30.04.2023

Тело и его судьба с христианской точки зрения

По учению Церкви, Бог создал человеческое тело из праха земного. В него же нам предстоит превратиться по смерти, ибо сказано: «яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем». Но что произойдет с тело по всеобщему воскресению? И какими мы предстанем пред очами Божьими? 

Что такое тело?

Несмотря на достижения современной медицины, человеческое развитие, слияние муже-женского семени во многом остается тайной для науки. Мы знаем только о том, что все в организме человека чудесно и гармонично устроено, чтобы служить одно другому и обеспечивать нормальную жизнедеятельность. Конечно, его формирование происходит не без участия психического начала. Можно не без основания утверждать, что тело во многом созидается духом, определяя черты, выражение лица человека. Несмотря на постоянное обновление тела, вхождение и выхождение из него материальных частиц, зерно человеческой личности остается неизменным. 

Созданное из праха обратится в прах

Согласно учению слова Божия, созданное из праха должно обратиться в прах. На обыденном языке мы называем это тлением, разложением. Как бы ужасно это ни звучало, но наше тело после смерти частично станет соком земли, частично впитается корнями растений, частично выйдет на поверхность в виде газов. Как при жизни в состав тела входили вода, воздух, плоть и кровь животных, так и после его смерти элементы тела дадут пищу для другой жизни. 

В Священном Писании сказано, что душа с телом разлучатся лишь на время. Наступит момент, когда «вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия и изыдут», когда «мертвенное сие облечется в бессмертие и тленное в нетление». В связи с чем встает вопрос: «В каком теле мы воскреснем, если оно разложилось? Если от него ничего не осталось?» Некоторые богословы считают, что Господь соберет все рассеянные по вселенной частицы. Но тогда опять непонятно, воскреснем ли мы с телом, которое было у нас при жизни, или же будем довольствоваться тем, что было положено в могилу.

Первый вариант неприемлем потому, что на одно и то же тело могут претендовать сразу несколько человек, ведь один из них обладал его частицами в одно время, а другой – в другое. Наиболее вероятно, что человек воскреснет с тем телом, которое у него было на момент смерти. Ведь именно в гробах мы услышим глас Сына Божьего и оживем. Но и в этом случае по логике вещей мы не сможем предстать в своем теле, которое уже съели земные паразиты, которым напитались корни растений и насытился воздух.

Новое превосходное тело

По теории воскресения, высказанной Григорием Нисским, в момент разрушения мира человек создаст себе новое тело своей собственной творческой силой. Это тело будет подобно прежнему, хотя и станет превосходить его по своим качествам. Это предположение лишено недостатков и нестыковок двух предыдущих, хотя нельзя не отметить его оригинальности и непривычности. Если человек воскреснет не со своим земным телом, а с каким-то другим, то загробное воздаяние не будет полным. Действительно, если человек грешил, терпел страдания и скорби, или подвизался в добродетели с определенной плотью, то именно она и должна вкушать удовольствия или мучения в будущей жизни.

В любом случае получить по воскресении свое собственное тело мы не сможем, а все потому, что это снова потребовало бы получения всей той массы материи, которая последовательно входила в организм с момента рождения и до смерти. При этом мы как-то отодвинули на второй план наш дух, а ведь это именно он испытывал греховные наслаждения, а потому и ответственность за это несет именно он.

Именно наша свободная человеческая личность должна получить мзду в будущей жизни. Конечно, эта теория воскресения оставляет много вопросов. Каждый из нас привык к своему телу, любит его, и вряд ли обрадуется необходимости создавать для своей души новую оболочку. А наши родные, друзья? Ведь мы привязаны не только к их духовному, но и физическому облику. Но здесь опять-таки стоит сказать о том, что материальная масса тела дорога нам лишь потому, что на ней лежит печать духа. А эта печать сохранится, несмотря на создание тела из новых материальных элементов.

Его структура будет соответствовать духовной индивидуальности человека не в меньшей, а скорее даже в большей степени, чем раньше. Самое ценное останется в нас и по воскресении, а незначительное, что уходило и возвращалось в течении жизни, исчезнет навсегда. 

Пример Спасителя

Пример Спасителя, воскресшего с тем самым телом, с которым Он был положен во гроб, тоже нельзя брать за аксиому. Все дело в том, что тело Христа не подвергалось тлению, поэтому для Него было естественно восстать со Своей пречистой плотью, распятой и погребенной в земле. Пример Христа лишь склоняет нас к предположению, что оставшиеся в живых ко времени второго пришествия люди сохранят свои собственные тела, хотя и измененные в соответствии с условиями жизни на новой земле и новом небе.

Поэтому слова апостола Павла: «Подобает тленному сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в бессмертие» не стоит понимать буквально. Их смысл состоит в том, что тленное тело должно замениться нетленным, а мертвенное замениться бессмертным. А как произойдет эта замена, мы не знаем. Можно лишь предполагать, что старое тело превратится в новое или же будет создано совершенно новое тело

Одухотворенное и просветленное

Что мы можем знать наверняка, что тело по воскресении будет телом, то есть материальным и иметь все свойства материи – онтологические и гносеологические. Речь идет о пространственности или протяженности, непроницаемости, делимости, весомости. Это что касается первых, а ко вторым относят запах, цвет, вкус, плотность. Однако, есть мнение, что тела праведников станут более легкими и подвижными по сравнению с первоначальными, имеющимися при жизни. Неизменными останутся те качества организма, которые обладают метафизическим, то есть объективным характером.

Гносеологические, то есть субъективные черты могут измениться. В будущей жизни раскроются физические и духовные очи, максимально усилятся органы чувств, человек увидит в окружающем бытии и своем теле то, чего он раньше не видел. Как уже было сказано, на нашем теле отражается его духовная индивидуальность, поэтому тела праведников в будущей жизни будут казаться еще более привлекательными, а тела грешников приобретут злобное дьявольское настроение, вызывая отвращение и гадливость. 

Вспомним, что изначально Бог создал Адама с совершенным, нетленным телом. Яд греха заразил его физическую природу, но когда упразднится смерть, когда Господь воссияет в Своей славе, тогда восстановится и наша физическая природа – тело сделает нетленным, нестареющим, бессмертным, юным, а самое главное – одухотворенным и просветленным. Как из куска материи по выходе из станка белильника исчезают все грязные и замутненные пятна, так и наше тело будет разрушено и создано снова – обновленное и прекрасное не только с эстетической точки зрения, но и духовной.

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram