Утреннее молитвенное правило
Чтение утренних молитв – обязательная составляющая духовной жизни верующего христианина. Состав утреннего молитвенного правила сформировался около двух столетий назад, а сами молитвы, авторами которых были великие святые и подвижники, появились в славянских рукописях около XVII–XVII веков. Неграмотных и в особой нужде Серафим Саровский благословлял читать три основные православные молитвы вместо утреннего правило. Оно получило название «Серафимовского правила». Утреннее молитвенное правило, текст которого можно найти в любом православном Молитвослове, состоит из начальных молитв, тропарей, псаломов и молитв, написанных великими подвижниками благочестия – Макарием Великим, Василием Великим, Иоанном Златоустом, подвижниками Оптиной пустыни и др. Их необходимо читать каждое утро, не забывая поминать после живых и усопших. По благословению духовного отца или по собственному желанию к утреннему молитвенному правилу можно добавить чтение Псалтири, апостольских и евангельских дневных и праздничных зачал, жития святых и других душеполезных книг. В особые дни – двунадесятые праздники и их попраздненства есть обычай присовокуплять к утренним молитвам тропарь праздника, кондак, застойник со стихом и величание праздника. В пост, особенно Великий, добавляются особые покаянные молитвы, например, молитва Ефрема Сирина, канон Андрея Критского и др. Кроме того, православным верующим рекомендуется читать притчи Соломоновы. На Пасху и Светлую седмицу существуют свои правила. Все их пришедший к вере человек узнает постепенно, по мере своего духовного роста, так как сразу все узнать, понять и осмыслить просто невозможно. Некоторые новоначальные не понимают, почему они должны читать чужие молитвы, да еще и на непонятном им языке? На счет непонятного языка можно ответить, что при желании всегда можно найти толкование на интересующую молитву и таким образом понять, о чем в ней говорится. Что касается «чужих» молитв, то прежде всего нужно понять, что разговор с Богом – это великое дерзновение. Чтобы обратиться к Творцу Вездесущего, нужно иметь настоящее, неподдельное, искреннее основание. И пусть даже оно будет у человека, сказать лучше, чем это могли делать святые отцы, все равно не получится. Святые угодники советуют понимать молитвенное правило как способ приобретения молитвенного навыка, которого у только что пришедшего к вере еще нет. Его задача – выправить, исправить духовную жизнь. Вот как об этом говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): «Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубокое неведение всего Божественного и духовного, хотя бы и была богата мудростью этого мира… Для вспомоществования младенческой душе святая Церковь установила молитвенное правило. Цель правила – доставить душе недостающее ей количество молитвенных мыслей и чувств, причем мыслей и чувств правильных, святых, Богу угодных». Как часто миряне говорят, что никак не могут настроиться на молитву – то одно отвлекает, то другое, то дети бегут с вопросами, то мысли в голове скачут, далеко унося от текста молитв. Святые отцы советуют представлять себя перед Богом. Не Бога перед собой, так как Его невозможно представить, а именно себя перед Ним. Как если бы на вас смотрел ваш грозный начальник. Вряд ли, собираясь к нему на ковер, кто-то позволил бы себе отвлечься на что-то другое, а явившись, позволил бы думать и мечтать о чем-то своем, пока идет серьезный разговор. Конечно, настроиться на молитвенный лад помогает и соответствующая атмосфера. Хорошо, когда иконы не разбросаны по дому то тут, то там, а находятся в одном, самом почетном месте – домашнем иконостасе. Лучше дождаться, когда все домашние покинут дом – разбегутся по работам и учебным заведениям и тогда встать на молитву, а еще лучше делать это тогда, когда все еще спят. Встать пораньше до звонка будильника и пройти в комнату, затворив за собой дверь. Зажечь лампаду или свечу и приступить к чтению. Конечно, не всегда есть возможность прочитать все утреннее правило. Кроме того, человек может быть болен и просто не в состоянии встать на молитву. Ничего страшного, если в какой-то день молящийся изменит своей привычке, а иногда заменит привычное молитвенное правило «Серафимовским правилом» и трижды прочитает «Отче наш», трижды «Богородице Дево, радуйся» и единожды «Символ веры». Из чего состоит утреннее молитвенное правило?
Можно ли молиться своими словами?
Как настроиться на молитву?
Духовная песнь
Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов предостерегает, говоря, что нужно опасаться простого механического «вычитывания» текста правила. Молитва – это песнь духовная. Человек так устроен Богом, чтобы всегда восхвалять своего господина, славить воскресение Христово и уповать на Божью милость, надеясь на спасение. Важнейшим условием для настоящей, искренней молитвы является смирение. Чем его больше в человеке, тем внимательное, подобострастнее и искреннее молитва. Помогай вам в этом Господь!