09.09.2022

Целомудрие

Для многих целомудрие – это синоним девственности, но на самом деле это понятие гораздо шире, чем кажется. Сам термин «целомудрие» состоит из двух слов – «цельный» и «мудрование». Это добродетель, сопряженная с внутренней цельностью и целостностью. Что она собой представляет? 

Поврежденная первородным грехом природа

Чтобы понять, что такое «целомудрие», необходимо начать, так сказать, с истоков. Как известно, Бог создал людей по Своему образу и подобию. Они и сами были, как боги – боги по благодати, потому как находились в тесном контакте с Творцом, общались с Ним, «обоживались» и распространяли благодать вокруг себя, на весь мир. До совершения греха никаких внутренних противоречий в душе Адама и Евы не было. Это были цельные личности – самодостаточные, слаженные и гармоничные. Их плоть всецело и ненасильственно подчинялась душе, но с грехопадением все изменилось.

В первую очередь произошел внутренний разлад, если можно так сказать раздрай в душе. Плоть ей больше не подчинялась. Воля, разум, желания, чувства – все вышло из-под контроля. Естественная для людей склонность к общению с Богом и следование нравственному закону, звучащему в голосе совести, изменилась до неузнаваемости. Человек стал «удобопреклонным ко злу», а еще порочным. Вернуть людям нравственную чистоту и прежнюю цельность был призван Сын Божий. Не случайно сам термин «спасение» переводится с греческого как «целение», «приведение в цельность». Одним из аспектов личностной цельности является целомудрие

Вопреки расхожему мнению это не только и не столько хранение телесной чистоты, сколько точное соответствие деятельности человека побуждениям голоса совести. Ведь если мысли и желания противоречат голосу совести, то ни о какой внутренней целостности речи идти не может. Совесть как средство выражения естественного нравственного закона была укоренена в человеческом естестве самим Богом. Поэтому подлинное целомудрие заключается в следовании Божьему закону, повиновении Богу. Но голос совести касается не только душевных, но и телесных побуждений, поэтому достигнуть целомудрия как одной из основных добродетелей можно лишь через освобождение от плотских страстей, через отвержение от нечестия и мирских похотей.

Еще во времена Ветхого Завета человеку было возвещено, что целомудрия можно достичь только путем стяжания праведности. Однако у Ветхозаветной церкви не было всей полноты благодатных спасительных средств, которые есть сегодня у Церкви Христовой. Кроме того, праведность ветхозаветного человека отличалась от праведности христианского подвижника, но как тогда, так и сегодня добродетель целомудрия, которая так ценится в Православной Церкви, включает в себя не только сохранение девичьей чистоты и юношеской свежести, но и целеустремленность, целенаправленность, цельность личности. Она не разменивается на мишуру, которая с младых ногтей, как говорит профессор Московской духовной академии Алексей Осипов, имеет иммунитет, прививку от всей той грязи, которая творится в мире. 

Первородный грех передается из поколения в поколение. Человек уже рождается с поврежденной слабостями душой, а нарушение заповедей, удовлетворение раздраженной плоти и противопоставление себя Богу только ускоряют и усиливают процесс распада личности. Стяжание целомудрия, напротив, собирает человека в гармоничную личность – ту, которую задумал Творец. Обрести способность к подлинному богообщению можно только при условии взращивания в себе целомудрия, но это невозможно без хранения своей телесной чистоты, без воздержания, особенно до брака.

Сексуальная революция и ее последствия

Если задуматься, откуда современные молодые люди черпают понятия о семье и браке, то окажется, что нередко источником этих понятий являются книги, фильмы, всевозможные ток-шоу и проекты типа «Дома-2» и «Стендап». Сексуальная революция пришла к нам с Запада и сегодня ее разрушительные последствия наблюдаются во всем мире. Кстати, Америка, где она началась гораздо раньше, первой же и опомнилась. Там уже с 1996 года ввели программу для молодежи, которая называется «Обучение воздержанию». Правительство тратит на эту программу сотни миллионов долларов. Кому интересно, может ознакомиться с ее плодами в интернете, а они впечатляющие.

Россия пока что еще только на пути к этому. Да, Советский Союз для верующих навсегда останется страной богоненавистников, но чего у него не отнять – так это активной пропаганды нравственной чистоты, которая работала и приносила свой результат. России современной остается об этом только мечтать, хотя несмотря на сегодняшнюю разнузданность молодежь по-прежнему мечтает о большой и чистой любви, ведь это естественное желание человека – любить и быть любимым. Все хотят создать семью, родить детей и жить счастливо. Есть правильный настрой, вот только реализовать его на деле получается лишь у единиц. А почему так происходит?

