31.03.2023

Типы молитвы по ее содержанию

В православии существует великое множество молитв. Одни мы читаем постоянно, другие – только в особых случаях. Есть молитвы уединенные, а есть те, которые произносятся всей общиной. Есть молитвы, которые может читать только священник, а прихожанам делать это запрещено. По своему содержанию христианские молитвы также весьма разнообразны и в основном делятся на хвалебные, просительные, покаянные и благодарственные.

Хвалебная молитва

Без сомнения, можно назвать ее высшей формой молитвы, в которой человек прославляет Господа за все Его совершенства и милости. Как говорит святитель Филарет (Дроздов): «Молитвою хвалы мы созерцаем совершенства Бога, исповедуем Его премудрость, благость, провидение, помощь...». К разновидности хвалебной молитвы относят славословие, когда прославляются все три лица Святой Троицы. Каждому христианину хорошо знакомо малое славословие: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Им предваряют и завершают церковные молитвы и песнопения.

Святые отцы учат, что долг христианина – восхвалять Бога, ведь относиться к Нему как-то по-другому – это все равно что отрешиться от своей природы. Все мы «для того и созданы разумными и столь возвышены над бессловесными, чтобы возносили к Создателю всяческих непрестанные хвалы и славословия». Вспомним, что и Сам Иисус Христос восхвалял и славословил Отца Своего Небесного, так же поступали и святые апостолы, и учили своих учеников. В Священном Писании есть немало образцов хвалебных песен. Так, в Ветхом Завете это 103-й псалом, в котором Бог восхваляется как премудрый Творец и всемогущий Промыслитель.

Свое обращение к Богу царь Давид начинает словами: «Благослови, душе моя, Господа», и ими же заканчивает свою хвалу. В Новом Завете также можно найти образец хвалебной молитвы, например, песнь семи ангелов. В ней также прославляется Господь, великий в Своих делах и Единый святой. Собственно, все богослужение нашей Православной Церкви наполнено хвалебными молитвами: «Сый Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю поклоняемый!.., «С сими блаженными силами...». Немало их посвящено Божией Матери: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь...», «Достойно есть...» и другие. Акафисты – это тоже хвалебные молитвы, наполненные духовной радостью и отрадным торжеством.

Просительная молитва

Из самого названия понятно, что эта молитва выражает наше прошение, нашу просьбу о той или иной потребности – как телесной, так и духовной. Человеку вполне естественно о чем-то просить Бога, ведь Сам Господь сказал, что «без Меня не можете творить ничего». Своими силами мы не можем не только спастись, но и худо-бедно устроить свою материальную жизнь. Господь способен укрепить наши немощи и дать все необходимое для земной и духовной жизни. Из Ветхого Завета мы знаем, что к просительной молитве нас призывал Сам Бог Отец (Пс. 49, 15), а в Новом Завете – Бог Сын Иисус Христос (Мф. 7, 7; Ин. 16, 23–27).

По мнению святителя Филарета (Дроздова), тот, кто ничего у Бога не просит, мало верит в Его благодать и силу, или совсем не верит. Конечно, Господь знает все наши чаяния и надежды, но без нас самих, без нашего на то желания, а тем более против него ничего сделать не может. Как говорит епископ Петр: «Хотя Бог сотворил нас без нас, но спасти нас без нас не может». Господь создал человека свободным, чтобы он по своему желанию смог принять от Него благодатные дары. Навязать Он их человеку не может, ведь тогда они не принесут никакой нравственной пользы. 

Как нищий должен протянуть руку, чтобы принять милостыню, так и мы должны открыть уста для восприятия благодатной помощи свыше, устремиться к Творцу всеми силами и всеми способностями своего духа. И в этом нам помогает молитва, которая, по определению святителя Филарета Московского, есть «простертая рука для принятия благодати Божией, отверзтые уста для вкушения пищи небесной». Какие просительные молитвы мы знаем? Прежде всего это молитва иудейского царя Иосафата. В своем прошении он сначала восхваляет могущество Бога, Его силу и крепость, а потом просит об избавлении от руки вражией.

