Великий пост в лицах. Святитель Василий Великий
Вы можете подать записки за себя и близких на поминовение о здравии во дни Великого поста:
Письмо сегодняшнего дня продолжает серию «Великий пост в лицах». Чаще всего литургию святителя Василия Великого служат именно в период Святой Четыредесятницы. Но чем её автор заслужил столь высокую честь? Как пример жизни самого святителя может помочь нам получить от поста большую духовную пользу? Порассуждаем об этом вместе, кратко рассмотрев избранные моменты из жизни Учителя Церкви и некоторые из его творений.
Прежде всего, стоит сказать, что разумом как инструментом весьма мощным, стоит пользоваться с осторожностью. Подобно тому, как ракета может уничтожать города, а может выводить на орбиту спутники, разум человека способен на великое созидание или великое разрушение. Однако Бог вручил человеку разум. Значит, хотел, чтобы мы им пользовались. Так рассуждал святитель Василий Великий.
Он всегда был осторожен в рассуждениях. Всегда опирался в них на Священное Писание, соборный опыт Церкви и личный молитвенный диалог с Богом. Но находил в себе смелость познавать Всевышнего не только сердцем, но и умом. Что дало замечательный результат. Усилиями Василия Великого и его друга Григория Богослова было выработано современное тринитарное богословие, благодаря которому Церковь преодолела арианскую ересь. Наш первый постовой урок от святителя – не плыть по поверхности великопостных богослужений, песнопений и молитв, а стараться погружаться в них сердцем и умом.
Будущий святитель Василий Великий родился в семье, где все и всегда поддерживали друг друга. Бабушка и дедушка святого пострадали во время последнего Диоклетианова гонения, чем показали будущим поколениям пример стойкости в вере. Мать с отцом передали шестерым своим детям глубокую любовь к Богу и друг к другу внутри семьи. Так что сегодня почти всю эту семью мы почитаем в лике святых.
Василий Великий понимал, что после грехопадения все мы – корабли со сбитым компасом, сами собой неспособные взять верный курс на святость. Поэтому решающее значение в достижении Царствия Небесного для нас может иметь помощь ближних. Каждый из них – с таким же неверным целеуказанием. Но за счёт обмена мнениями правильное направление всё равно может быть определено. Именно поэтому святой был убеждённым сторонником киновии – общежительного монашества.
В защите православия от арианской ереси святитель Василий также не полагался целиком на себя. Став митрополитом Кесарии Каппадокийской, он сумел настоять на назначении епископами в ближайшие города своего брата Григория Нисского, друга Григория Богослова, а также ещё нескольких единомышленников. И они все вместе, соборно, оттачивали тринитарное богословие и выступали против искажения православной веры. Соборность в нашей семье, общине нашего храма и нашем духовном совершенствовании – второй урок святителя для нас.
Третий урок, который преподал нам святой Василий Великий – это служение ближним. Сам Господь Иисус Христос в Евангелии засвидетельствовал перед учениками, что «весь Закон и пророки» сводятся к двум заповедям: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем разумением твоим и всею душею твоею» и «возлюби ближнего твоего как самого себя». Из этого святитель выводил необходимость для каждого человека послужить окружающим.
Это касалось и монахов. В истоках христианского иночества отшельники поступали несколько эгоистично – уходили от мирских соблазнов в пустыни, чтобы усовершенствовать и спасти, прежде всего, свою душу. Да, потом они молились Богу за весь мир. Но Василий Великий считал это недостаточным. Святитель призывал иноков учительствовать, передавая свой духовный опыт широким массам христиан. Призывал их помогать делом, открывая при обителях госпитали для путешественников и больных и столовые для бедняков.
Сам святой Василий так и поступал. Служил своей пастве не только проповедью и богословскими сочинениями. Он обильно благотворил нищим, устраивал судьбу сирот. Не случайно в фольклоре Греции именно святитель Василий Великий (а не святой Николай Чудотворец, как во всём мире), дарит детям подарки к Рождеству Христову. Он же создал первый в мире комплексный центр социальной помощи, «Василиды», в котором объединились школа для детей, ночлежки, столовые и больница.
Василий Великий создал один из трёх употребляемых сегодня в Русской Православной Церкви чинов Божественной литургии. Сейчас литургия святителя совершается в день его памяти, навечерие Рождества Христова, навечерие Крещения Господня и семь раз в период Великого поста. Её служат в первые пять воскресений поста, а также в четверг и субботу Страстной седмицы, а в древности в Восточных Церквях это была самая популярная литургия воскресных и праздничных дней.
Святителю Василию Великому также приписывают изобретение иконостаса, авторство одного из монашеских уставов, многочисленных проповедей и писем, нескольких молитв утреннего правила и последования ко Святому Причащению, толкований на первую часть книги Бытия, книгу пророка Исайи и псалмы пророка и царя Давида, а также догматических сочинений «Против Евномия» и «О Святом Духе».
Пусть житие и письменные труды святителя Василия Великого подвигает и нас на вдумчивое изучение Священного Писания, деятельное христианское служение в отношении окружающих нас людей и совместное с ближними восхождение на гору христианских добродетелей! Подражая великому Учителю Церкви, помолимся сегодня о том, чтобы святитель Василий помог нам через всю жизнь пронести твёрдую и неискажённую веру в Господа нашего Иисуса Христа!
Поминовение о здравии во дни Великого поста: