В аду черти будут мучить грешников (в котлах, на сковородках)
Это один из самых распространенных мифов, призванных возбудить в сердцах людей страх перед загробной жизнью, особенно если во время своего земного существования они не отличались особой праведностью. Но все эти кипящие котлы и сковороды, на которых черти поджаривают грешников – не более, чем аллегория, художественное описание мук совести. На самом деле христианское учение понимает под адом несколько другое. А что? Происхождение самого термина «геенна» связано с реально существовавшим местом около Иерусалима – долиной Енном. Здесь исполнялись религиозно-языческие обряды в честь Молоха, связанные с принесением в жертву сожжения детей. Со временем, когда этот кровавый культ упразднили и запретили, долина превратилась в место сбора мусора, нечистот, падали и трупов людей, что все вместе источало сильнейший смрад, кишело червями и периодически поджигалось. Так появился прообраз геенны как места мучений и скорби, где ползают черви и всегда горит огонь. В христианстве ад – это некое замкнутое пространство. Некое обособленное место, где находятся падшие духи – бесы. Собственно, ад предназначен в первую очередь именно для них, ведь так сказано в Евангелии – (Мф.25:41). Однако, сюда же попадают души нераскаянных грешников после частного Божьего Суда. Так учит Православная Церковь, что до всеобщего воскресения мертвых и Страшного суда люди пребывают в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства или вечных мучений в зависимости от того, какую жизнь они прожили на земле и, самое главное, принимали ли или отвергали Бога. Впрочем, посмертная участь человека может измениться и вместо вечных мук он может получить вечное блаженство, подаваемое по благодати Божией при содействии людских молитв и принесении за них Бескровной Жертвы, то есть благодаря поминовению на Литургии. При этом святые отцы Церкви считают, что понятия рая и ада – это не юридически узаконенные награда и наказание со стороны Всемогущего Творца, это скорее следствие здравия или болезни человеческой души. Если рай люди представляют как благоустроенный сад с фонтанами и поющими птицами, то ад рисует прямо противоположную картину наполненной жаром и смогом пещеры, в которой грешников подвешивают за ребра, хребты и языки, поджаривают на сковородках и варят пачками в огромных котлах. Кто варит? Конечно же, черти, бесы и другие представители темных сил, внешний облик которых так красочно рисуют на всевозможных картинах и фресках, а также олицетворяют в различных фильмах ужасов. Несмотря на сложившиеся на территории Руси в XVI–XVII веках ярко выраженные натуралистичные картины будущих адовых мучений, мы не найдем в Священном Писании подтверждения подобным аллегориям, хотя Библия использует для их описания не менее проникновенные символические формы. В основном в Евангелие все сводится к огню неугасимому (Мк.9:44), червю неумирающему (Мк.9:46), тьме кромешной, внешней (Мф.8:12), плачу и скрежету зубов (Мф.25:30). В действительности ни Священное Писание, ни православная иконография никогда не интерпретировали подобные образы буквально, не давали им грубо-чувственную окраску. В святоотеческом богословии под горением в огне подразумеваются угрызения совести. Червь – это наши болезненные страсти, внешняя тьма – ощущение оставленности Богом, а скрежет зубов – ожесточение, которое является следствием недостатка или отсутствия любви. При этом не стоит забывать, что люди в аду будут находиться в соседстве с омерзительными демонами, что само по себе уже страшная мука. Положение будет ухудшаться пониманием, что это не закончится ни через сто, ни через двести лет. Мучения в аду будут вечными. На самом деле Господь ада не создавал. Но даже если это так, почему Бог, который Любовь, так наказывает грешников, облекает их на такие мучения? Этот вопрос часто задают себе люди, далекие от веры, но несмотря на его кажущуюся неразрешимость, на деле все довольно просто. Необходимо понять, что христианство проповедует благую весть. Оно изначально пришло в мир с любовью и обещанием всем вечной жизни. Христос Своим Воскресением открыл людям тайну жизни, а не тайну смерти. Об аде как о темном царстве мертвых мы узнали еще задолго до пришествия в мир Спасителя, ведь такое понятие существовало во многих культурах. Они же породили страшилки о чертях, которые тычут в бока грешников свои вилы, сковородках и котлах, но все эти картины далеки от христианского понимания вечных мук. А в чем же состоит истинное понимание? Для примера можно привести знаменитый фильм Валерия Тодоровского «Страна глухих». Одна из героинь этого фильма – молодая девушка, которая любила парня, пораженного страстью азартной игры. Задолжав огромную сумму денег, он не имел возможности расплатиться, и тогда любимая, рискуя жизнью, собрала ее для него. Парень, вместо того, чтобы сразу расплатиться по счетам, решил рискнуть в последний раз и все проиграл. А дальше следует потрясающая по силе и проникновенности сцена – девушка не только не упрекает его и не ругает, а успокаивает, уверяет, что деньги – это не главное, что она достанет еще, лишь бы они были вместе. А что же парень? Он «взрывается» и начинает гнать от себя девушку. Принять от нее такую жертву он не может. Такая любовь выше его сил, быть с ней, все время ощущая свою подлость ему тяжело, ему больно от ее доброты и любви. Нечто похожее, только во сто крат сильнее, будут ощущать грешники в аду. Как сказал преподобный Исаак Сирин: «Мучимые в геенне поражаются бичём любви». Так человек, который много лет провел в темной комнате, отказываясь из нее выходить, неизбежно ослепнет, когда солнечные лучи коснутся его глаз. Но кто же виноват, что на постоянный призыв выйти на улицу, к свету, он отвечал отказом? А его глаза, лишенные света и привыкшие к темноте, со временем потеряли способность его воспринимать. Таким образом человек по собственной воле облекает себя на вечную тьму и мучение. Подтверждение тому, что ад – это не место, а состояние души, можно найти у многих святых отцов. Немало из них высказывали мнение, что воспринимать рай и ад нужно исключительно с позиции психофизического, морально-нравственного состояния людей. Рай и ад есть личный опыт переживания Бога, состояние духа, расположение воли, сердечный настрой… Да, как два обособленных пространства рай и ад не отрицаются, но святые отцы призывают смотреть на эти понятия комплексно. Как говорит митрополит Иерофей (Влахос): «Общим местом в учении святых отцов Церкви является то, что рай и ад существуют не с точки зрения Бога, но с точки зрения человека. Конечно, рай и ад существуют, существуют как два образа жизни, но не Бог их сотворил… Сам Бог является раем для святых и адом для грешников». В Церковном Предании понятия рая и ада не однозначны, а многозначны, и каждая воспринятая трактовка – это лишь отдельный штрих к общей эсхатологической картине. Уловить всю глубину этих понятий возможно лишь через комплексное восприятие. Доводом в пользу доктрины об аде как «мучении Божьей любви» является факт открытия Царства Небесного. «Локальный» рай больше не нужен, а ад попрал и разорил Искупитель, сокрушил затворы, сковал и обуздал дьявола, а на земле воссияло благодатное Царство Добра. Это же подтверждает свидетельство Иоанна Златоуста, который говорил так: «Никто пусть не страшится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя! Угасил её Удерживаемый ею. Пленил ад Сошедший во ад... Ад... огорчился, ибо упразднился. Огорчился, ибо был поруган. Огорчился, ибо умертвился. Огорчился, ибо низложился. Огорчился, ибо был связан». Конечно, это вовсе не означает, что ада как такового больше не существует. С победой Христа изменились условия жизни в нем, да и сам он перестал быть неизбежным посмертным пристанищем душ. Любая душа может освободиться по молитвам о ней живых. В будущем веке, после Второго Пришествия в мир Христа, ад будет окончательно заперт, а грешники в нем будут испытывать муки в той полноте, которая соразмерна личной