Трудиться по-христиански можно только, работая в храме
Как далекие от веры люди считают, что спасение возможно только в монастыре, в миру спастись невозможно, точно также сформировался миф и касательно христианского труда. Действительно ли только работа в храме принимается Богом за христианский труд?
Труд во славу Божию
Для начала стоит разобраться с понятиями «трудничество» и «трудник». Трудник – это человек, который работает на монастырь по обету, бесплатно, добровольно и на бескорыстной основе во Славу Божию. Чем же отличается труд человека в монастыре или храме от аналогичного «в миру»? Прежде всего стоит акцентировать свое внимание на то, что в данном случае используется именно термин «трудник», а не «работник». Все дело в том, что с самых древних времен понимание этих слов было различным. Слово «труд» отражает духовно ориентированные дела, а работа – это тяжкое бремя, которое человек несет ради собственного выживания.
Вспомним библейское: «В поте лица твоего будешь есть хлеб…»(Быт.3:19). Работа поРАБощает человека и духовно, и телесно. Согласно социалогическому опросу, большинство россиян ненавидят свою работу и ходят на нее только потому, что надо кормить себя и свою семью. Критерием ее выбора зачастую становится зарплата, а не возможность получить душевное удовлетворение, удовольствие от своей деятельности. Труд же направляет человека к духовному, душевному совершенствованию, а это возможно только в соработничестве с Богом, в покорности Высшей Воле, в которой он находит подлинную свободу.
Когда человек трудится в радостном соработничестве Господу, он никогда не скажет, что ненавидит свою работу. Он не скажет, что ему трудно подчиняться «руководству» и оказывать ему должное уважение и почитание. Напротив, его деятельность дается ему легко и приносит огромное удовольствие, и неважно, чем он занимается – косит траву, наводит порядок в храме или готовит пищу для других трудников. Он делает все с молитвой, окруженный благодатью, под действием которой происходит одухотворение души, которая стремится увидеть в Божьей воле свою собственную волю и максимально приблизить последнюю к Первой как по своим целям, так и средствам осуществления.
Труд в миру
Многих христиан, в том числе и только начавших свое воцерковление, интересует вопрос: «А как трудиться в миру так, чтобы это было в соработничестве с Богом? Чтобы можно было и на жизнь заработать, и для спасения души постараться?» Вопрос, конечно, не праздный и очень важный. Не каждое, даже внешне благопристойное дело является трудом в высшем понимании этого слова. Не каждая работа достойна звания христианина, и это надо понимать.
В эпоху зарождения православного вероучения христианами становились люди самых разных профессий, и многие были вынуждены выбирать между верой и своим делом. Так, скульпторы, про которых говорили, что они занимаются изготовлением идолов, были вынуждены отказаться от такого способа заработка. Да, сегодня поменялось отношение к этой профессии, да и конкретного списка, чем можно, а чем нельзя заниматься истинному христианину, как не было, так и нет, зато есть понятие греха, которое хорошо всем знакомо.
Именно с этой позиции и стоит оценивать свою деятельность. Конечно, крупье в казино и стриптизерша – недопустимые профессии для верующего человека, тут все понятно сразу, но есть и такие, в которых человек может делать выбор. Например, врач-гинеколог. По своим убеждениям он может отказаться делать аборты, но продолжать выполнять другие операции, принимать роды и др. Или вот физик-ядерщик, разрабатывающий атомную бомбу. На первый взгляд это оружие и мирной сферы применения у него быть не может, но атомная бомба – это скорее оружие устрашения, призванное не допустить войны.
Работа по-христиански
Так какая же она – работа по-христиански? На этот вопрос каждый должен ответить сам для себя. Нельзя перекладывать это на священника, требуя от него решения, куда пойти – в офис менеджером или микробиологом в НИИ. Зачастую люди ставят вопрос так: «Какова воля Божья обо мне? Где бы мне работать?» Но те, кто так спрашивает, не совсем верно понимают смысл выражения «воля Божия о нас». Они полагают, что у Бога есть точная воля, кем нам быть. Например, работать экономистом, а не фермером. И если я буду фермером, то пойду против воли Бога, а если экономистом, то по воле.
На самом деле воля Божья о нас только одна – чтобы мы спаслись. А как человек это делает и где при этом работает, совершенно неважно, если он старается жить по заповедям и понимает, какой труд облагораживает душу, а какой ведет ее к погибели. Да, труд в монастыре или храме – самый предпочтительный, ведь ни одна другая работа не обеспечивает такой близости к Богу, но это совершенно не означает, что нельзя находиться в соработничестве с Ним, моя полы в каком-то учреждении, выращивая цветы в оранжерее или вымешивая хлеб в пекарне. Если человек делает это с молитвой, если помогает своим коллегам, уважительно и почтительно относится к начальству, не стремясь нажиться за счет других и не таща все, что «плохо лежит», то он движется к своему спасению.
И даже если мы находимся на какой-то ответственной и высокооплачиваемой должности, то у нас всегда есть возможность потрудиться во Славу Божию, оказав помощь бедным и обездоленным, помочь какой-то старушке соседке, сходить за хлебом, прибраться в доме. А если у вас нет времени, чтобы сделать это самому, можно нанять клининговую компанию, которая сделает это за вас. Спаси вас, Господи!