Венцы – за терпение и верность
Семья во все времена имела большое значение для человека, но сегодня она переживает небывалый кризис. Молодые люди не спешат вступать в брак, а вступая, не готовы терпеть трудности, решать проблемы, предпочитая уклоняться от них, в том числе и путем развода. Протоиерей Сергий Правдолюбов говорит, что за терпение и верность супруги сподобятся соответствующих венцов, войдя в Царствие Небесное. Легко ли быть человеку одному? К примеру, апостол Павел был одинок и семьи не имел, а про семейных говорил: «Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1Кор.7:28). Но монашествующий путь – для избранных, а обычных людей одиночество тяготит, им нужна семья. Мужчина без женщины тоскует, но и она без него не является вполне цельным существом. Как известно, Господь заповедовал первым людям в раю «плодиться и размножаться», но не только для телесной близости и чадородия он создал Адама и Еву. Прежде всего они созданы для духовного общения. Если у молодых людей получается сохранить свою девственность до брака, общаясь друг с другом, поддерживая дружбу, то в их отношениях не произойдет катастрофы разрушения очень тонкой духовной составляющей человека. Разрушает и растлевает человека блуд, а брачное ложе свято. И в этом есть величайшая тайна. Невесте и жениху возлагаются венцы, потому что они соблюли самый драгоценный дар полноты и цельности своей личности в ожидании более высокой цели и полноты, Богом данной и Богом задуманной для человека. Эта книга является частью канонических книг Библии, а говорится в ней о любви Бога к человеку, ко всему человечеству, а во всей полноте – о любви Господа Иисуса Христа к Церкви. Когда-то пара молодых раввинов, сидя на берегу моря и рассуждая, решили исключить эту книгу из Священного Писания. Когда они сообщили об этом своему старому учителю, он сказал: «Стояние всего мира не стоит того дня, когда была дана эта книга». Сегодня каждый верующий христианин знает, какая параллель проводится на слова о любви Иисуса Христа к Церкви. Так мужья должны любить своих жен и предавать себя за них. Богом заложено в человеке и еще одно очень важное и святое качество – целомудрие. Бог греха не творил, это дьявол спекулирует на Божественном замысле, толкая людей на грех, но кто хранит целомудрие, того Господь благословляет и благословляет брак двух целомудренных людей. Заключая союз, регистрируя брак и венчаясь в Церкви, молодые люди начинают строить малую Церковь. Да, в светских парах нет об этом понятия, а потому и проблемы. Муж не любит жену как Христос – Церковь. Он думает о том, как бы взять, как бы получше и комфортнее устроиться. То же самое и жена. Взаимные претензии и придирки, желание подстроить, прогнуть под себя другого приводят к постоянным ссорам и скандалам, любовь постепенно уходит от них, а брак – разваливается. Люди отправляются на поиски нового партнера, но и в новой семье ничего не меняется. Почему? Да потому что люди, по своей сути, все одинаковы. Все хотят одного и того же, поэтому при желании изменить другого нужно начинать с себя. Глядя на себя и свои отношения с высоты прожитых лет, разведенные нередко жалеют о совершенном, ругают себя, говоря что-то типа: «Какой же я дурак. Почему же не мог потерпеть? Промолчать? Простить?» Ведь семья – это не телесные удовольствия и нескончаемые радости. Это труд, огромная работа над собой, где партнеры учатся терпению, смирению, прощению. Семьям верующих проще, у них действует строгая иерархия: на первом месте Бог, потом супруга/супруг, потом дети. Стоит заметить, что здесь нет места «своему Я», зато есть место заботе, вниманию, уважению, любви. Да, любовь может придавливаться трудностями, недоразумениями, всякими другими вещами, но в основе ее отношение такое же, как Христа к Церкви. И это самое главное, Сам Господь так устроил. В такой семье о разводе не помышляют, потому что брак – это крест, а его несут до конца. Когда есть это понимание, то есть и желание искать способы решения проблем, а не способы уклониться от этого. Первые годы обычно самые сложные, потому что партнеры притираются друг к другу, привыкают, а потом становится легче, потому что за терпение, за верность, за мученичество Господь надевает венцы, посылая счастье, полноту жизни, но не сразу, ведь до этого надо дожить.«Друг на друга глядючи, улыбнешься; на себя глядючи, только всплачешься»
Книга «Песнь песней»
Малая Церковь