Потенциал сексуальной энергии 

Современным светским молодым людям очень сложно порой объяснить, зачем хранить целомудрие. Они считают нормой существующий разврат просто потому, что не знают, как может быть по-другому. Они берут пример с родителей, черпают информацию в интернете, делятся опытом друг с другом. Хранить девственность до брака стало зазорным. Напротив, от нее хотят как можно быстрее избавиться, как от чего-то постыдного и неприличного. Они и в Церковь то не ходят именно потому, что боятся каких-то запретов, ограничений в интимном плане.

На самом деле Церковь никогда не была против интимных отношений. Напротив, Господь завещал людям «плодиться и размножаться», вот только к блуду, который сегодня царит в мире, это не имеет никакого отношения.

Ведь осуждаем же мы педофилию, гомосексуализм, всевозможные извращения, так почему же мы не осуждаем людей, которые не могут держать под контролем свою сексуальную энергию? Животные и то в этом плане выше человека, ведь даже обезьяны-самки подпускают к себе самцов в среднем раз в два года исключительно для продолжения рода, а что же люди?

Человек, который ведет распущенную половую жизнь, нарушает свою духовную природу, ослабляет волю, открывая ворота для других грехов и страстей. Вот почему беспорядочные половые связи часто идут рука об руку с пьянством и чревоугодием. Дав слабину в одном месте, очень трудно сохранять нравственную чистоту в другом. А ведь сексуальную энергию – огромную, надо сказать, силу можно использовать в других целях – реализовать в творчестве, труде. В конце концов, живут же взрослые молодые мужчины в монастырях, и никто от воздержания еще не умер. Напротив, они прекрасно себя чувствуют, а все потому, что борются с блудными помыслами, а не разжигают их в себе.  

Действие духовных законов

Конечно, монахами становятся не все. Большинство молодых людей все-таки стремится найти свою вторую половинку, но здесь их ждет масса неприятных сюрпризов. Можно сказать, что чем дольше они выбирают, тем сложнее становится задача. К тридцатилетнему возрасту большинство людей уже имеет огромный опыт интимной жизни. Некоторые успевают побывать в браке, завести детей и развестись, а любви, понимания, душевной теплоты как не было, так и нет. Напротив, человек только еще больше черствеет душой, постоянные разочарования накладывают на него свою печать. Он становится неспособным любить и дарить ответную любовь. Печальная перспектива, не правда ли?

А ведь этого можно было бы избежать, будь люди хоть чуточку сдержаннее. Почему же так происходит? Потому что грех разрушает духовную и физическую природу. Он является нарушением духовных законов, которые, хотите ли вы этого или нет, верите в это, или нет, работают независимо от вашего желания и веры. Как действует сила земного притяжения, которую мы физически никак не ощущаем, в нас действуют духовные законы, при нарушении которых повреждается строй нашей души, она получает рану, которая болит до конца жизни. Если девушка или молодой человек не хранит чистоту до брака, если до свадьбы жених и невеста состоят в незаконном сожительстве, а будучи в браке изменяют друг другу, то бесследно это не проходит. Люди расплачиваются скорбями, семейными неурядицами, непониманием и проблемами. 

Подводные камни «гражданского брака»

Можно попробовать объяснить, как действуют духовные законы. Вот сегодня стало модным жить так называемым «гражданским браком», хотя это понятие неверное. Гражданский брак – это как раз официальная регистрация отношений, когда молодые люди расписываются в ЗАГСе. А вот то, что они под ним понимают, на самом деле блудное сожительство. Вступая в него, они стремятся получше узнать человека, понять, каков он «в постели», быту и пр. Они полагают, что это поможет уберечься от ошибок и по идее, такой подход должен работать, ведь можно долго рассуждать о браке на словах, но пока не проверишь на практике, ничего не поймешь.

Однако эта же самая практика показывает, что чем дольше люди сожительствуют, тем меньше у них шансов дойти до ЗАГСа. Статистика неумолима: с увеличением количества пробных браков количество зарегистрированных браков резко сократилось, а число разводов выросло. Только в 5% случаев живущие в так называемом «гражданском браке» регистрируют свои отношения официально. А если это все-таки происходит, то такой брак распадается в 2 раза чаще, чем без опыта совместного проживания. Значит эта схема не работает. Почему люди пробуют, пробуют, а число разводов растет? Хотят получше узнать друг друга, а удержаться в браке не могут?