В заключении говорит о своей безграничной преданности и выражает надежду на помощь свыше (2Пар. 20, 5–9). Немало образцов просительных молитв присутствует и в Новом Завете. К ним относят Первосвященническую и Гефсиманскую молитвы, молитвы святого апостола Петра. Когда на богослужении мы слышим пение: «Спаси, Боже, люди твоя…» и «Благословляй благословящия Тя, Господи...», то должны понимать, что это тоже разновидность просительной молитвы

Покаянная молитва

На первый взгляд кажется, что просительная и покаянная молитва – это одно и то же, но во втором случае человек не столько просит, сколько кается, признает свои грехи перед Богом и просит за них прощения. Все дело в том, что просить что-то для себя и при этом не сокрушаться о своих грехах, это значит воздвигнуть между собой и Богом непреодолимое препятствие. Поэтому началом любой молитвы является покаяние, когда осознающий тяжесть своих грехов человек пламенно и усердно, плача и стеня просит Господа отпустить их, не наказывать, посодействовать в труде над исправлением сердца.

Нередко покаянную молитву приносят сразу после греховного поступка, хотя человек как существо грешное, грешит постоянно – вольно или невольно. Однако, все мы должны помнить, к чему призваны. Мы должны достигнуть святости, совершенства, поэтому всегда должны каяться перед Богом в своих молитвах и просить Его о милости и щедрости. Призывы к покаянию есть в Деяниях апостолах, в Священном писании, в частности, Нагорной проповеди Христа. О необходимости постоянно просить Бога о прощении своих грехов говорили и святые отцы Церкви. 

Преподобный Ефрем Сирин говорил об этом так: «Увещеваю, прошу и умоляю чаще исповедоваться пред Богом. Не на позорище пред подобными тебе рабами вывожу тебя, не человекам принуждаю тебя открывать согрешения. Раскрой совесть свою пред Богом, Ему покажи язвы, у Него проси врачевств, покажи себя не укоряющему, но врачующему». По мнению святителя Филарета (Дроздова), не приносящий молений о прощении своих грехов принадлежать к Царствию Божьему не может.

В Священном писании есть немало примеров покаянных молитв. Такую мольбу возносил Богу иудейский царь Манассия, находясь в вавилонском плену, таким же образом каялся в своих грехах пророк Давид. Об особой глубине своего падения он говорит в 50-ом псалме, умоляя Бога простить его грехи и выражая надежду, что Милосердный Господь «омоет его скверны» и убелит «паче снега». По своей силе этот покаянный вопль Давида соответствует мытаревому молению: «Боже, милостив буди, мне, грешному», – так считает святитель Тихон. Действительно, в этих коротких пяти словах выражена вся глубина чувств, все смирение и раскаяние человека.

Сама ее краткость как бы подчеркивает это, указывает на недостойность человека утруждать Господа витиеватыми словословиями. Вместе с этим молящийся не смеет и просить о прощении своих грехов, считая их слишком тяжелыми. Все, о чем он просит – о милости, о снисхождении, об облегчении своей участи. За эталон покаянных молитв можно взять молитвы, которые входят в чин исповеди. Красной нитью покаяние проходит через все моления Великого поста, а главным апофеозом является канон святого Андрея Критского. 

Благодарственная молитва

Если мы просим Господа о каких-то своих телесных и духовных нуждах, то вполне естественно и благодарить за их подаяние. Молитва благодарения совершается в таком расположении духа, когда Господь Бог воспринимается как источник всякого блага, и человек испытывает к Нему поистине сыновнюю признательность. Мы благодарим Господа за Его любовь, за Его щедроты, изливаемые на нас. Ведь если мы испытываем чувство благодарности к своим ближним, когда они помогают нам, то тем более должны благодарить Господа за Его благодеяния, подаваемые нам постоянно и в большом изобилии.

У человека нет ничего своего. У него все от Бога. Отсюда и желание Его поблагодарить. Само Слово Божие подчеркивает естественность благодарственной молитвы. По мнению святителя Филарета Московского, «кто не приносит благодарений, тот оказывает небесному Подателю всех благ такую несправедливость, которая и между человеками в отношении к земным благодетелям осуждается и наказуется общим презрением». Для человеческой души просто неестественно состояние, при котором не возникает желания благодарить Бога. За что же должно говорить Ему «спасибо»? За все, – поучает святой апостол Павел.

