29.03.2022

Великий пост в лицах. Преподобный Иоанн Лествичник

Помолимся же святому Иоанну, чтобы ступени восхождения к Богу оказались преодолимыми и для нас!

Великопостное поминовение о здравии в 7 монастырях

подать записку


Необходимость аскетики

ioann_lestvichnyk_new

«Христианин есть тот, кто сколько возможно человеку, подражает Христу – словами, делами, помышлениями…»

Преподобный Иоанн Синайский


Сегодняшним письмом мы продолжаем серию «Великий пост в лицах». Одним из лучших чтений Великого поста является «Лествица» преподобного Иоанна Синайского – книга о скрытых связях между пороками, искусстве борьбы с ними и воспитании в собственной душе добродетелей. Но важно не только читать церковную литературу, которую предлагает нам Церковь, но и изучать жизнь её авторов. Ведь подлинный авторитет в наших глазах духовная книга обретает только тогда, когда слова подвижника не расходились с его же делами.

Поэтому сегодня мы обратимся не только к самой «Лествице», но и к тем нравственным и аскетическим урокам, которые нам способно предоставить житие преподобного Иоанна Синайского. Этот человек чрезвычайно рано определился с направлением своей жизни. В шестнадцать лет он приехал из Константинополя в Египет и поступил в послушание к старцу Мартирию в Синайском монастыре, а четыре года спустя принял монашеский постриг.

Преподобный Иоанн очень остро ощущал удобопреклонность ко злу падшей человеческой природы. Необходимость обуздания плоти для того, чтобы дух мог воспарить к Богу. Поэтому многие десятилетия своей жизни посвятил не только молитве, посту, послушанию и другим аскетическим подвигам, но и подробному изучению взаимовлияния различных грехов, а также выработке способов наиболее эффективной борьбы с ними. 


Взгляд внутрь себя

 
Синайский подвижник привык смотреть внутрь собственной души и в этом его главный урок для нас на текущий пост. Мир итак всегда отвлекал человека от работы над собой. А наш век – это просто лавина неконтролируемых потоков впечатлений и различной информации, которую мозг уже не в силах переварить.

Нам сложно уже и просто размышлять над предлагаемыми сюжетами, не говоря уже об анализе и, тем более, такой роскоши как вдумчивое наблюдение. 

Но Лествичник категорически призывает нас не торопиться. Останавливаться хотя бы на периоды поста. Ограничивать зрелища и впечатления, чтобы увидеть подлинных себя. Ведь жизнь может закончиться в любую минуту, а далее нужно будет предстать перед Творцом. Готовы ли мы дать ответы на Его вопросы? Готовы ли услышать справедливый приговор о своей вечной участи? Если нет, то остановиться и с помощью Божией разобраться в себе самое время.

Да, мы по большей части не хотим этого делать, так как справедливо боимся, что рассмотрение своего «отражения в духовном зеркале» нам не понравится. Мы полны больших и малых страстей. И чем более мы расчищаем свой «внутренний чулан» от крупного «мусора», тем больше видим более мелких деталей запустения и разложения. Но именно это, в сочетании с установленным Всеблагим Богом Таинством Исповеди, и позволяет нам надеяться на спасение.



Царский путь

Проповедуя необходимость смирения, беспристрастной оценки своего внутреннего мира, покаяния, поста и молитвы, преподобный Иоанн Синайский не уставал напоминать читателям и о том, что труд самосовершенствования требует терпения и осторожности. Если слишком сильно натягивать лук при стрельбе – он сломается. Свои пределы имеет не только упругость этого оружия, но и человеческие силы.

Поэтому христианин должен не взваливать на себя сразу множество духовных подвигов, а брать их на себя понемногу. По собственным силам, меру которых может помочь определить духовник. И постепенно увеличивать объём трудов во Славу Божию. Как бы накачивая «аскетические мышцы». Сам преподобный Иоанн свидетельствует, что поступал именно так: «Я не постился чрезмерно и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся, и Господь скоро спас меня».

В духовной жизни всегда нужно находить баланс между леностью и чрезмерными усилиями. Так, если подать слишком маленькую милостыню, можно и нуждающемуся не помочь, и подлинного сострадания не ощутить. А если подать слишком большую – есть опасность оставить без должного попечения своих детей и других близких, за которых мы ответственны перед Всевышним. Поэтому, как и в любом другом деле, важны мера и рассуждение.


«Лествица»


Преподобный Иоанн Синайский систематизировал свой аскетический опыт, придав ему вид ступеней, постепенно ведущих душу к бесстрастию и обожению. Тридцать ступеней «Скрижалей духовных» можно поделить на несколько более крупных блоков. Первые четыре главы учат нас отрешению от мирской суеты и сосредоточению на духовном делании. Три последующие – внимательному взгляду внутрь себя, покаянию в совершённых грехах и сердечному сокрушению о приобретённых пороках. 
 
Проходя по этим ступеням, мы устраняем барьер греха между нами и Богом и вступаем в молитвенный диалог с нашим Создателем. Раскаяние – это уже немало, но недостаточно. Склонность ко злу по-прежнему живёт там. Преподобный Иоанн хорошо понимал, что из этого рабского круга христианину необходимо вырваться на свободу бесстрастия. Поэтому следующие девятнадцать глав своей «Лествицы» синайский игумен посвятил советам по преодолению отдельных страстей.

Достигнув бесстрастия, человек обязан заместить грехи в душе добродетелями, ибо природа не терпит пустоты. Советам о том, как достигнуть этого, и посвящены последние четыре главы его сочинения. В них он говорит о внутреннем покое, молитве и союзе трёх основных добродетелей: веры, надежды и любви. А приобретя их человек стяжает Самого Духа Святого! Помолимся же о себе и близких, чтобы и нам успешно миновать ступени лестницы в Царствие Небесное!


Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram