21.08.2023

Церковный раскол

За время своего существования Церковь пережила немало расколов. Одним из самых известных является раскол, произошедший в XVII веке, и связанный с реформами патриарха Никона. Последствия этого раскола Россия переживала очень долго и продолжает переживать даже сегодня. А что вообще такое церковный раскол

Терминология

Церковный раскол, который по-гречески звучит как «схизма», представляет собой нарушение внутрицерковного единства, связанное с обрядовой, канонической или дисциплинарной стороной, но остающееся в рамках существующих догматов и таинств. Основателей и последователей движения раскола называют «раскольниками». Не стоит путать раскол с ересью и самочинным сборищем – парасинагогой. Известный комментатор канонического права Иоанн Зонар говорит, что раскольники здраво мыслят и рассуждают относительно веры и догматов, а по другим вопросам могут отдаляться и образовывать отдельные собрания.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о расколе так:

«Нарушение полного единения со Святою Церковью, с точным сохранением, однако, истинного учения о догматах и таинствах».

Чем опасен раскол?

Казалось бы, если в главном раскольники составляют единство с последователями истинной веры, то почему Церковь осуждает раскол? Ведь никто не выступает против богословов, которые по-разному высказываются относительно одного и того же вопроса, не идущего вразрез с учением Христа и не имеющего большое значение в деле спасения? Все дело в том, что раскол нарушает единство Церкви. По мнению святителя Киприана Карфагенского, раскольники «противодействуют Христу, и не только второй раз Его распинают, но раздирают Тело Христово, а это такой тяжкий грех, что кровь мученическая не может загладить его». Епископ Оптат Милевитский считал раскол даже большим злом, чем человекоубийство и идолопоклонство. 

Причина расколов

Основной причиной расколов в Древней Церкви называют гонения на нее со стороны правителей. К разногласиям и спорам привели такие вопросы, как крещение еретиков, порядок принятия в Церковь «падших», то есть тех, кто отрекся и отступился от нее во время гонений. В 1054 году Вселенская Церковь разделилась надвое, а точнее произошел откол одной ее части. Многие называют это событие «разделением» Церкви на Восточную и Западную, но святые отцы считают, что Церковь не может «разделиться». Господь создал ее единой. Это Тело Христово, которое у Спасителя одно.

Из Евангелия мы знаем, что «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе не устоит» (Мы. 12:25). Но мы знаем и о другом пророчестве, что Церковь «просуществует до конца времен и врата адовы не одолеют ее» (Мф. 16:18). Православная Церковь устояла в истине. Она одна хранит вероучение в том виде, в котором приняла его от апостолов, а Католическая Церковь откололась, исказив многие учения, например, догмат о непорочном зачатии Девы Марии. В ней появилось немало новых, чуждых православию идей и концепций. Например, догмат о главенстве и непогрешимости римского папы. 

Другой раскол, который, по сути, изменил весь ход истории – раскол середины XVII века, который пришелся на время правления патриарха Никона. Взойдя на патриарший престол, он начал проводить многочисленные реформы, меняя обряды и внося коррективы в богослужебные книги, желая унифицировать их с греческими канонами. Поддерживал патриарха сам царь Алексей Михайлович, что во многом развязывало Никону руки. Нередко он действовал весьма жестко, что вызывало протест у несогласной с реформами стороны. Главными противниками патриарха Никона были старообрядцы, которые впоследствии разделились на многочисленные согласия. 

Церковная реформа, которая привела к расколу Церкви на Руси в XVII веке, привела к огромному противостоянию внутри самого русского народа. Отголоски этого противостояния слышны до сих пор. Эксперты спорят, можно ли было этого избежать, и как вообще влияет вера на человека – она объединяет или раскалывает?

Глубокая трагедия всего христианства

Именно так охарактеризовал раскол XVII века иерей Иоанн Миролюбов. Он считает, что это событие повлекло за собой полный перелом сознания, изменение системы ценностей, представления о мире. Изменились сами понятия о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Изменился человек, изменилось его мировоззрение. Выступавшие против реформ патриарха Никона старообрядцы называли этот процесс «обмирщением», а чтобы было понятнее, то «снижением духовной планки». По сути, раскол произошел не только в лоне самой Церкви. Люди разделились в культурном, традиционном и национальном плане. Все понимали, что так, как раньше они жить уже не будут.

