Великий пост в лицах. Мария Египетская
10 апреля – литургия в день памяти Преподобной Марии Египетской:
«Приняв крест, ты пошла за Христом и делами своими учила презирать плоть, ибо она прейдет, усердствовать же о душе, вещи бессмертной»
Тропарь Преподобной Марии Египетской
Мариино стояние
Сегодняшняя беседа продолжает серию «Великий пост в лицах», в рамках которой мы вспоминаем не только чтения, богослужения и особые молитвы Святой Четыредесятницы, но и жизнь их святых авторов. Ведь та или иная духовная книга обретает в наших глазах подлинный авторитет лишь в том случае, если её автор в своей жизни реализовал все те принципы, о которых писал пером или стилусом.
В противоположность всем прочим подвижникам, которых Святая Церковь чествует Великим постом, преподобная Мария Египетская не оставила нам никаких своих произведений. Её вкладом в огромную сокровищницу православной духовной мудрости стала как раз её жизнь. Вернее вторая её половина, которой святая Мария поистине воплотила в жизнь заповеди Евангелия. А уже последующие поколения церковных авторов создали по его мотивам особое покаянное богослужение.
«Мариино стояние» совершается в среду пятой седмицы Святой Четыредесятницы. В этот день полностью прочитывается весь Великий покаянный канон святителя Андрея Критского (который четырьмя частями ранее читался с понедельника по четверг первой седмицы). Великий канон перемежается с чтением жития преподобной Марии и пением канона, написанного в честь египетской подвижницы.
Согласно богослужебному уставу, на каждый тропарь, читаемый во время «Мариина стояния» необходимо совершать по три земных поклона. По мысли святых отцов VI Вселенского собора, утвердивших практику этого богослужения, чтение вышеупомянутых покаянных произведений способно дать надежду на прощение Божие даже самым закоренелым грешникам. Это служба утешения, которая побуждает верующих к усилению своих духовных подвигов ради Христа.
Наука покаяния
В юности Мария не знала Бога. Не знала необходимости ограничивать себя в естественном плотском желании. И очень скоро оно превратилось в похоть. С двенадцати лет она предавалась разврату со множеством мужчин, даже не беря за это платы, лишь ради услаждения тела. Это продолжалось на протяжении многих лет. Но однажды Бог, желающий спасения каждой души, внушил ей мысль отправиться из родной Александрии Египетской в Иерусалим. Куда на праздник собирались христианские паломники.
По окончании поездки, блудница пошла вместе с паломниками в храм Гроба Господня. И перед дверями храма случился поворотный момент в жизни Марии. Раньше она никогда не встречала Бога в своей жизни. Здесь же все пилигримы беспрепятственно посещали храм, а её всякий раз отталкивала невидимая сила. Тогда Мария стала молиться перед иконой Богородицы в притворе, чтобы она помогла ей понять, в чём дело.
И здесь её совесть пробудилась. Внезапно Мария осознала всю глубину своего падения. Всю нечистоту. И она заплакала о своей прежней жизни, моля Богородицу простить её и впустить в храм. После этого грешница смогла войти в церковь, поклонилась Честному Кресту, причастилась Тела и Крови Христовых и вернулась к образу Пречистой. Богородица повелела Марии идти в пустыню за Иордан, где жить в покаянии, пока Господь не очистит её.
После пробуждения совести, раскаяния и причащения Святых Тайн Мария не стала святой! Битва с грехом лишь началась, так как в её душе осталась память о прежней разгульной жизни. Дьявол то и дело смущал её разнообразными греховными помыслами, которые святой приходилось отгонять молитвой и аскезой. И лишь через 17 лет упорного духовного труда Мария, наконец, победила свои страсти.
Наука Благоговения
После обращения к Богу Мария Египетская не только глубоко раскаялась в прежних прегрешениях. Ей открылось величие Божества. И она смирилась перед этой святостью, с глубоким благоговением стала относиться не только к Телу и Крови Христовым, но и к любой святыни. И за это Господь благословил её обильными благодатными дарами – духовной прозорливостью, возможностью творить чудеса, а также знанием Священного Писания, которого она никогда не читала по книгам.
Приобщившись Святых Тайн в день посещения Иерусалима, святая Мария 47 лет хранила в душе благодать святого причастия. Стяжав такую благодать Духа Святого, что во время молитвы она на локоть воспаряла над землёй и по воде переходила реку, преподобная всё равно с глубоким почтением относилась к обладателям священного сана и испрашивала у них благословения. А единственным её желанием на склоне лет было вновь причаститься Тела и Крови Христовых.
В наших душах часто не хватает именно такого благоговения перед Небесным Отцом. Он ежедневно дарит нас разнообразными благами и милостями, а мы неблагодарно продолжаем жить в своих страстях. Так как лишь говорим, что хотим раскаяться, а на самом деле душой прикипели ко греху. Текущий пост – повод и время разрушить этот порочный круг. Вдохновиться примером спасшейся Марии Египетской, устыдиться собственной теплохладностью и, наконец, признаться себе и Богу в своих пороках.
Признание своих грехов – это лишь первый шаг на пути покаяния. Изменение сознания, решимость более никогда не следовать пороку, должны подкрепляться постоянными духовными трудами. Мы должны честно работать, творить милостыню, поститься. Но главное – регулярно молиться Богу, читать Священное Писание и с благоговением участвовать в Таинствах! Помолимся же сегодня, чтобы нам хватило твёрдости удержаться на этом пути!
Ежедневное великопостное поминовение о здравии в 7 монастырях: