой воли и борьбы со страстью чревоугодия. 

Любодеяние

Казалось бы, и здесь таится какая-то ошибка, ведь сам Господь заповедовал нам плодиться и размножаться, но естественная потребность может взять над телом вверх, превратившись в телесную похоть и неуемное и неконтролируемое желание, нередко сопровождающееся различными непотребными извращениями, не имеющими к деторождению никакого отношения. Господь благословил брачный союз – союз любви между мужчиной и женщиной, а то, что мы видим сейчас – пропаганду ЛГБТ и тому подобное является не чем иным, как тяжким грехом, разрушающим как тело, так и душу.

Как бороться с грехом любодеяния? Святые отцы советуют воздержаться от телесного пресыщения и излишнего винопития. «Воздержание порождает целомудрие, чревоугодие же есть матерь блудной похотливости». Вспомним еще: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Послание апостола Павла к Ефесянам Еф.5:18). Кроме того, нужно постараться сократить количество источников соблазна до минимума, не фиксировать свое внимание на раздражающих объектах, и самое сложное, но выполнимое – смотреть на женщину как на человека, а не как на потенциальную половую партнершу. 

Сребролюбие

Как известно, миром правят деньги, поэтому смертный грех сребролюбия в той или иной степени присутствует в каждом из нас. В сознание людей накрепко вбивается, что только богатство может сделать нас счастливым, вот только примеров, когда оно принесло людям беды и несчастья, меньше не становится. Иисус Христос говорил, что «тяжело богатому войти в Царство Небесное», но не потому, что его туда не пускают, а потому, что «Нельзя служить Богу и маммоне» (Мф.6:24). Там, где мысли заняты только земными благами и ценностями, места для духовного просто не остается.

Бороться со страстью сребролюбия можно, если воспитывать в себе противоположные добродетели, оказывать милость бедным и нуждающимся, стараться стяжать не только земные, но и духовные дары. Но добродетели не приходят сами. Нужно понуждать себя творить дела милосердия и не кичиться этим, не хвалиться, иначе помощи душе от этого не будет. 

Гнев

Этот смертный грех не случайно называют «убийцей любви», ведь гнев перечеркивает все то доброе, что мы делаем для близких и других людей. Пожалуй, это один из немногих грехов, который позволяет реально увидеть сидящего внутри нас беса гнева, который обезображивает наше лицо настолько, что делает его похожим на зверя. Правда нам не приходит в голову смотреть в этот момент в зеркало, а надо бы. Многие после этого пришли бы в себя, ужаснувшись произошедшим переменам в своем облике.

Как бороться с гневом? Есть один очень простой и действенный способ, предложенный одним священником. Как только внутри начинает подниматься волна раздражения, а с губ готовы сорваться слова возмущения, недовольства и злобы, сказать себе мысленно: «Господи, благослови!» После такого напутствия весь ваш гнев уляжется в ту же секунду. Это так сказать экстренная мера помощи, а вообще святые отцы советуют снизить планку собственных требований и ожиданий от других людей, и тогда для гнева просто не останется повода. 

Печаль

Все мы время от время огорчаемся и хандрим, и это нормально. Но опасность этого смертного греха, который Нил Синайский называет «червем в сердце», состоит в том, что он может как рак разъедать человека изнутри, доводя его до полного изнеможения. Поэтому так важно вовремя заметить намечающиеся признаки тоски и активизироваться на борьбу с ними. Как? Начать с благодарения. Да-да, следует поблагодарить Бога за то, что у вас есть. Ведь если вы потеряли работу, у вас остается ваша семья, ваши друзья и родные. Ищите поводы для благодарности, и вы увидите, что их не так уж мало.

Апостол Павел говорил: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1Фес.5:16–18). Когда вам плохо, встаньте на молитву, возложите надежду на Господа, доверьте Ему свои скорби и проблемы, попросите помощи и поддержки. «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс.54:23), – сказано в Писании. И тогда станет значительно легче справиться с тревогой и печалью. Старайтесь видеть во всем что-то хорошее, доброе, учитесь радоваться даже самой малости, и тогда для печали места в сердце не останется. 

Уныние

Уныние нередко объединяют с печалью в один смертный грех, но уныние – это скорее лень, духовное и телесное расслабление, апатия, когда человек ничего не хочет делать – ни молиться, ни трудиться. У каждого верующего человека бывают периоды охлаждения в духовной жизни, но это не есть норма. Это указывает на то, что его захватил грех уныния. Бороться с ним можно только одним способом – самопонуждать себя, тянуть из болота за волосы, как знаменитый барон Мюнхгаузен. 

Понуждая себя идти в храм на литургию, читать утреннее и вечернее правило, делать добрые дела, человек воспитывает в себе силу воли, что идет на пользу его духовному росту. Не нужно ждать, что лень и апатия пройдут сами собой. С ними надо вести борьбу, постоянно быть на страже, помнить, что у воина Христова нет выходных, нет отпусков, нет увольнений. Ну а охлаждение часто наступает от того, что человек забывает о Боге в потоке дел и бесполезной суеты, развлечений, беспорядочных разговоров, долгого сна, сытости. Необходимо воспрянуть ото сна, а поможет в этом исповедь и причащение Святых Христовых Тайн.

Тщеславие

Этот смертный грех связан со тщетной, суетной славой. Почему тщетной? Потому что мы знаем немало примеров, когда любимчики публики становились изгоями, про них забывали, их свергали, выбирая на их место других. Как часто в интервью с известными актерами, режиссерами и другими медийными личностями можно услышать, что их слава и успех не принесли им ни счастья, ни радости, ни любви. Многие закончили жизнь в забвении, всеми покинутые, никому не нужные.

Слава – очень капризная дама. Сегодня ты на коне, а завтра про тебя забыли. Стоит ли этот идол того, чтобы положить к его ногам всю свою жизнь? Не лишены тщеславия и простые люди, которые боятся показаться хуже, чем они есть на самом деле. Они стыдятся исповедовать свои грехи, и в этом также проявляется их тщеславие. Как бороться с этой страстью? Противопоставлять ей противоположную добродетель – смирение. Нас критикуют? Вместо возмущения будем использовать критику для исправления и роста. Нас обижают? А мы будем прощать обидчиков. Как только появится в душе помысел тщеславия, скажем мысленно: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему».

Гордость

Гордыня – это первая страсть, грех, который поразил светлого ангела и превратил его в темного духа – дьявола. Все отрицающие Бога гордецы, потому как не дает им этот смертный грех смириться перед славой Творца. Поистине это самый «свирепый и неукротимый зверь», как назвал гордость святой Кассиан Римлянин. С самого детства в ребенке взращивается этот грех, когда ему говорят, что он самый лучший, что он этого достоин, что он – гордость семьи, и должен стремиться только наверх, к успеху. Завышенная оценка рождает превозношение над другими людьми. Такой человек никогда не сможет оценить себя объективно, зато направо и налево будет оценивать других.

Бороться с гордыней тяжело, потому как победить ее можно только любовью – к Богу и ближнему. Любовь – это отдача, это служение. Стяжать ее можно ежедневным трудом, но награда за этот труд очень велика, ведь чем больше мы отдаем, тем больше получаем. Да, непросто любить тех, кто нам не нравится, но при этом стоит вспомнить, что и мы не святые, и у нас есть недостатки. Когда мы понимаем, что и сами грешные, то перестаем осуждать других. В нашей душе рождается жалость к этим людям, откуда недалеко и до любви, если мы сможем увидеть в них и хорошие стороны.

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.