Так объединяет вера людей, или раскалывает? Господь сказал:

«Мир оставляю вам. Да будут все едины». 

При всем при этом из Священного Писания мы узнаем прямо противоположное:

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю. Не мир принес Я, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее…» (Матфей 10:34).

Конечно, вера объединяет, и если мы, христиане, веруем в одного Христа, то какая разница, с одной или двумя буквами «и» написано его имя – Исус или Иисус, крестимся ли мы двумя или тремя перстами? Главное, что мы верим в единого Христа. Но на деле нередко выходит, что от любви до ненависти – один шаг, и там, где вера должна объединять, она раскалывает. Ведь не стоит забывать, что мы все – потомки Адама и Евы приобрели первородный грех, который точно так же, как раскол, раздваивает нас изнутри. Не зря апостол Павел в своем послании говорил: 

«Не я действую, но действует живущий во мне грех». 

Одна наша половина тянется к правде, а другая хочет удобно и комфортно жить в грехе. Христианство призвано соединить человека внутри, объединить его на каком-то высоком духовном уровне. Но поскольку это внутреннее соединение несовершенно в людях, то и происходит разделение так сказать как «на местах», так и в «центральном учреждении». Как говорится «разделяй и властвуй». Разделение в Церкви неизбежно ведет за собой разделение в государстве, социуме, политике, обществе. Отсюда гражданские и мировые войны.

Гордыня и тщеславие имеющих доступ к высшим сферам власти приводят к еще большему усилению раскола. И мы сегодня можем это воочию наблюдать на примере конфликта в руководстве Православной Церкви Украины. История Православной Церкви в странах бывшего СССР последних лет насыщена важными и драматическими событиями, которые продолжают оказывать мощное воздействие на нынешнее состояние Русской Православной Церкви. За последние десятилетия появились автономные Поместные Церкви, отражающие новые реалии политики, общества, информационного неравенства.

Общество расслаивается, проблемы растут. Религиозная жизнь стремительно политизируется, что приводит к образованию враждебных Православию политико-религиозных структур. Но, пожалуй, наибольшую опасность представляют внутренние противоречия, разногласия и дисциплинарно-психологические расколы внутри самих приходов. Люди формируются в группы по профессиональным, любительским признакам. Объединения раскольнического типа создают писатели, историки, медики, физики и др. 

Главный редактор журнала «Церковь» Александр Антонов считает, что народ дезориентирован, он тонет. Осуждая всех и вся, мы уже «не видим берегов». И святой Владимир нам уже не такой, крестил Русь насильно, а заинтересованные в разделении люди только укрепляют свои позиции у власти. Любое инакомыслие порождает в нас ненависть, тогда как по учению Христа должно порождать любовь и милосердие, снисхождение к чужому греху и заблуждению. 

Там, где нет благодати

Церковь – это есть единство. Все ее бытие в этом единстве и единении о Христе и во Христе: 

«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (1Кор. 12:13). 

Раскол же разделяет, обособляет, приводит к утрате и отрицанию соборности. Природа и смысл церковных разделений рассматривались и изучались еще в первые века христианства. Святитель Киприан Карфагенский высказывал мнение о совершенной безблагодатности всякого раскола. Он призывал остерегаться не только явного и очевидного обмана, но и того, который прикрыт хитростью и лукавством, чтобы обольстить все большее количество неосторожных христиан. По его мнению, ереси и расколы «ниспровергают веру, извращают истину, расторгают единство». 

Для подпитки милостыни и молитвы раскольников используется лишь гордыня. Добродетелью назвать это нельзя. Это противостояние Церкви, попытка отделиться от нее и оторвать других людей. Гордый сердцем раскольник не устрашит своей молитвой врага рода человеческого, поскольку сказано в Евангелие:

«Молитва его да будет в грех» (Пс. 108:7). 

