Великий пост
Великий пост – один из самых важных постов христианской Церкви, который преследует цель подготовить христианина к празднованию «праздника праздников» – Пасхи. Он посвящен воспоминаниям крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа – Сына Божьего, посланного на землю для искупления грехов человечества. Как Он постился 40 дней в пустыне, так и подвижники православного учения делают это, подражая Спасителю. Конечно, православные люди плачут о своих грехах постоянно, круглый год, независимо от даты на календаре, но время Великого поста – это время особого подвига. Шаг за шагом, каждый мирянин проходит путь вместе со Спасителем, чувствуя Его боль, Его переживания, Его чаяния и надежды. Все в это время – богослужения в храмах, домашняя молитва, воздержания в пище и развлечениях преследуют цель побудить к покаянию, плачу о своих грехах. Подготовка к Великому посту начинается заранее – за 4 седмицы до его начала. В последнюю неделю, называемую «Мясопуст», верующие прекращают есть мясо, довольствуясь привычной пищей, а также молочкой и яйцами. Продолжительность же Великого поста составляет 48 дней и включает в себя: Святую Четыредесятницу – 40 дней. Лазареву субботу. Вход Господень в Иерусалим, который еще называют Вербным воскресением. Страстную седмицу. Начало Великого поста и его окончание каждый год меняются и определяются по особому исчислению, называемому Православной Пасхалией. Вступление на поприще поста начинается с вечерни сыропустной недели. В народе ее еще называют Масленицей, а последнее воскресение «Прощеным воскресеньем», когда принято просить друг у друга прощения. Это делают как священнослужители, так и миряне. Этот обряд имеет огромное значение, ведь вступать на поприще поста с обидами, злобой, досадой и горечью в душе нельзя. Есть у этой традиции и еще одно важное значение: в древние времена египетские пустынники уходили на весь пост в пустыню для совершения уединенных подвигов. Возвращались оттуда не все, поэтому монахи стремились успеть покаяться друг перед другом в причиненных обидах, так как не знали, удастся ли свидеться вновь. Одна из самых строгих в плане пищи и других ограничений. Первые 7 дней служба в храмах более продолжительная, а первые 4 дня на великих повечериях читается покаянный канон Андрея Критского. В среду и четверг к нему добавляют тропари в честь преподобной Марии Египетской, которая прошла огромный путь и достигла высокого благочестия, находясь в глубоком духовном падении. В некоторых храмах в пятницу или воскресение совершается обряд под названием «пассия». Он включает в себя чтения Евангелия о Страстях Христовых, особые песнопения и поучения. В воскресенье совершается особая служба в храме, которую называют чином Православия. Он посвящен победе Православной Церкви над всеми еретическими учениями и установлен в первой половине IX века с подачи патриарха Константинопольского Мефодия. Чин Православия служат перед литургией или после нее обязательно на середине храма перед иконами Богородицы и Спасителя. Православная Церковь просит Господа о том, чтобы Он ниспослал благодатное озарение на постящихся и кающихся. Эта седмица посвящена воспоминаниям о святом Григории Паламе – архиепископе Солунском, чудотворце. Он прославился не только своими чудесами, но и обличительными речами в адрес калабрийского монаха Варлаама – создателя еретического учения, отвергающего православную догму о благодатном свете, который видимо и невидимо просвещает человека. Варлаам не верил, что можно достичь такого озарения через духовные подвиги, пост и молитву, а Григорий Палама защитил учение о Божественном свете, которым просиял сам Господь на горе Фавор. В воскресенье третьей седмицы Православная Церковь прославляет Святой Крест, на котором Христос принес Себя в жертву за нас и наши грехи. Пройдена половина пути. Верующие дошли до середины поста, одолеваемые искушениями, уставшие от недоедания, и здесь как опора, как посох для немощных, как жезл для пасомых появляется он – Крест Христов. Церковь сравнивает его с деревом, тень от которого позволяет утомленному путнику немного отдохнуть и расслабиться в прохладном полумраке. Благовесть о Кресте и поклонение ему является отрадой и утешением для каждого, кто с нетерпением ждет Светлой Пасхи. Кроме того, это еще и время для восхваления мытарева смирения, а также обличения фарисейской гордости. Великий подвижник жил и подвизался в VI веке на горе Синай. Он прославился тем, что создал творение под названием «Лествица рая», шаг за шагом изобразив и дав рекомендации для каждого желающего достигнуть духовного совершенства. Взбираясь по своеобразной лестнице, каждая ступень которой соответствует определенной добродетели, можно взойти к Богу и стяжать Царствие Небесное. Всего таких ступеней 30 и это число далеко неслучайно. Именно столько лет было Спасителю, когда он впервые вышел на проповедь и общественное служение людям. В четверг пятой недели за утреней прочитывается весь канон святого Андрея Критского, а предваряет его в среду вечером чтение жития преподобной Марии Египетской, которая прославилась тем, что поднялась с самых духовных низов до совершенства и святости – такой, что стала подобна бесплотным ангелам. Неслучайно канон Андрея Критского и житие великой подвижницы читаются на одной неделе, потому как Андрей сам, лично принес житие святой вместе со своим каноном на Трулльский VI Вселенский Собор. В четверг священнослужители совершают в храмах литургию Преждеосвященных Даров, а в колокола звонят в «красныя», не так, как в пост. В субботу служат службу под названием «Похвала Пресвятой Богородицы» с чтением акафиста Божией Матери в память о том дне, когда Царица Небесная заступилась и избавила Константинополь от нашествия иноверцев в VII веке. На шестой седмице в субботу Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря четырехдневного – друга и соратника Христа. Так Господь не только уверил Своих учеников в Собственной силе, но и возвестил о грядущем Воскресении, а также всеобщем воскресении усопших в день Страшного Суда. В воскресенье празднуется торжественный Вход Господень в Иерусалим. Праздник очень радостный, но в то же время грустный, ведь те, кто сегодня встречал Спасителя возгласами «осанна», завтра уже кричали «распни его, распни». Праздник это большой, но ни предпразднства, ни попразднства у него нет, хотя множество стихир и тропарей посвящено этому событию. В пятницу Великий пост заканчивается. Святая Четыредесятница сменяется Страстной седмицей, непосредственно предшествующей Пасхе. Не секрет, что вступающие на поприще поста люди готовятся к ограничениям, касающимся как телесной, так и духовной пищи. Из рациона исключаются все продукты животного происхождения. Рыбу разрешается вкушать только в праздник Благовещения и то при условии, что он не выпадает на Страстную седмицу. Можно есть рыбу в Вербное воскресенье, а в Лазареву субботу употреблять в пищу икру. Впрочем, все эти ограничения весьма условны и их можно как ужесточить, так и ослабить в зависимости от физического и духовного состояния человека. По традиции пост монахов более суров, чем пост обычных мирян.Плач о своих грехах
Зачин Святой Четыредесятницы
Первая седмица Великого поста
Первая неделя – торжество Православия
Вторая неделя светотворных постов
Третья неделя – Крестопоклонная
Четвертая неделя: память прп. Иоанна Лествичника
Пятая седмица: память прп. Марии Египетской
Шестая неделя – Воскрешение Лазаря и вход Господень в Иерусалим
Как провести Великий пост с пользой?