Святитель Иоанн Златоуст увещевает выражать признательность за «великие и малые» блага. Кроме того, мы должны благодарить Бога и за скорби, неприятности, горести. «Его же бо любит Господь, наказует», – говорит слово Божие (Евр. 12, 6). Святитель Тихон считает, что Господь оказывает нам великую милость, когда по-отечески бьет нас своим жезлом, хотя нам от этого больно и горестно. Возносить Богу благодарственную молитву нужно не только тогда, когда Он дает просимое, но и когда не спешит выполнять наши просьбы. По мнению святителя Иоанна Златоуста, «неполучение, когда бывает по воле Божией, не менее благотворно, как и получение». 

Такая благодарственная молитва выполняет функцию хвалебной и нередко ставится после нее на второе место. Очень важно выражать благодарность не только за себя, но и за других. Так человек избавляется от зависти к своему ближнему и учится его любить. Действительно, тяжело завидовать тому, за кого мы молимся и за кого приносим благодарственные мольбы. В Библии есть немало примеров благодарственных молитв. Один из них – это 17-й псалом Ветхого Завета, который царь Давид воспел после избавления от козней врагов. В Новом Завете есть благодарственная молитва Господа нашего Иисуса Христа, которую Он вознес на радостях, что его 70 учеников возвратились с проповеди (Лк. 10, 21; Мф. 11, 25–26).

Святитель Иоанн Златоуст считает образцом благодарственной молитвы слова одного святого мужа: «Благодарим за все Твои благодеяния, оказанные нам, недостойным, с первого дня нашей жизни до настоящего, – благодарим за все, что знаем и чего не знаем, за все явное и неявное, обнаруживающееся делом и словом, совершившееся по воле и против нашей воли, за все, с нами, недостойными, бывшее, за скорбь и ослабление скорби, за геенну, за мучение, за Царствие Небесное». Немало благодарственных молитв присутствие в богослужении Православной Церкви. Это касается молитвословий благодарственного молебна, молитв по причащении Святых Тайн. Основная, ключевая часть богослужения, именуемая Евхаристиею, означает «благодарение».

Молитва ходатайственная

Один государственный деятель России написал стихотворение, которое начинается словами: «Я не умею за себя молиться». Ему стыдно и неловко просить за себя, а вот за других – нет, и именно об этом говорят святые отцы, когда утверждают, что «плод духовного своекорыстия не может составить чистой христианской добродетели». Христианину положено молиться за других, как за себя, чтобы Господь подал им веры и наделил духовным разумом, избавил от страстей и грехов. Святые апостолы давали прямое указание молиться друг за друга (Иак. 5, 16). 

Апостол Павел призывал своих учеников молиться за него, чтобы Господь даровал ему возможность проповедовал учение Христово. Если даже апостолы нуждались в молитвенной поддержке, то что говорить о нас – простых смертных и грешных людях? Нуждаясь в молитвах, мы должны сами молиться за других, ведь это наш христианский долг, который вытекает из любви к ближнему. «Молитесь друг за друга, – поучает святитель Тихон, – ибо все верные, по всему миру рассеянные, суть едино духовное тело, едину преблагословенную Главу имеющие – Христа, и единым Духом Божиим просвещаемые и наставляемые» (Рим. 12, 5).

Еще одна наша святая обязанность – молиться за власть, духовных руководителей, членов семьи, сродников, благодетелей, а также тех, кто бедствует и подвержен духовным недугам. Если говорить о тех, кто поставлен руководить страной, то про них сказано, что «всякая власть от Бога», поэтому мы должны молиться о правителях, от которых зависит мир, тишина, безопасность нашего народа. Что касается духовных руководителей – пастырей и священнослужителей, то как же не молиться за тех, кто ведет нас ко спасению? Как и у каждого человека, у них тоже есть свои немощи и страсти, поэтому так важно, чтобы Господь помогал им исполнять свой служебный долг.

Молитва за членов своей семьи самая естественная и идущая от души, ведь мы любим своих близких, желаем им добра. Молитва о несчастных, заблудших, подверженных духовным недугам, тоже должна присутствовать в нашей жизни, ведь эти люди еще не познали истину Христова учения, они находятся в плену страстей и как никто другой нуждаются в Божественной помощи. Необходимо просить, чтобы Господь их вразумил, смягчил сердца, укрепил, указал истинный путь ко спасению. Особое место в ежедневном молитвенном правиле занимает молитва за врагов. Каждый знает, как легко молиться за своих близких и как трудно просить за тех, кто причинил нам зло.

