Великий покаянный канон – молитвенное паломничество в духовный мир
Некоторые факты о Великом каноне и его авторе
По Преданию, будущий великий поэт был немым от рождения, но получил от Господа дар слова после причащения Святых Тайн Христовых. И даром Всевышнего святитель распорядился поистине мудро, прославив Господа в своих великих поэтических творениях. За свою жизнь Андрей Критский написал более 70-ти молитвословий-канонов. В том числе каноны на все главнейшие церковные праздники Византии.
Сама форма девятипесенного канона, которую Церковь использует в богослужениях, как считается, также придумана святым архиепископом Крита. И новая форма духовных гимнов так понравилась клиру и народу, что постепенно вытеснила более ранние поэмы-кондаки. Святитель Андрей написал не только сами тексты канонов, но и мелодии к ним, то есть был и композитором.
Великий покаянный канон Андрея Критского – один из немногих, в котором сохранилась в употреблении вторая песнь, преимущественно посвящённая покаянию. «Великим» канон называется не только из-за глубокого внутреннего содержания и изящности текстов, но и из-за размера. Это самый длинный канон в истории, содержащий 250 тропарей.
Согласно церковному уставу, Великий покаянный канон читается только в дни Четыредесятницы, но изначально не предназначался для Великого поста. Некоторые богословы отмечают, что этот труд стал выражением глубокого личного раскаяния святителя Андрея, принявшего однажды участие в еретическом Соборе и на склоне лет молившего Господа о прощении.
Когда и зачем мы читаем Великий канон?
Великим постом творение святого архиепископа Андрея прочитывается дважды. В первый раз Великий покаянный канон читают 4-мя частями в самом начале Четыредесятницы – с понедельника по четверг первой седмицы. Во второй раз канон святителя Андрея Критского прочитывается полностью за один день. Это происходит на утрене четверга пятой седмицы Великого поста.
В песнях покаянного канона выделяются две смысловые части. Первая посвящена взгляду внутрь своей души, обзору видимых там грехов и размышлению о средствах покаяния. «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается…», – писал песнотворец. Вторая часть духовной поэмы обращена ко Творцу. Это настоящий крик покаяния и слёзная мольба к Богу о помиловании.
Духовный парадокс нашей внутренней жизни заключается в том, что зачастую грешники считают себя «неплохими людьми», в то время как великие праведники годами оплакивали свою греховность. Это происходит неслучайно. Грешник оттого уверен в своей «чистоте», что по-настоящему не видит своего внутреннего мира. А святой смотрит внутрь себя и искренне ужасается увиденному.
У человека, отрицающего болезнь, нет никакой возможности выздороветь. Первый шаг на пути к выздоровлению – это всегда осознание проблемы и необходимости лечения. Так же дело обстоит и с грехом, который в себе не замечают грешники. Великий покаянный канон Андрея Критского помогает нам осознать внутреннюю нечистоту, а значит, вступить на путь исправления.
Внутренняя красота и глубина духовности
Уже самый первый тропарь из первой песни Великого покаянного канона настраивает слушателей на глубокую скорбь о своих прегрешениях и внимание к истинному плачевному состоянию своей души:
«С чего начну я оплакивать деяния жизни моей окаянной, где начало, Христе, положу рыданию нынешнему, но прощение согрешений дай мне, по благосердию Твоему»
«Не Ева плотскaя – но мысленная Ева восстала во мне, помысел страстный, всегда показующий сладкое, но неизменно горькое вкусить подающий»
продолжает святитель, предлагая читателям образы библейских грешников для осознания собственного внутреннего нестроения. Поэзия первых семи песен канона черпает метафоры в основом из Ветхого Завета, а последних двух – из Нового.
Духовное совершенство канона заключается в том, что раскаяние не оставляет места отчаянию. В этих же текстах святитель Андрей показывает и примеры праведников, как надежду и верный путь к исправлению:
«Закхей был мытарь, но однако же спасся, а Симон-фарисей соблазнился, и блудница прощение верное приняла от Имеющего власть разрешать от греха; ты же, душа, покаянию её подражай».
Труд внутреннего очищения человека невероятно тяжек и требует соработничества Бога и человека. Важно, чтобы сам человек хотел исправиться и просил у Бога сил для этого, которыми сам в достаточной мере не обладает, о чём поёт и критский песнопевец:
«Агнец Божий, взявший грехи всех, возьми грехов моих тяжкое бремя, и дай мне сокрушения слёзы, по благосердию Твоему».
Но порой даже слов Великого покаянного канона недостаточно, чтобы достучаться до наших окаменевших сердец! Пробудить в себе слёзы покаяния и воссоединиться в общении со Христом Вам поможет соборная молитва Церкви! С нами Вы можете заказать записки на литургию на весь период Великого поста в одном из семи монастырей или сразу в каждом из них!