Правда ли: Убийство оккупанта в освободительной войне автоматически грехом не является
Казалось бы, в эпоху, когда в рядах вооруженных сил России служит большое количество христиан, когда у них есть свой храм, икона Богородицы в котором заплакала кровавыми слезами, вопрос о том, является ли грехом убийство оккупантов в войне, уже не стоит. Но история Церкви показывает, что отношение к «христианам с мечом» с самого начала было неоднозначным. Как тогда, так и сегодня, а особенно сегодня часто цитируют заповедь Божию: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Как правило, ее цитирует каждый священник, выступающий перед людьми в погонах. Однако, есть и еще одна заповедь, которая гласит: «Не убий». Это порождает немало споров и вопросов касательного того, как сочетается христианское вероучение со службой в армии. Является ли шестая заповедь о неубийстве абсолютной и применимой ко всем, или тут возможны исключения, особенно когда солдат защищает чьи-то жизни, выполняет приказ командира или выводит из окружения доверенных ему людей? Этот текст датируется 375 годом и включает в себя санкции, который Василий предлагает применять для различных грехов. В частности, там есть информация и касательно нарушения шестой заповеди «не убий». Святитель предлагает ввести для таких людей епитимью с отлучением от причастия на три года. Аргументирует он это тем, что у них «не чистые руки». Это письмо с непростой и долгой историей показывает всю глубину разлома в христианском создании касательно этой темы. Да, в Ветхом Завете не было никаких «но» и никаких послаблений и снисходительных скидок. Заповеди, данные Богом Моисею, абсолютны и непреложны. Если сказано «не прелюбодействуй» и «не укради», то именно так и стоит поступать. С другой стороны, человечество воевало и продолжает воевать на протяжении всей истории своего развития. Воевало оно и во время земной жизни Иисуса Христа. Имеет смысл обратиться к истории Нового Завета и Священному Писанию, чтобы найти там свидетельство отношения к военнослужащим Самого Сына Божьего. Так, Христос отзывается на просьбу римского офицера в Капернауме об излечении своего слуги. То есть его не смущает военная профессия сотника и его подчиненного. Гораздо большее для него значение имеет вера этого человека. Однако, в случае с Петром, который отсек ухо воину, пришедшему в составе группы арестовать Спасителя, Христос уже не так благосклонен. Он говорит свое известное изречение: «Возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечем погибнут»». Уже после Вознесения Спасителя апостолы продолжают Его дело, приобщая к вере всех желающих, в том числе и военных, но отношение к легализации насилия по-прежнему остается отрицательным. Но разбираясь в вопросах отношения святых отцов к военной службе, нельзя не сказать о духовной ее составляющей. Раннехристианский писатель, теолог и апологет Тертуллиан ратовал за «петрово разоружение», говорил, что «нельзя, имея одну душу, обязываться двоим – Богу и цезарю». Он отвергал любые компромиссы, с которыми была связана армейская служба христиан. Но при этом нужно помнить, что его трактат в основном был посвящен вопросам духовного риска, и дело тут вот в чем. Оказывается, христиане римской армии должны были участвовать в языческих обрядах, поклоняться идолам, ведь возможности практиковать свою веру у них не было. Более того, христиан ставили в довольно щекотливое положение, говоря о возможности христианских воскресных литургий, если христианство даст добро своим последователям в другие дни участвовать в языческих праздниках легиона. Как-то лавировать здесь и изворачиваться для христиан было сродни предательству. Вот почему Тертуллиан твердо запрещал им служить в армии. Да и само насилие, естественное для военнослужащих, также подвергалось осуждению. Во II веке известные святые отцы Церкви, такие как св. Иустин Философ, священномученик Ипполит Римский продолжают политику пацифизма. К примеру, св. Иустин высказывается так: «Каждый из нас прежде был одержим войною, убийством и нечестием всякого рода, но мы переменили воинские орудия на земле: мечи на орала, копья на земледельческие орудия – теперь мы возделываем благочестие, праведность, человеколюбие, веру, надежду». В канонах Ипполита Римского присутствует запрет на убийство врага под страхом отлучения от Церкви, причем даже если солдат сделал это по приказу командира. Там же говорится и о запрете в участии в религиозных ритуалах легиона. Однако, уже в 14 каноне Ипполит говорит о возможности епитимьи для тех христиан в армии, которые были вынуждены взять в руки меч и пролить чью-то кровь. То есть в этом случае солдаты отлучались от Причастия, но в то же время у