Но здесь мы должны во всем подражать своему Учителю Иисусу Христу, который даже вися на кресте молился за своих распинателей. Святые апостолы также учили своих последователей, что не стоит воздавать злом за зло, отвечать ругательством на ругательство. Подвизавшийся на Синае преподобный Зинон так говорил о значении молитвы за врагов: «Кто хочет, чтобы Бог скоро услышал молитву его, тот, когда станет перед Богом и прострет руки свои к Нему, прежде всего, даже прежде молитвы о душе своей, должен от всего сердца молиться о врагах своих. За это доброе дело Бог услышит его, о чем бы он ни молился». 

Молитва за усопших

Еще одна наша прямая и святая обязанность – молиться за усопших, ведь «Бог... несть Бог мертвых, но живых». Ушедшие в мир иной не исчезли, не пропали, они живут и продолжают составлять одну семью у Отца Небесного, одно живое тело, одну святую Церковь. Как члены семьи поддерживают связь друг с другом и помогают друг другу, так и в Церкви Христовой оказывают помощь всем ее членам и неважно, находится ли человек здесь, на земле, или уже перешел в обители Царя Небесного. Но перешел ли он именно туда? Мы не знаем. 

Тайны загробного мира, участь умерших для нас закрыты. Учитывая, что все люди грешные, мы можем только взирать на небо и молиться, чтобы страшная гиена огненная не поглотила нашу душу после смерти. Мы верим, что своей молитвой можем облегчить незавидную долю умершего, спасти его, и это подтверждает опыт Церкви. В церковном предании есть немало историй, когда по молитвам живых души почивших христиан получали избавление от страшных мук и даже сами становились ходатаями перед Богом за живых близких. 

Есть немало молитв об усопших, которые принято читать детям за родителей. Образцом молитвы за усопших является канон за единоумершего, который принято читать все 40 дней со дня смерти и продолжать это делать ежегодно, начиная за 40 дней до даты смерти. Мирянам можно читать панихиду по умершему, помянник об усопших, а также Псалтырь. 

Частная и общественная молитвы

Также молитвы могут быть частными, то есть совершаемыми в частном, личном порядке, и общественными, возносимыми всей общиной. Частная молитва осуществляется в спокойном, уединенном месте, ведь только так можно сосредоточиться и со вниманием углубиться в чтение. Искренние и откровенные слова также обращают Богу только наедине. Уединяться для молитвы заповедовал нам наш Господь Иисус Христос. Он Сам подал такой пример, уйдя на 40 дней в пустыню.

Еще одна форма частной молитвы – молитва семейная. Мужу и жене полезно молиться рядом, так как это скрепляет их, оберегает от неверности, помогая сохранить супружескую чистоту. Каждый семейный человек знает, что брак – это не развлечение и безграничные радости. Это огромный труд, бесконечные заботы, трудности, скорби. Пережить их легче вдвоем, чем поодиночке, и здесь большим подспорьем может стать совместная молитва. Она уберегает от падений и укрепляет ослабевшую волю, примиряет, учит покорности и терпению, облегчает семейное бремя.

Лучшее время для молитвы – утро, когда человек находится в бодром и приподнятом настроении. «Как проснетесь, – поучает святитель Феофан, – первое слово ваше к Богу да будет: дай мне, Господи, положить начало благое!» В течение дня полезно молиться перед началом каждого дела, по его окончании, перед принятием пищи и после ее вкушения. Перед выходом из дома также следует попросить Господа Бога избавить от искушений. Вечером обратиться к Нему с просьбой о прощения грехов, поблагодарить за оказанную помощь и испросить мирного сна. 

Общественная молитва осуществляется со всеми членами Церкви преимущественно в стенах храма. Она имеет огромное значение и гораздо большую, по сравнению с частной молитвой, силу. На совместной молитве невидимо присутствует Сам Господь, о чем Он говорил: «Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, – говорил Он, – ту есмь посреди их» (Мф. 18, 20). Общественной молитве также посвящаются утро, вечер, ночь, что закреплено в церковном уставе. 

Как видно, христианская молитва разнообразна и многочисленна. У каждого человека она своя, ведь все зависит от наших нужд, душевного устроения. Молитва – это полет, это голос любви, движение души, которые нельзя сковать, ограничить какими-то рамками. Мы можем обращаться к Господу своими собственными словами и это будет наша самая чистая, самая светлая, самая настоящая, живая молитва.

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram