Тело – дом души
Душа и тело – это составляющие одного целого и далекие друг от друга понятия? На первый взгляд может показаться, что христианство отвергает все материальное как источник греха, но так ли это на самом деле? Да, наш Господь Иисус Христос советовал прежде всего искать Царствия Божьего, но ведь именно такими – с телом и душой нас создал Творец, значит тело нам крайне необходимо, но для чего? Что важнее – дух или материя? И о чем нужно заботиться больше – о теле или душе? Каждый из начинающих свое знакомство с христианским вероучением скажет, что дух главенствует над материей, но богословы утверждают, что это не взаимоисключающие понятия. Скорее взаимозависимые, которые взаимодействуют между собой и образуют одно целое – нечто более возвышенное. Тело – это выражение нашей личности, но и душа – это тоже выражение нашей личности. Таким образом они дополняют друг друга, отображая энергию единого и нераздельного целого. Бог сотворил нас как нераздельное единство. Согласно святоотеческому учению до грехопадения человек обладал телом материальным, но при этом духовным. На первый взгляд кажется, что это вещи несовместимые. Дух и материя из разных областей бытия, но христианское вероучение утверждает, что материальное тело только тогда сможет выполнить заложенный в него замысел Творца, когда станет духовным. В идеале тело должно подчиняться душе, а душа – духу, но после грехопадения эта цепочка была нарушена. Теперь вместо нераздельного единства мы чувствуем раздробленность и противоречие. Все изменилось – душа подчиняется телу, а духу и вовсе не нашлось места в этой связке. Об этом точно выразился Святой Иоанн Лествичник, когда в недоумении описывал свое тело: «Оно – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?» Бог создал человека как нераздельное единство, но мы через нашу греховность сами нарушили его, хотя полностью и не разрушили. Как бы остро мы не ощущали внутренние противоречия между физическими и духовными потребностями, мы должна помнить о принципиальной целостности нашей личности, сотворенной по образу Божьему. Вот как говорит об этом Иустин Мученик: «Что есть человек, как не разумное существо, состоящее из души и тела? Получается, что душа сама по себе не есть человек? Нет; это человеческая душа. И тело не следует считать человеком? Нет; это всего лишь человеческое тело. Человек есть не тело и не душа, отдельно взятые, а единственно то, что получается в результате их соединения». Да, наша человеческая природа сложна, но она едина в своей сложности. Мы обладаем различными чертами и наклонностями, но это разнообразие в единстве. Чем больше открытий делается в медицинской и других науках, тем больше человек понимает, насколько мало он знает о себе. Нам открыта только небольшая часть самих себя, а наши попытки проникнуть в сущность человеческой природы только лишний раз убеждают в существовании тайны – того, что мы не можем выразить словами, объяснить посредством рациональных фактов. Человек создан по образу и подобию Божьему, но как мы не можем познать Бога своим ограниченным пониманием, так не можем и познать живой Его образ – человека. Мы можем рассуждать о человеческом теле только в его падшем состоянии. Именно это состояние изучает наука, но тело, каким мы его знаем, это не то же самое, что сотворил Бог. В нашем привычном состоянии мы даже представить себе не можем ту чувствительность и прозрачность, легкость и сияние, которые нашим материальные тела обретут в великой славе будущего века. Господь Бог наш Иисус Христос – яркий пример таинственной формы существования души. Существования в теле как своем доме. Вспомним, как после Воскресения Он проходил через закрытые двери, неожиданно появлялся перед своими учениками и также неожиданно исчезал. Он говорил апостолам: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». (Лк. 24, 39). Вспомним, что один из учеников – апостол Фома не поверил в Воскресение Учителя и только после того, как он вложил свои пальцы в Его ребра, Фома произнес: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20, 27–28), то есть: это – Ты Сам! Здравый смысл подсказывал Фоме, что воскресение умершего человека невозможно, но вот он прикоснулся к реальности, которая выходила за границы его понимания мироустройства. Он убедился, что реальные плоть и кровь могли свободно и без каких-либо препятствий проходить через такие же материальные объекты. Все наши соображения по этому поводу будут гаданием на кофейной гуще, о чем в Писании сказано так: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно». (1 Кор. 13, 12). Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов объясняет это тем, что наше тело, остающееся материальным, но ставшее духовным, пребывает вне нашего трехмерного пространства. Оно обитает в других пространствах, находящихся внутри нашего. В этом смысле каждый из нас – это «второй космос, огромная вселенная внутри маленькой». Наше будущее состояние тела будет таким, каким оно было до грехопадения: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении… сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие». (1 Кор. 15, 42.44.53). Мы не будем знать ни страданий, ни болезней, ни смерти. Не будем нуждаться в одежде, еде, каких-либо других материальных объектах. Святой Ефрем Сирин писал о духовном состоянии плоти в будущем веке так: «Туда и сюда носятся пред праведниками ветры в раю; один навевает им пищу, другой изливает питие… Духовно питают там ветры живущих духовно. Для духовных существ и пища духовна». «Райское благоухание насыщает без хлеба; дыхание жизни служит питием. Тела, заключающие в себе кровь и влагу, достигают там чистоты, одинаковой с самою душою… Там плоти возвышаются до степени душ, душа возносится на степень духа». Нося в себе образ Бога, мы способны объединить духовное и материальное, и не просто объединить, а выразить духовное – материальным, а материальное – духовным. Мы призваны достичь обожения объединением всех составляющих себя в единое целое и всего тварного мира с Богом. Преподобный Антоний Великий говорил об этом так: «Таким образом, тело всё навыкает всякому добру и, подчиняясь власти Святого Духа, так изменяется, что наконец становится в некоторой мере причастным тех свойств духовного тела, какие имеет оно получить в воскресение праведных».Взаимозависимые понятия
Великая тайна
Явление Христа после Воскресения
Достичь обожения