Они могут сколько угодно поститься и духовно трезветь, но от этого не станут святыми, ведь дьявол тоже не ест и не спит. Святитель Киприан пишет:

«Можно ли думать тому, кто не придерживается единства Церкви, что он хранит веру? Можно ли надеяться тому, кто противится и поступает наперекор Церкви, что он находится в Церкви, когда блаженный апостол Павел, рассуждая о том же предмете и показывая таинство единства, говорит: едино тело, един Дух, якоже и звании бысте во едином уповании звания вашего; един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог» (Еф. 4:4-6). 

Самое удивительное то, что каждый раскольник считает все остальные существующие расколы ложными и губительными, а свое мнение единственным истинным исключением из правил. Такие люди могут сокрушаться по поводу нарушения кем-то канонов Церкви, но ведь они сами давно попрали эти каноны, потому что в основе подлинных канонов лежит вера, а также единство и вечность Церкви. Только Церковь обладает этими канонами. Вне ее они не имеют ни силы, ни правды. Ведь не могут существовать законы государства вне государства или законы одной страны действовать в другой. 

По мнению священномученика Климента, епископа Римского, главная опасность раскола в том, что он развращает людей, повергает их в уныние, сомнение, печаль, смятение. Раскольник страшнее самоубийцы, ведь самоубийца губит только себя, а раскольник уводит в бездну других. Священномученик Иларион (Троицкий) говорил:

«Церковь едина, и одна она только имеет всю полноту благодатных даров Святого Духа. Кто и каким бы образом ни отступал от Церкви – в ересь, в раскол, в самочинное сборище, он теряет причастие благодати Божией; знаем мы и убеждены в том, что отпадение в раскол ли, в ересь ли, в сектантство ли – есть полная погибель и духовная смерть».

Примечательно, что искажающие веру люди не хотят применять по отношению к самим себе термин «раскол» или «раскольник». Они придумывают всевозможные «официальные» и «неофициальные» учения, разные «юрисдикции», аббревиатуры. По мнению святителя Филарета Московского, «покровительство и защита Православия стесняют раскол», но при этом он говорит, что и «снисхождение к расколу должно стеснять Православную Церковь». 

Есть мнение, что раскольники не виноваты в своем отступничестве. Якобы, они действуют не по своей воле, а под давлением тяжелых обстоятельств. Но нельзя считать оправданием какое-то несправедливое обвинение или обиду. Как говорил святитель Дионисий Александрийский, «если, как говоришь, ты отделился от Церкви невольно, то можешь это исправить возвращением в Церковь по своей воле». Истинное спасение возможно только в лоне Церкви. Если человек отдаляется от нее, то тем самым совершает духовное самоубийство. Несмотря на существующие расколы, распри, лжеучения Церковь живет и продолжает жить согласно словам Христа, оставаясь единственным источником благодати на земле.

Русская Православная Церковь проводила и продолжает проводить «профилактику» появления ересей путем увещевания, убеждения заблудших, собирая их, как потерявшихся овец, гласом пастыря. Ведь самое главное – это духовное здоровье каждого христианина, а если он отпадет в ересь посредством раскола, то вернуться к истине ему будет очень тяжело из-за сильного поражения души язвами греха. Святые отцы стремятся не только не допускать появления раскола, но и врачевать раскольников, возвращая отпавших в лоно Церкви. Сегодня особенно остро возникла необходимость в разработке проектов и церковных структур, которые обладали бы всеми необходимыми полномочиями для мониторинга духовного состояния прихожан и предупреждения появления возможных раскольнических движений.

Современное священноначалие уверено, что раскол представляет реальную опасность для целостности Церкви, но в первую очередь он вредит духовному здоровью раскольника. Такой человек добровольно отсекает себя от спасительной благодати и своими руками разделяет единство христиан. Ничто не может оправдать раскол: ни политические, ни национальные причины, ни какие-либо другие. Ничто не является достаточным основанием для разделения единства Церкви. Сочувствовать лидерам раскола, сопереживать им недопустимо. Необходимо бороться и устранять церковное разделение, дабы предупредить более серьезные последствия.

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram