Новые записки
Елицы.записки в новом дизайне!
Закрыть
11.07.2020

Царственные страстотерпцы – почему Николай II не «искупитель», но святой?

С нами Вы можете подать записку на литургию в монастырь на Ганиной яме, где святые явили свой подвиг. Царственные страстотерпцы помогут вам погасить конфликты и обрести мир!

moleben1

Суть подвига страстотерпчества

Лик страстотерпцев появился в Церкви благодаря крещению Руси. К этому лику святости относятся князья Борис и Глеб, князь Михаил Тверской, царевич Дмитрий Угличский, князь Игорь Черниговский, семья последнего русского императора Николая II, а также некоторые другие святые. Все эти люди предпочли богатству и власти Царствие Небесное. Все они были жестоко убиты, но не побеждены. Наоборот, это они оказались победителями!

В отличие от мучеников, которые принимали смерть за исповедание Христа Богом, страстотерпцы страдали не за свои религиозные убеждения, а от разгула человеческих страстей. Но страдали они особенным образом. Имея возможность сопротивляться или бежать, страстотерпцы отказывались и от того, и от другого. Они принимали промысел Божий о себе со смирением и благодарностью. Перед кончиной святые страстотерпцы находили в себе силы простить своих убийц.

Император Николай II, его супруга и пятеро детей, канонизированы именно за свою благочестивую насильственную кончину. Сохранились свидетельства исключительной скромности в быту и интенсивной молитвенной жизни семьи царя в последние месяцы своего земного пути. Даже палачи царской семьи, не говоря уже о приближённых или других свидетелях, в своих мемуарах вспоминают, что накануне расстрела царская семья простила всех обидчиков.

Могла ли Церковь ошибиться?

В обществе часто можно встретить мнение, что Церковь «ошиблась» с канонизацией императора Николая II и его семьи. Поясняя свою позицию, критики канонизации упоминают «многочисленные преступления», совершённые императором. На это можно возразить, во-первых, то, что супруга и дети царя уж точно никаких «преступлений» не совершали и страдали безвинно. И, во-вторых, что Церковь никогда не отвергала возможность исправления человека. 

Многие бывшие разбойники, колдуны, блудницы и предатели приняли мученичество за веру или провели десятки лет в покаянии в монастырских кельях. За свою веру и покаяние они были не только прощены Богом, но и стяжали Духа Святого. Так что сегодня наличие в лике святых Моисея Мурина или Марии Египетской никого не удивляет. Наконец, стоит принять во внимание, что многие «грехи» Николая II попросту приписаны ему советской пропагандой.

Прославление нового святого – это всегда длительный процесс. Много лет специальная комиссия по канонизации рассматривает все известные свидетельства о жизни и подвиге потенциального святого во Славу Божию. Собирает сведения о чудесах, происходящих по молитвам к святому или возле его мощей. С привлечением историков и экспертов оценивает на предмет достоверности критику в адрес святого. И только потом принимается решение о канонизации. Так что прославление царственных страстотерпцев – не ошибка.

Мифы о царственных страстотерпцах

Один из самых тиражируемых мифов о «царе-преступнике» - это «кровавое воскресенье». В тот день, 9 января, рабочие действительно были собраны провокаторами в центре Санкт-Петербурга, чтобы вручить царю петицию. Вот только рабочие, в отличие от провокаторов, не знали, что царя нет в Зимнем дворце и даже в городе. Когда от долгого бесплодного ожидания толпа заволновалась, провокаторы с чердаков и из подворотен стали стрелять по дворцовой охране.

Рабочие в этом случае для «профессиональных революционеров» выступили живым щитом. Охрана дворца, неся потери, стала отстреливаться. В результате огня с обеих сторон многие рабочие были убиты и ранены. Конечно же, провокаторы поспешили заявить о «расстреле рабочих войсками» и о том, что «приказ отдал лично император». Вот только какова в этом была вина царя, который находился с семьёй в Царском селе и узнал о трагедии из доклада градоначальника?

Когда власть большевиков пала, и страна освободилась от антимонархической идеологии, историки подробно исследовали события и «кровавого воскресенья», и «ленского расстрела», и «ходынки», и отречения императора. Беспристрастный разбор фактов выявил высокую степень фальсификации этих эпизодов. Например, текст отречения императора был подписан карандашом и составлен в нехарактерной для него манере. Так что есть основания полагать, что отречения и вовсе не было.

Почему царь святой, но не «искупитель»?

Не каждый приходящий в храм человек является православным христианином. Даже если он сам громогласно заявляет об этом и искренне считает себя таковым. Православного христианина отличает, во-первых, регулярное участие в Таинствах Церкви и признание её авторитета и иерархии. Во-вторых, настоящий христианин потому таковым и называется, что он знает основные догматы своей веры. Для него Христос – это «путь, истина и жизнь». Без каких-либо альтернатив.

В движении «царебожников», которые маскируются под православных христиан, но не являются таковыми, принято императора Николая II именовать «искупителем русского народа». Эти люди призывают всех россиян «покаяться за убийство царя», говорят о каких-то «проклятиях», наложенных Богом на наше земное Отечество. Таким образом, в их мировоззрении сплетается целый комплекс совершенно нехристианских идей.

Для православного христианина акт покаяния, как и акт греха, действие глубоко личностное. Человек не может «раскаяться» за чьё-то преступление, равно как и «согрешить» за другого. Мнение о том, что Бог может «проклясть» кого-то за чужой грех – это чистой воды магизм. И самое главное, ни один человек, сколь бы великим святым он ни был, не может стать вровень с Искупителем человечества Господом Иисусом Христом. Поэтому, мы почитаем царственных страстотерпцев в лике святых, молимся им, но «искупителями» не считаем.

Вы можете подать записку о близких на молебен святым царственным страстотерпцам в монастыре Ганина Яма:

moleben2

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.