12.04.2022

Вербное воскресенье — какого царя встречали иудеи?

17 апреля – Вход Господень в Иерусалим

подать записку

Царство Небесное вместо царства земного


2._vhod_gospoden_v_ierusalim


На богослужении в день праздника читается отрывок из Евангелия от Иоанна. Начинается фрагмент с упоминания о воскрешении праведного Лазаря, произошедшего накануне Входа Господня в Иерусалим. Не секрет, что иудеи, находившиеся под оккупацией Римской империи, мечтали об обретении независимости. Они ждали мессию-вождя, который должен был поднять народное восстание, освободить страну, а затем привести к благополучию Израильское царство.

Но Христос пришел для более высокой цели. Воскрешением Лазаря Он показал и Свою власть над жизнью и смертью, и приоткрыл тайну бессмертия человеческой души: в земном царстве можно жить лишь временно, настоящее «гражданство» стоит получить в Царстве Небесном. Спаситель спокойно готовится к крестной смерти, пока Мария помазывала Его ноги миром. Христос показывает людям, что смерть для верующего есть приобретение и переход к по-настоящему благодатному житию. А Иуда, разозлившийся расточительной трате масла, напротив, думает о том, как бы устроить поудобнее жизнь в мире земном. Далеко не все сразу поняли, какое Царство принес Спаситель.

Важный символ в событиях праздника – ослик, верхом на котором Господь въезжает в Иерусалим. Симпатии народа явно были на стороне Христа, чему свидетельствовала и яркая, царская по своему характеру встреча Иисуса славословиями и пальмовыми ветвями. В древнем мире победитель въезжал в покоренный город на коне. И Христос мог въехать в город на лошади, что еще сильнее бы укрепило иудеев в мысли, что прибыл их царь. Но нет: Господь выбирает осленка – символ смирения и кротости. Его задачи находятся выше человеческого уровня понимания. Отсюда Он идет навстречу Голгофе, готовится принести крестную жертву для нашего спасения. Спасителю предстоит победить смерть и разрушить врата ада.

Покаяние вместо славословия


3._mytar_i_farisei

 
Восторженная публика в Иерусалиме, как уже упоминалась, бросает под ноги Христу пальмовые ветви и кричит «осанну» Тому, Кого считает своим освободителем… от римлян. Господь двигается по улицам Иерусалима спокойно, смиренно, несколько отрешенно от людского восторга. Дело в том, что Ему рукоплещут не как Сыну Божию, а как мирскому авторитету. Зачем Богу, у Которого все есть, бесполезные тленные дары?

В пятидесятом псалме есть знаменитая строчка о том, что настоящая жертва Богу – сокрушенный дух. Вот что Господь принимает с радостью и откликом на покаянный вопль верующего. Вспоминается и притча о мытаре и фарисее. Фарисей лицемерно благодарил Бога за свою «успешность», а мытарь сокрушался о грехах. В итоге последний ушел с ощущением прощения, с чувством радости, что было отзывом Господа на покаяние мытаря. Единственная и главная жертва, которую люди могут принести Богу – перемена ума, возвращающая душу к тому образу, в соответствии с которым и был задуман человек.


Церковь милости вместо «церкви корысти»


4._izgnanie_torgovtcev_iz_hrama


В самих евангельских событиях дня, когда Спаситель вошел в Иерусалим, упоминается и момент Его посещения храма. Здесь Христос переворачивает столы торговцев, упрекая их, что они сделали из Дома Божия, выведенного за пределы хозяйственного оборота и всех суетных дел, настоящий рынок. Люди, искренне стремящиеся к Богу, ищущие уединения от мирской суеты и места встречи с Создателем, очевидно, могли быть отторгнуты торгашами из Иерусалимского храма. Не исключено, что людям даже навязывали псевдорелигиозные услуги или просто отвлекали от молитвы попыткой всучить свой товар.

Что делает Господь после разгона торговцев? Показывает истинное назначение Церкви, принимая поочередно страждущих и подавая им по искренним молитвам исцеления от недугов. Слепые и хромые выздоравливают, а Христос показывает образ будущего духовенства Своей Церкви, которое в таинствах преподает верующим благодатные Дары Святого Духа.

И в день праздника нам очень важно вспоминать вот о таких деталях событий Вербного Воскресенья, описанных у евангелистов. Мы часто сокрушаемся о неустройствах земной жизни, иногда позволяем себе за это роптать на Бога. Но забываем о том, что мир пребывает в падшем состоянии, а идеальное царство здесь невозможно. Спаситель пришел нам показать, куда стоит стремиться по жизни. Это не сиюминутный мирской успех, а жизнь вечная. Сам Господь, будучи Идеальным Существом, прожил на земле непростую жизнь: родился в бедной семье, с младенчества подвергался смертельной опасности, работал с отчимом и братьями как самый простой человек, подвергался нападкам и обвинениям во время общественного служения, а в конце жизненного пути был оклеветан, арестован, унижен, безвинно осужден и жестоко казнен.

Но Христос воскрес, поправ все несправедливости мира и козни Своих врагов от начала и до конца времен. И в праздник Входа Господня в Иерусалим стоит попросить у Бога помощи в устроении нашей жизни так, как это Ему Самому угодно. Плохого Он нам не пожелает, а хорошее к нам обязательно придет. Если будем стараться исполнять Его волю.

В праздник Входа Господня в Иерусалим благодаря службе «Елицы Записки» у Вас есть замечательная возможность подать записку с именами близких на богослужение в Храм Гроба Господня на Святую Землю:

подать записку

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram