Церковная утварь
Церковная утварь – священные вещи, которые используются при богослужении в храме и вне его. К церковной утвари относят одежды священнослужителей, сосуды и другие вещи, необходимые для совершения богослужения. Традицию использовать при богослужении специальную одежду установил сам Господь. В ветхозаветные времена Он повелел Моисею сделать для поставленных на служение в храме лиц специальную одежду. Кроме того, к священным одеждам относят и специальный покров для святого престола, а также одежды, которыми покрываются святые дары. Надо сказать, что одежда дьякона, священника и архиерея отличается друг от друга. Вот предметы облачения, используемые служителями храма: Стихарь. По сути, это длинное, расклешенное к низу платье с широкими рукавами. Стихарь дополняется платом на левом плече – орарем и поручами – короткими нарукавниками. Это облачение дьяконов. Одежда дьяконов символизирует служение ангелов Иисусу Христу. Орарь на плече олицетворяет крылья. Подризник. Это одежда очень похожа на дьяконский стихарь. Надевается священником под ризу. Епитрахиль. Передник или орарь. Его складывают вдвое и надевают на шею. Он символизирует благодать Святого Духа, изливаемую на человека от Бога. Риза или фелонь. Круглое одеяние без рукавов, пуговиц и каких-либо застежек. Риза олицетворяет собой хламиду, в которую как в царскую одежду служители Понтия Пилата облекли Спасителя, когда надругались над Ним. Пояс. Им священник препоясывается перед тем, как надеть ризу. Указывает на то, как крепок и могущественен Бог. Набедренник или палица. Одежда заслуженных священников, протоиереев и архимандритов. Это символический меч, подобный мечу воинов. Но оружием здесь выступает слово Божие. Скуфья – малая бархатная шапка. Камилавка – большая бархатная шапка. Саккос – одежда архиерея, надеваемая вместо ризы. Она чем-то напоминает дьяконский стихарь, но короче его. Издревле саккос был прерогативой царского облачения. Омофор – одежда архиерея. Надевается на плечи поверх саккоса и чем-то напоминает дьяконский орарь. Эта одежда уподобляет архиереев Иисусу Христу. Мантия – длинная одежда архиерея без рукавов. Она отражает их высокое достоинство и звание. Жезл или посох – орудие архиерея, используемое при богослужении. Это тоже знак власти и того, что пастырь пасет свою паству. Митра – головной убор архиерея. Символизирует духовную власть, которую Господь дал носящим ее. Облачение священнослужителей обычно шьется из дорогих, красивых материалов – парчи, шелка, бархата и др. Нередко их украшают драгоценными камнями, а еще в обязательном порядке налагают на них кресты в знак нашего спасения. Обшивка гасом символизирует язвы на теле Иисуса Христа, из которых текли потоки крови при избиении Спасителя палачами. Цвет облачения священнослужителей меняется в зависимости от вида праздника или иного события. Темное одеяние символизирует печаль, плач о грехах. Одежду такого цвета выбирают для служения в Великий пост. В дни больших праздников священник облачается в белое, золотое, а на Пасху – в красное. На престоле можно увидеть несколько священных одежд. Верхняя – самая светлая носит название «индитии», а под ней лежит полотняная – срачица или сорочка. Индития с греческого переводится как «одеяние». Она свидетельствует о свете, который озарил Господа во время Его преображения и воскресения. Срачица символизирует нижнее белье, которое люди надевают под одежду. Срачица играет сразу две роли – роли гроба, в который был положен Иисус Христос и роли плащаницы, которой покрыли тело при погребении. Среди других одежд следует отметить покровы Святых Даров. Они покрывают две чаши – дискос с хлебом для святого Тела Христова и потир с вином для святой Крови Христовой. Два малых покрова для этих сосудов символизируют младенческие пелены, в которые был завернут родившийся Сын Божий. Они же играют роль погребальных пелен, которыми было обвито Его тело при погребении. Под покрытием чаш как будто скрывается Божественная