Церковные соборы и их происхождение
По мнению протопресвитера Николая Николаевича Афанасьева, центром соборности является Евхаристия. Именно вокруг нее и собирается Церковь. Со времени своего появления Церковь как никогда остро нуждается в том, чтобы упорядочить свое рассогласованное состояние и это особенно касается таких аспектов, как единство, соборность и апостоличность. Собор – это важнейшая форма церковной жизни. Это не просто собрание членов. Это собрание со Христом, ведь все решаемые здесь вопросы решаются посредством благодати Святого Духа. С древних времен церковное собрание было насущной необходимостью для первых христиан. Невозможно представить себе христианскую общину без собрания ее членов. Как сказано в деяниях, «они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». По словам апостола Петра, искупительной жертвой Своего Сына Господь приобрел для Себя новый избранный народ. Так, собрание старого Израиля с Богом – это ветхозаветная Церковь, а собрание избранного народа со Христом и во Христе – это новозаветная Церковь. В своем собрании этот Божий народ и составляет Тело Христово, главой которого и главой Церкви является Сам Христос. Он Сам говорил, что будет с нами до скончания века. И Он пребывает с нами в Церкви, а мы являемся ее членами и одновременно членами Его Тела. Поэтому Евхаристия занимала и занимает центральное положение в Церкви. Ее жизнь проявляется в евхаристическом собрании. Вот почему невозможно представить себе жизнь Церкви времен древнего христианства без церковного собрания. Ведь без него не было бы и самой Церкви. Собор апостолов имеет огромное историческое значение. Он стал первым в истории Церкви церковным собором, по образцу которого строились все последующие соборы. Иерусалимское собрание было собранием Иерусалимской церкви. На этом собрании обсуждались и решались вопросы кафолического характера, а выносимые постановления принимались Церквями за церковную истину. Этот первый собор в истории Церкви был важен не только с точки зрения типологии. Он имел историко-генетическое значение для всех соборов, которые были в дальнейшем. В сам момент установления Церкви – «… созижду Церковь Мою…» она уже была соборной. Реализовался этот таящийся в ней собор в тот самый момент, когда впервые возникла необходимость в решении кафолическим вопросов. Собор апостолов выступил первой исторической реализацией. И даже если сегодня в Церкви не происходит собора, он существует как осознанная соборность. Впервые термин «кафолическая Церковь» появляется в начале II века. В настоящее время он выражает одно из основных понятий экклезиологии. Сегодня «кафолическая» – это значит универсальная, вселенская. При этом каждая отдельная церковь – это в то же время церковь кафолическая, ведь там, на ее Евхаристическом собрании присутствует Сам Христос. Где возносится Евхаристия – там Христос и кафолическая Церковь. Другой характерный ее признак – наличие епископа. Это он собирает народ в церковную общину, и его прообраз существовал даже во времена апостолов. Уже тогда в церковных общинах были те, которые осуществляли управление церковной жизнью. А если бразды этого управления держала в руках целая коллегия, то были и те, кто эту коллегию возглавляли. Собственно, так начиналась история епископского служения – служения, которое апостол Павел отдает на хранение Богу, тем самым указывая на то, что между апостолами и этим служением существует особая связь. В дальнейшем единственным совершителем Евхаристии стал епископ. Более того, под признаком истинности Евхаристии стали понимать тот факт, что совершил ее именно епископ. В дальнейшем епископ стал наделять других лиц полномочиями совершать Евхаристию. При этом сам епископ остается единственным центром церковного единения. Только тот, кто был с епископом, пребывал в единении любви. Так было сохранено единство Евхаристического собрания, а также осуществлена защита от докетизма и гностицизма. Еще во времена апостолов церковные общины находились в тесном союзе любви. Главенствующее положение после разрушения Иерусалима приобретает Римская община. Но на фоне этого все больше объединяются локально связанные общины. Это привело к образованию церковных округов. Постепенно происходило формирование местных центров, вокруг которых собирались в группы другие общины. Помимо естественного желания более слабых общин объединиться с более сильными, была еще одна причина – гонения. Вместе было легче противостоять угрозе. Но помимо внешнего объединения действовали еще и внутренние факторы. Как уже было сказано, только та Евхаристия признавалась правильной, которая совершалась епископом. Изначально поставление лиц на церковное служение было делом самой общины, но потом появилась необходимость оповещать другие общины о новом епископе. Таким образом при объединении общин информация об этом распространялась по всем епархиям, но не просто распространялась, а признавалась как истина. Отлучение одних епископов и постановление других, все большее появление ересей и борьба с ними требовали объединения общин с целью решения всех этих многочисленных вероучительных вопросов. Так, переплетение внешних причин с внутренними способствовало объединению близлежащих общин с одной центральной. При этом все они были объединены любовью. Не властью и авторитетом, а ответной любовью мелких общин к центральной. Именно в III веке приобретает популярность практика приглашать на церковное собрание епископов других общин. С самого начала на Востоке было развито учение об апостольском преемстве. В условиях связи Рима со всеми церквами особое значение приобретает апостольское преемство епископов, на фоне чего усиливается епископская власть. Значение отдельной церковной общины уменьшается, а идея вселенской кафолической Церкви становится господствующей. В III веке кафоличность переносится с отдельных церквей на всю совокупность этих церквей, так что каждый отдельный епископ становится епископом вселенской Церкви. Поставить и снять его может только она. Таким образом все вопросы вероучительно-дисциплинарного характера стали решаться не на уровне одной общины, а на уровне всей Церкви. Решение всех этих вопросов переходит к собранию епископов как новой форме собора. Так постепенно развивается и укрепляется вторичная форма собора. Постепенно новая форма утверждалась в церковном сознании. В основе все также лежало прежнее церковное собрание, но оно было обязательно дополнено епископами других общин. Постепенно центр «тяжести» собора смещается в сторону епископата. Власть епископов усиливается, а роль церковного собрания снижается. В конечном итоге церковное собрание продолжает решать вопросы, относящиеся к местной церковной жизни, но принципиальные вопросы может решать только собрание епископов. Так в церковной жизни появилось два разных явления: церковное собрание, расширенное участием епископов, и собрание епископов и клира, которое расширенно участием народа. Это определило все дальнейшее развитие церковного устройства с видоизменениями, сохраняемыми до настоящего времени. Самым значительным и важным в новой форме собора явилось правовое устройство Церкви. Присутствие на собрании клира и мирян выступает высшим органом в Церкви и наделяет собор чертами церковного института. В результате произошел окончательный разрыв с церковным собранием. Каждая отдельная церковная община обязана согласовывать свою деятельность с главной, а то, что постановила главная, обязательно к повиновению и принятию. Иначе община будет считаться отрекшейся от своего епископа и отпавшей от Тела Христова. Суммируя все вышесказанное, можно прийти к заключению, что на Востоке в начале второй половины III века имели место соборы в качестве расширенного церковного собрания, и собрания епископов и пресвитеров. Последние созывались каждый год, хотя были и чрезвычайные собрания, которые обычно касались низложения и поставления епископов. Во второй половине III века собор постепенно приобретает черты правового института. К началу следующего века он уже представляет собой совещание епископов, наделенных разностью степенью правовой власти.Икона Церкви
Апостольский собор
Кафолическая церковь
Собор как церковное собрание
Соборы III века