греховности каждого. Преподобный Иустин Попович считает, что при выходе из тела и по вступлении в загробный мир душа не может освободиться от собственных грехов, потому как они стали неким «составом собственного существа». Поэтому за гробом грешные души будут находиться в практически том же состоянии, что и на земле, с той лишь разницей, что, лишенные тела, они будут ощущать всю ужасную реальность своих грехов. Они будут переживать их, не имея возможности освободиться и перенести на что-то другое. После частного суда грешные души отправляются в место скорби и мучения, причем сила восприятия и осознания этих скорбей и мучений будет соразмерна степени их греховности. Преподобный Иустин говорит, что «эта печальная истина открыта Богом, а не выдумана человеком. О действительности существования мест мучения и самих мучений говорит Сама Истина — Господь Иисус Христос». Если попавший после смерти в рай человек получает награду от Бога в виде возможности жить и созерцать Его обители, радоваться общению с Ним, то почему же тогда попавшие в ад не получают награды от дьявола, ну, или хотя бы какой-то «моральной поддержки» от него? Этот ироничный вопрос не лишен основания и имеет смысл разобраться в нем серьезно. В мире добра и зла, светлой и темной стороны действительно было бы вполне естественно ожидать какой-то награды и поощрения за свои заслуги перед главой Света или главой Тьмы, но христиане знают, что в реальности все устроено иначе. Миром правит только один владыка – Господь Бог. Да, борьба между добром и злом происходит, но не в масштабах планеты, а в сердцах людей. С распятием и Воскресением Сына Божьего добро победило раз и навсегда, и тому человеку, который крестился во Христа и стал членом Его Тела, то есть Церкви, дьявол уже ничего не может диктовать и навязывать свою волю не может. Да, булгаковский Воланд конечно может считать себя частью злой силы, без которой и на фоне которой добро не было бы добром, но это обман, как и все, что исходит от отца лжи сатаны. Христиане знают, что добро абсолютно само по себе и в поддержке дьявола не нуждается. Зло – это всего лишь отсутствие добра, а не противоположная и равная Богу сила. Каждый из нас является собственным мерилом добра и зла, и жизнь это только подтверждает. Даже в сердцах отъявленных негодяев, воров и насильников есть частички светлого и доброго, есть понятия, отражающие морально-нравственные законы, которые действуют в мире независимо от того, принимает их человек, или нет. Нравственный закон один. Можно пытаться его игнорировать, но не приходится сомневаться в его существовании, а наград, «повышений» и орденов «почета» за убийства и другие злодеяния в человеческом мире не предусмотрено. Даже среди преступников. Нет таких наград и в аду, ведь сатана – это тоже Божье создание, хотя и избравшее путь сопротивления своему Создателю. Все, что он делает, он делает с позволения Бога. Вспомним рассказ о праведнике Иове. Только с позволения Господа в качестве проверки праведности и верности Творцу дьявол получил возможность навлечь на него все те страшные испытания, о которых мы знаем. Единственное место, где Бог ограничил свое могущество – это сердце человека. Каждый из нас обладает свободной волей и свободой выбора. Мы сами вершители своих судеб и сами выбираем место, куда нам отправиться после смерти – в ад или рай. В ад идут те, кто не хочет встречаться с Богом, кто отвергал Его при жизни и продолжает это делать после смерти. Можно называть его по-разному – местом мучения, темницей, геенной, но суть от этого не поменяется. Доподлинно неизвестно, будут ли там черти поджаривать грешников на сковородах, но что можно утверждать наверняка – Бога там не будет. И хотя над этим местом все равно будет властвовать Господь, Который есть Любовь, проблема в том, что не любящие Бога будут воспринимать эту любовь как самое страшное мучение. Ад (геенна)
Кипеть в котлах и жариться на сковородах
Для чего Бог создал ад?
Ад – это не место, а состояние души
«Поддержка и опора»