природа Господа, как она скрывалась в теле во время Его земной жизни, а потом просияла при воскресении. Эти малые покровы покрываются одним большим, называемом воздухом по аналогии с воздухом, покрывающем землю. При совершении таинства Причащения используется следующая церковная утварь: Дискос. Это возвышенное блюдо, имеющее подножие. На него кладут и освящают в Тело Христово хлеб. Здесь же проводится ритуал на вынимание частиц из просфор. Название происходит от греческого – «блюдо». Потир. Чаша, в которой вино претворяется в Кровь Христову. Потир олицетворяет ту самую чашу, в которой на Тайной Вечери Спаситель подал своим ученикам Кровь Свою под видом вина. Это чаша страданий и смерти, которую испил Сын Божий за грехи всего мира. Копие. Нож, которым священник изымает частицы из просфор. Символизирует копье, которым пробили пречистые ребра Спасителя на кресте. Лжица. Ложечка, из которой прихожане получают Святые Дары, то есть причащаются. С помощью лжицы мы очищаем уста и души наши от грехов, подобно тому, как очистился от прикосновения угля в Серафимских клещах Исайя. Звездица. Это предмет в виде звезды, устанавливаемый над частицами просфор, чтобы при накрытии их покровом они не перемешались. Олицетворяет собой звезду, которая привела волхвов к месту рождения Спасителя. Грецкая губа. Это предмет, которым принято собирать частицы просфор на дискосе. Им же осуществляют отирание дискоса и потира. Олицетворяет собой губку, смоченную желчью и уксусом, которую стражники приложили к устам умирающего на кресте Спасителя. Блюдца. Они необходимы при вынимании Агнца и частиц из просфор. Ковш. С его помощью священник вливает вино и воду в святую чашу. Миниатюрная Голгофа или Распятие с предстоящими. Имеет вид подсвечника со свечой или лампады. Вся эта церковная утварь стоит на жертвеннике – специальном столе, который находится слева от престола в северной части алтаря. Внешне жертвенник практически полностью повторяет собой престол и служит для подготовки к таинству Причащения – Проскомидии. Все эти священные сосуды нередко изготавливают из драгоценных металлов и украшают драгоценными камнями. Раньше их делали из дерева или глины, а сегодня – золота и серебра, в крайнем случае – олова. Дарохранительница, потир, дискос, звездица и лжица тоже могут быть золотыми или серебряными, а копие – железным. После освящения эти предметы и сосуды могут брать в руки только священнослужители, поэтому они следят за их чистотой сами. После литургии их складывают в коробки или убирают в чехлы, чтобы поместить внутрь жертвенника или какой-либо шкаф. На святом престоле постоянно возлежит такой предмет, как антиминс. Это плат или платок, на котором изображен снятый с креста и положенный во гроб Иисус Христос. По углам изображены 4 евангелиста. В плат вложены святые мощи в знак того, что в древние времена и во времена гонений христиане совершали службы на могилах мучеников. Сама необходимость в появлении антиминса возникла с распространением христианства. По церковным правилам престол в храме должен освящать непосредственно сам архиерей, но чем больше храмов строилось, тем меньше возможностей у архиереев было посетить все существующие церкви. Священники вышли из положения, начав освящать полотняные материи и отправлять их в новоустраиваемые храмы. То есть они заменили собой освященные самими архиереями престолы. Так что их название не случайно и переводится как «вместопрестолие». Он также символизирует собой трапезу Тайной Вечери, место распятия, погребения и воскресения Сына Божьего. Кроме того, на престоле постоянно лежит напрестольное Евангелие в знак того, что здесь невидимо восседает Сам Христос Спаситель. Нередко Книгу книг украшают золотом, серебром, драгоценными камнями в знак того, что в ней «светит золото премудрости, блестит серебро словес Христовых и сияют Его чудеса». Еще одна обязательная составляющая убранства престола – крест. Он подтверждает, что на престоле бескровно и таинственно совершается