27.07.2022

Тщеславие и как с ним бороться?

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Тщеславие и гордость оскверняют человеческие души хуже всякой язвы». Действительно, эти качества в миру нередко доводят человека до исступления, он кладет все на алтарь славы, сам оставаясь ни с чем, а в монашестве тщеславие паразитирует на добродетелях, сводя на нет все успехи по их достижению. А можно ли бороться с тщеславием, и как это сделать? 

Что такое тщеславие?

Если разобрать сам термин «тщеславие» на две составляющие, то можно получить «тщетную» «славу». Тщетную – это значит бесполезную, тленную, скоропреходящую. На ум сразу приходит история Герострата, сжегшего храм Артемиды ради прославления. Да, имя этого героя-неудачника навеки осталось в истории, но ведь осталось же? Зачастую искалеченным этим грехом людям все равно, в каком контексте будут вспоминать их имя – поносить или восхвалять. Главное – что о нем не забудут.

Порой люди «не видят берегов» в своем стремлении занять какой-то пост, получить желаемую должность или известность. Они «идут по головам», с маниакальным стремлением нанося вред ближним, и нередко принося в жертву своим амбициям самое дорогое, что есть у человека – годы жизни, здоровье, семейное счастье, материнство, а нередко и саму жизнь. И все это только ради одного – еще чуть-чуть побыть на гребне славы, погреться в ее лучах. 

«Звездное» тщеславие

Тщеславие – это самый мощный инструмент, помогающий людям добиться успеха в жизни. Прославившиеся, знаменитые люди, так называемые «звезды» шоу-бизнеса – все эти люди невероятно тщеславны и служат своему идолу до самого конца. Причем служат так, что порой вызывают омерзение и отвращение, когда пытаются удержаться на вершине Олимпа гнусными способами вроде собственноручно срежиссированного скандала. А все потому, что тщеславие для них сродни наркотику, при отсутствии дозы которого они испытывают самую настоящую ломку забвением. 

Если желаемая или былая слава проходят мимо, они впадают в депрессию, а более успешные соперники и конкуренты вызывают зависть, доходящую до ненависти. Именно она толкает людей из шоу-бизнеса, спорта и политики на интриги, подлянки и преступления. 

Бытовое тщеславие

Все это высшая форма проявления тщеславия, но это вовсе не означает, что этим грехом не поражены обычные люди. Все мы тщеславны в той или иной степени. Всем нам хочется выглядеть в своих глазах, а самое главное – глазах окружающих лучше, чем мы есть на самом деле. Всем нам нравится, когда нас хвалят, ценят, выделяют среди других. Ну а если мы совершаем какой-то неблаговидный поступок с точки зрения социума, то склонны оправдывать себя. 

Надо сказать, что это характерно как для людей светских, так и верующих. Священникам не раз приходилось выслушивать исповедь, на которой человек вроде кается, а вроде и нет, оправдывая себя тем, что до греха его довели другие – пьяница муж, упрямые дети, требовательные родители. То есть виноват кто угодно, только не он сам, ведь сам он «добрый и хороший». Конечно, толку в такой исповеди не будет, ведь она целиком построена на тщеславии. Даже у аналоя человек пытается показаться лучше, чем он есть на самом деле.

Святые отцы, в частности, святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что «одним из проявлений тщеславия является стыд исповедовать грехи свои, сокрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство, самооправдание». Боясь уронить свое имя, годами формировавшуюся репутацию благочестивого христианина или усердного прихожанина, такой человек боится сказать что-нибудь такое, что может бросить на него тень и изменить мнение о нем. 

Но вспомним, что говорил Господь своим ученикам, когда они спорили между собою, кто займет в Царствие Небесном ближайшее место возле Учителя: 

«Вы знаете, что князья народов господствуют над ними; и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будем вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:20–28). 

«Смиренный наряд» тщеславия

Противоположная тщеславию добродетель – смирение. Святые подвижники, поборовшие в себе все страсти, стяжали смирение, но тщеславие – это такая опасная страсть, что может «рядиться в одежды смиренные» и даже монашеские. Да, монахи тоже могут гордиться своим «смирением», совершая аскетические подвиги. Вот как говорит об этом преподобный Иоанн Лествичник:

«Тщеславие радуется о всех добродетелях: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу – и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх» (7, с. 150–151). 