Почему так происходит? Потому что во главу угла ставится страсть. Именно она мешает людям оценить друг друга не с точки зрения сексуального партнера, а личности, друга, добытчика, хозяйки, отца, матери и др. Их мозг и чувства затуманены дурманом страсти. Время добрачного периода, которое им стоило потратить как раз на то, чтобы получше узнать друг друга, они перескакивают, сразу окунаясь в быт. Они негласно договариваются, что теперь они семья и являются таковой и без этой «пустой формальности», как штамп в паспорте. Типа «я тебя и так люблю. Зачем мне что-то доказывать чернильной кляксой в документе». 

В итоге в «браке» оказываются совершенно чужие люди. Они еще не успели узнать друг друга, полюбить по-настоящему. Их связывает только сексуальное влечение. Но это далеко не любовь. А если нет любви, то нет и самого главного – стремления быть вместе навсегда. Напротив, каждый держит себя на достаточном расстоянии, чтобы чуть что, можно было собрать чемодан и поминай, как звали. Это очень удобно. Не надо вместе проходить испытания, делить пополам радость и горе. Люди изначально не воспринимают свой союз как нечто серьезное и постоянное. Их отношения неглубоки. Свобода и независимость им дороже. Они не умеют и не хотят брать на себя ответственность друг за друга.

А это обязательная составляющая настоящей семьи. Вот почему и детей в таких браках тоже не бывает, ведь дети – это ответственность. А какая может быть ответственность там, где никто никому ничего не должен и где никто и ни за что не отвечает? Никакой. Брак можно сравнить с мешком, в который бросают два острых камня. В результате они либо обтесываются (крепкий брак), либо, сохранив свою остроту, вылетают из мешка (развод). Настоящая любовь не появится, пока два камня не начнут притираться. А в так называемом «гражданском браке» никто притираться не хочет, ведь эту «увеселительную поездку на автобусе» легко можно прекратить, просто «сойдя на остановке».

Покаяние как возвращение в прежнее состояние

Снова и снова вступая в очередные отношения, девушка или парень очень много теряет. Нарушая свое девство до брака, они уже никогда не смогут ощутить радостных переживаний, новизны, чистоты отношений, которые даются целомудренным людям. Весь свой сексуальный опыт они тащат в новые отношения, беспрерывно сравнивая партнеров друг с другом, что негативно отражается на установлении хороших, гармоничных отношений в семье. Да, такие люди могут создать семью, родить детей, но не считая измену чем-то зазорным они будут продолжать набираться опыта на стороне, не понимая, что своими руками разрушают свой брак.

А в результате одиночество, страх, боль и невозможность любить и быть любимым. К 40 годам многие подходят с болезнями интимного плана. Успевшие сделать множество абортов женщины не способны иметь детей. «Взяв от жизни все» в 20 лет, в зрелости они не имеют ни здоровья, ни семьи, ни счастья. Все это очень грустно и печально, потому как именно в молодости закладывается фундамент полноценной будущей жизни. Молодые люди получают образование, создают семьи, рожают детей. Чем дальше, тем это сделать труднее, а для многих уже невозможно. 

А самое страшное, что человек тем самым нарушает Божественное установление, а значит блудящие идут против Господа, а ведь известно, что «блудники…Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10). Шансы у них есть только при условии покаяния и отказа от греха. Если человек искренне раскается в своих грехах и примет решение больше его не совершать, у него есть шанс снова стать счастливым, создать настоящую, крепкую семью. Но для этого требуются усилия. Тяжело плыть против течения, противостоять миру, который, как сказал апостол, «во зле лежит». Главное – понять, что путь распущенности, разврата и греха – это путь к погибели. Он никогда не приведет к счастью. Люди, успевшие наделать в молодости кучу ошибок, в зрелости очень от этого страдают в первую очередь угрызениями совести, ведь именно ее голосом говорит с ними Господь. 

Но встав на путь исправления, нельзя оглядываться назад, в прошлое. Именно при таком условии Господь обязательно поможет всякому, кто к Нему обращается. И пусть людей с духовно-нравственными идеалами меньше, но Господь говорит: «Не бойся, малое стадо!» (Лк. 12:32). Более сильное, крепкое меньшинство способно оказать влияние на большинство. Мы видим это со времен Ветхозаветной Церкви, на примере Римской империи, языческое и развратное сознание которой смогла изменить небольшая община христиан. «Что невозможно человекам, возможно Богу». Молитесь, просите у него помощи, и Он обязательно откликнется. Помогай вам Господь!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.