жертва, которую Сам Спаситель принес на кресте. Этот священный атрибут тоже часто выполняют из драгоценных металлов и украшают драгоценными камнями в знак ценнейшей для каждого христианина жертвы, символа вечного спасения. Что касается дарохранительницы, то этот сосуд имеет вид пещеры, в которой был похоронен Иисус Христос. Здесь хранятся Святые Дары для причащения больных и немощных на дому. Дароносица – это ковчег, имеющий вид сумки, в которой священник приносит Святые Дары на дом к больному или умирающему. Здесь же присутствует ложечка для причащения и мирница, в которой хранится святое миро для помазывания верующих. Из других предметов, присутствующих на престоле, можно отметить лампаду, которая стоит на подножке перед дарохранительницей. Священник зажигает ее перед богослужением и тушит по его окончанию. Кроме того, здесь же стоят два напрестольных свещника. В каждый из них устанавливают по одной свече, а после переносят свещники на углы престола – юго-восточный и северо-восточный. В определенный период времени – от Пасхи до ее отдания на престоле присутствует плащаница Иисуса Христа. Здесь же происходит освящение обручальных колец, монашеских одежд, икон, некоторых предметов церковной утвари. Есть немало других сосудов и вещей, используемых во время богослужения. Одним из них является купель – сосуд для крещения младенцев. Есть сосуд, предназначенный для святого елея. Священник использует его для помазания крещаемого перед тем, как окунуть его в воду. Все дело в том, что в древности был обычай помазывать борцов перед борьбой. Крещаемому тоже предстоит борьба – борьба с врагами спасения, поэтому его также помазывают. В отдельном сосуде – мирохранительнице хранится святое миро, используемое для помазания крещаемого после погружения. Тем самым человек получает дары Святого Духа, укрепляется, приобретает силы бороться с грехами и творить добро. Что касается таинства Венчания, то при этом священнодействии в обязательном порядке используются венцы, которые принято возлагать на головы жениха и невесты. Они символизируют победу над юношескими страстями до брака и как будто венчают на царство будущей семьи и потомства. Кольца – это знак обручения мужчины и женщины. Какие сосуды, предметы и вещи используются при богослужениях еще? К ним относится следующая утварь: Подсвечники и лампады. Кадило или кадильница. Она имеет вид сосуда на цепочке с крышкой, которую венчает крест. Кадилом дьякон или священник осуществляет каждение храма и верующих фамиамом, то есть ладаном. Водосвятная чаша. В ней принято освящать воду. Кропило. Это предмет в виде кисти, выполненной из растений. Кропилом священник окропляет людей и вещи святой водой. Аналогий или палой. Высокий столик с покатой столешницей, на который принято возлагать Евангелие для чтения, поклонения, целования, а также евангельские иконы. Сосуд для благословения хлебов. Используется на всенощной. Литийница или литийный набор, созданный для освящения хлебов, пшеницы, вина и елея. Имеет вид металлического блюда, которое соединено с круглым основанием высокой ножкой. На основании закреплены небольшие стаканчики, предназначенные для вина, пшеницы и масла. Здесь же установлен подсвечник для трех свечей. Пять хлебов, которые кладутся на блюдо, напоминают о чуде насыщения народа пятью хлебами. Все остальное является символом земных трудов, плодов рук человеческих. Литийный столик. На него устанавливается литийница. Может использоваться в качестве запивочного столика после Причащения. Свечегасители. Печать для просфор. Она состоит из двух частей – верхней и нижней. Верхняя отражает Божественную природу Христа, а нижняя – человеческую. Печать на просфоре – это печать образа Божия, который пронизывает все естество человека и определяет высшее начало в нем. Свечной ящик. Стоит у входа в храм. Бак со святой водой. Освящается малым чином на водосвятных молебнах. Елейник. Лампадка, которую размещают перед святым образом или киотом. Кандило. Подсвечник, стоящий перед иконой. Паникадило. Большая люстра, висящая в центре свода храма. Нередко на потолке можно увидеть маленькие копии большого паникадила – поликандило. Большое разнообразие светильников в храме поражает воображение, как и их устройство. К примеру, бывают подсвечники и лампады, рассчитанные на 1, 2, 3, 7, 12 свечей. Это число также неслучайно и имеет особое духовное значение. Односвещный светильник отображает единство истинного Бога. Две свечи на подставке – это два естества в Иисусу Христе – Божественное и человеческое. Трехсвечник олицетворяет троичность лиц Пресвятой Троицы. Подсвечник с 7 свечами изображает 7 даров Святого Духа, а с 12 – апостолов. Висящее же под куполом паникадило – это вся твердь небесная с горящими на ней свечами-звездами. Во время богослужения, которое совершает правящий архиерей, в его руках можно увидеть особые светильники с одной, двумя и тремя свечами. Светильник с одной свечой носит название «примикирия», что с греческого так и переводится – «односвечник». Светильник с двумя свечами – «дикирий», а с тремя – «трикирий», что значит «трисвечник». Одна свеча олицетворяет сияние благодати Божией, которая обитает в архиерее, и свет учения Христова. В дикирии две свечи перекрещены между собой и олицетворяют два естества Иисуса Христа – Божественное и человеческое. Трикирий на три свечи несет свет Пресвятой Троицы. Этими двумя светильниками архиерей благословляет свою паству. Еще один подсвечник с одной большой свечой – примикирий ставится перед Царскими вратами в определенные моменты службы, в частности, непосредственно перед Причастием, а вот пасхальный фонарь на древке принято нести впереди процессии на крестном ходе. Вообще, используемое при богослужении освещение имеет большое значение для верующих. В первую очередь оно выражает то, что Бог есть свет и этот свет просвещает человека, научает истине, освящает его. Свет означает и святую жизнь святых, их блаженство на небе. Сами молящиеся при свете люди как бы подтверждают, что их молитва чиста и светла, горяча как огонь светильников, а еще торжественна и радостна, вот почему в особые праздники освещение в храмах бывает особенно значительным и полным. Кроме того, для освещения при богослужении используются восковые свечи, елей или деревянное масло. Использование воска как вещества, собираемого с многочисленных растений и трав, символизирует жертву, которую мы приносим Богу от всего, Им сотворенного. Елей своей мягкостью олицетворяет милость Божию и святых угодников к нам, а также нашу любовь к ним. Как известно, вера без дел мертва. Подобно тому, как светильник не горит без воска или елея, так и мы должны соединять нашу веру с любовью, которая есть суть добрые дела. Используемый при каждении ладан получают из смолы деревьев. Подобно воску или елею эта смола чистая и больше всего подходит для священнодействий. Курение, которое возносится от каждения, символизирует Божью любовь – всеобъемлющую, распространяющуюся на всех, всех очищающую и освящающую. Каждение святых икон и священных предметов осуществляется в знак почтения. Это древняя традиция, которая связана с возношением курения к небу, принесением жертвы, дым от сжигания которой поднимался вверх, к небесам. Так люди воздавали честь Богу. К церковной утвари еще можно причислить алтарную завесу. За время службу ею несколько раз открывают и закрывают Царские врата. Она символизирует собой превосходство духовных предметов над видимыми, указывает на недоступность первых для чувственного зрения. Путем отдергивания и задергивания завесы указывается степень важности той или иной части литургии. Священные одежды
Одежды священнослужителей
Одежды святого престола
Сосуды и вещи, используемые для подготовки таинства Причащения
Церковная утварь, которая постоянно находится на престоле
Церковная утварь, применяемая при таинстве Крещения и Венчания
Другая церковная утварь
Несколько слов о светильниках
Другие вещи, используемые при богослужении