них была надежда получить прощение через епитимью. В Церкви того времени совершился настоящий переворот, когда христианство проложило себе дорогу в римскую армию, а легаты, легионеры, центурионы и прочие стали частью церковной жизни. Конечно, поведение воина было строго регламентировано. Ему предписывалось никого не обижать и не на кого не клеветать, довольствоваться положенным жалованием, а в случае прекословия его могли отринуть от Церкви. Переломный момент в Церкви совершился вместе с обращением Константина Великого. Теперь христиане римской армии могли открыто исповедовать свою веру и даже служить службы. Нравственная дилемма, касающаяся заповеди «не убий», несколько сместила свой акцент в другую сторону. Да, негативное отношение к службе в армии не исчезло после того, как император обратился в христианство, но наблюдалась четкая тенденция к тому, что христиане могут служить в армии и даже убивать врагов, если от них это требовалось. В наказание Церковь налагала на таких провинившихся епитимью с отлучение от Причастия на три года. В IV веке языческие культы уходят в прошлое. Никакой опасности с духовной точки зрения служба в армии уже не таит. Более того, в легионах поднимается знамя Христа. Армия дает присягу служить новой вере. Победа над демонами знаменует собой и победу над врагами. С этого момента как служба в армии, так и убийство на войне получает новую нравственную оценку. Святитель Афанасий Александрийский в своем письме к подвижнику старцу Аммону говорит о возможности убийства врагов на поле брани, которое «законно и достойно похвалы». Он говорит о великих почестях, которых сподобляются доблестные в бою воины, хотя и призывает смотреть по обстоятельствам, не допуская подобного в обычной жизни. Афанасий Великий воздает хвалу воинам, которые убивают за «правое дело», а святитель Амвросий Медиоланский уже молится, чтобы это правое дело увенчалось успехом. Слова об этом можно найти в его трактате «О вере», который он адресует своему духовному чаду императору Западной Римской Империи Флавию Грациану. Амвросий молился, чтобы легионы Грациана одержали победу над готами. Тема «спасения от варваров» получила новое осмысление. Для сохранения боеспособности частей и избежания дезертирства христиан, как это было много веков назад, отлучают от Причастия. Однако, уже не тех, кто воюет и убивает, а тех, кто бросает оружие. С появлением христолюбивого воинства Василий Великий несколько смягчает свой тон, допуская кровопролитие там, где защищается справедливость и религия, но в целом он придерживается строгого пацифизма, говоря о недопустимости подобного в вопросах личной самообороны. Двумя веками позже и вовсе насилие на войне получило реабилитацию как Божий замысел. Тех, кто защищал свою отчизну от варваров и оккупантов, прославляли как Божиих избранников. По случаю победы устраивалась Божественная литургия и все выжившие причащались от одной Чаши. О каноне Василия Великого о трехлетней епитимье сознательно умалчивается. В дальнейшем его цитируют, но силу нормативного церковного акта не придают. Однако, это не значит, что с того Времени Церковь стала проповедовать убийство на войне. Многие святые отцы по-прежнему выступали против насилия, пусть даже и необходимого, пусть даже и за правое дело. Ученику Иоанна Златоуста св. Исидору Пелусиоту приходилось часто выступать перед воинами, наставлять их, и он всегда говорил, что «отмщающих же умеренно не надлежит и укорять, как несправедливо поступающих, потому что делают дело законное…». Однако, при этом он добавлял, что «хотя умерщвление неприятелей на войнах кажется делом законным и победителям воздвигаются памятники, возвещающие их заслуги; однако же если разобрать тесное сродство между всеми людьми, то и оно <умерщвление> не невинно; почему Моисей предписал и убившему человека на войне пользоваться очищениями и кроплениями». Как видно, Церковь на протяжении истории своего развития существенно эволюционировала касательно военной темы от полного непринятия до признания необходимости защищать свою родину от врага, а также защищать своих близких, друзей, родных. Однако Церковь никогда не переходила границ благоразумия. Она никогда не благословит убийство ради убийства, мародерство, жестокость. Необходимость защиты и прославление защитников не приобретет форму богословия джихада. Своими духовными очами христиане продолжают видеть трагедию любого факта пролития крови. Отделяя своих от чужих, правых от виновных, христианство всегда видело в первую очередь братоубийство.Заповеди Господни
Письмо святитель Василия Великого
Духовная подоплека
Новая реальность
Обращение Константина Великого
Служение новой вере
Эволюция позиции Церкви