Каждый монах на собственном опыте знает, насколько «хитра» может быть страсть тщеславия. Она может легко маскироваться под другие страсти, а то и вовсе прикидываться чем-то хорошим, что на поверку оказывается другой страстью. К примеру, человек может загореться желанием стать священником или дьяконом, чтобы служить для других примером святости, поучать их и наставлять. Монахи могут мечтать, какого ревностного подвижника приобретет выбранный ими для проживания монастырь. То есть причиной страсти может быть собственная добродетель. Вот как говорит об этом святой Иоанн Кассиан Римлянин:

«Иной искушается сим по причине обширности познаний, иной – по причине долгого сидения за чтением, иной – по причине длительности бдений. И всякого эта болесть усиливается уязвить собственными его добродетелями, в том устрояя претыкания в пагубу, чем снискиваются плоды жизни».

Святые отцы сравнивают тщеславие с прислужником гордости, который с любого доброго дела и любого доброго человеческого поступка стремится «сорвать свой оброк в пользу гордыни», в прославление своего самодовольного «Я». Начал человек, к примеру, какое-то хорошее дело делать, а тщеславие тут как тут, нашептывает на ухо: «Давай, давай, какое хорошее дело ты затеял! И как же про тебя потом хорошо говорить будут!» И воодушевляется тогда человек, и сил у него прибавляется, а все из-за принятия бесовского помысла, из-за того, что поддался он греху. 

Как бороться с тщеславием?

Как же бороться с этим «хитрым змием», который исподволь пролезает в душу, сводя к нулю результат всех своих трудов? Святые отцы советуют прежде всего не быть падкими на похвалу. Необходимо помнить, что это может быть лживая лесть, способ манипуляции, цель которой – что-то от нас получить. На тщеславии человека можно легко сыграть в корыстных целях, поэтому необходимо всегда ставить под сомнение все свои добрые дела и добродетели. Честно и открыто говорить себе, ради чего и для кого вы их делаете, и тогда у вас не появится повода гордиться и превозноситься над другими.

Когда человек во всем и всегда доволен собой, это вызывает душевный застой и деградацию личности. Все мы совершаем ошибки. Никто из нас не идеален. Прийти к этому пониманию можно, если почаще думать о своих грехах, которые у нас, безусловно, есть. Вспоминайте мытаря и фарисея: один просил лишь о помиловании, помня о грехах своих, а другой вспоминал лишь о своей исключительности и превосходстве над другими. 

Зачастую тщеславные люди очень самолюбивы и обидчивы. Они не терпят критики и мгновенно обижаются, как бы говоря себе: «Да как они смеют? Ведь я не такой, я хороший! Как они могут так говорить обо мне?» Если вас критикуют, указывают на ваши недостатки, это повод задуматься. Да, слышать такое больно, неприятно, но зачастую в сказанном всегда есть доля правды, ведь со стороны виднее. Не зря в народе бытует поговорка «в чужом глазу соломинку видим, а в своем бревна не замечаем». Критика для вас должна стать стимулом для изменения, исправления, духовного роста. В идеале мы должны не обижаться, а благодарить критикующих нас воспитателей за то, что они вовремя «подрезали крылья» нашему тщеславию.

Еще один способ борьбы со тщеславием заключается в скромности. Это еще одна сторона противоположной ей добродетели. Вот как говорит об этом архиепископ Иоанн (Шаховской):

«Мы не ошибемся, признав скромность одной из самых утешительных черт человеческой личности. Скромность равна милосердию, так как в силу скромности человек уже милосерд к другим людям – не надоедает им своими претензиями, не мучает их своим посягательством на какую-то значительность. Вольно или невольно, скромный всегда отдает честь, во-первых, Богу, а потом и людям, которые все имеют от Бога свои дары».

Не зря говорят, что «скромность украшает человека», а вот бахвальство, хвастовство, выставление себя напоказ, напротив, выглядит в глазах других жалким и ничтожным. Так действует духовный закон. Скромных все любят, а тщеславные отталкивают людей от себя. Наверняка у каждого был опыт общения с тщеславным, самовлюбленным человеком. Можно ли построить с ним нормальную беседу? Зачастую это невозможно, потому что человек говорит только о себе, не слушая своего собеседника. Его интересует лишь собственная персона и это вполне естественно вызывает у собеседника неприятие, отчуждение, а в худшем случае злость и раздражение.

Человек скромный, относящийся к себе с самоиронией, всегда приятный собеседник. Он умеет слышать и слушать, с ним легко и непринужденно складывается беседа. Он никогда не выпячивает свое «Я», а потому имеет много друзей. По мнению святых отцов, скромность никогда не проиграет в жизни. За ней не поблекнут таланты и достоинства. Скромность – это не слабость, не самоуничижение. Напротив, это сила духа, его доблесть. «Уровень культуры прямо пропорционален скромности… Слово, создавшее миры, приняло на Себя жизнь скромного Человека и прошло страдальческим путем жизни, показывая дух скромности, как свет, ведущий в бесконечную славу Небесного Царства», – слова все того же архиепископа Иоанна. 

Терпение поношений

Святые отцы говорят, что Господь дает воздаяние не за добродетели, не за труды ради них, а за рождающееся от этого смирение. Монахи считают, что особую пользу душе принесет не благодарность, а поношение за какое-то дело. Преподобный Исаак Сирин говорит:

«Пей поношения как воду жизни».

Что это значит? Это значит, что нужно стараться быть немногословным, а делая добрые дела, скрывать это от других, как делал это один монах, о котором рассказывал старец Паисий Афонский. В монастыре, где этот инок подвизался, был обычай за трудную работу получать немного денег. Монахи стремились выполнять ее, а все заработанное раздавали нищим. Так делали все, кроме одного монаха, который никогда не подавал милостыню. Конечно, над ним посмеивались и называли за глаза «жадиной», а когда он умер, братия немало удивилась тому, сколько людей из окрестных деревень пришло оплакивать его смерть.

Монахи спрашивали у них, в чем причина такой скорби и оказалось, что этот инок копил деньги и покупал волов самым бедным крестьянам, чтобы они могли пахать землю и кормить свою семью. Вот таким смирением, терпя злословие и неприязнь со стороны других, и стоит укрощать грех тщеславия. Часто Господь исцеляет тщеславных от тщеславия приключающимся бесчестием, и мы можем видеть это на примере многих известных людей. Сколько их таких – закончивших жизнь в забвении, забытых, никем не узнаваемых на склоне лет. Многие женщины в интервью журналистам признавались, что ради карьеры сделали аборт, но как горько они жалели об этом потом!

Слава, большой пост, должность, известность – самая ненадежная и недолговечная вещь в мире. На смену одному успешному спортсмену приходит другой, а на смену одному руководителю – новый – более предприимчивый, деятельный, образованный. И человек понимает, что все, к чему он стремился, к чему шел и поклонялся, как идолу – лишь прах и пепел. Разочарование нередко доводит людей до самоубийства – самого страшного и непростительного греха. Поэтому лучше себя до такого не доводить. У православных верующих есть такая поговорка: «Не дай, Господи, нищеты, но и богатства не давай».

Лучше золотая середина – меньше искушений и больше шансов на спасение. Превозноситься нам нечем. Мы все погрязли в грехах. Когда мы думаем, что уже достигли смирения и смогли обуздать свою гордыню, то должны понимать, что именно в этот момент демонстрируем высшую ее степень. Преподобный Иларион наставлял при появлении помыслов тщеславия и похвалы самого себя вспоминать, что главное – это смирение, а вот его то у нас и нет. И первым доказательством тому являются приходящие помыслы тщеславия. Но будем бороться с ними, «храня уста и любля бесчестие», «отсекая все ухищрения тщеславия» и «стараясь делать перед людьми то, что нас унижает, не чувствуя при этом никакой скорби». Будем стараться почаще относиться к своей персоне критично и произносить слова великого царя и псалмопевца Давида: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему».

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram