Царь Ирод Иудейский. История династии Иродов
Имя «Ирод» знакомо каждому, кто читал Евангелие. Оно навсегда связано с самым трагическим эпизодом начала Нового Завета — избиением вифлеемских младенцев. Но за этой фигурой стоит целая династия, правившая Иудеей на стыке эпох. Династия, чья история — это сложный клубок политической хитрости, грандиозных строек и страшных преступлений, совершённых из-за страха потерять власть, которую им, по мнению многих современников, не дано было иметь по праву. Ирод Великий: Имя Ирода Великого известно каждому христианину из евангельского повествования о Рождестве Христовом. Однако за этим образом жестокого царя, приказавшего избить вифлеемских младенцев, стоит одна из самых сложных и противоречивых фигур в истории Иудеи. Его правление (37–4 гг. до Р.Х.) стало эпохой грандиозного строительства и политического процветания, омраченной паранойей, жестокостью и кровью. Ирод не был законным наследником престола Давидова. Он родился в 74 году до Р.Х. в семье Антипатра, могущественного идумеянина, принявшего иудаизм. Идумеяне считались чужаками, и эта «нечистота» происхождения будет преследовать Ирода всю жизнь, порождая в нем комплекс самозванца и глубочайшее недоверие к знати. После смерти отца Ирод проявил себя как блестящий и беспринципный политик. Воспользовавшись междоусобицами в Риме, он сумел заручиться поддержкой сначала Марка Антония, а затем и Октавиана Августа. В 37 году до Р.Х. с помощью римских легионов он штурмом взял Иерусалим, положив конец правлению династии Хасмонеев — законных наследников Маккавеев. Чтобы узаконить свою власть, Ирод женился на Мариамне, внучке первосвященника Гиркана II из рода Хасмонеев. Но этот брак, хоть и страстный, не принес ему ни любви подданных, ни душевного покоя. Великий строитель: Стремясь обессмертить своё имя и доказать легитимность нахождения не троне, Ирод развернул невиданную программу строительства. Он превратил Иудею в процветающую и влиятельную страну, щедро одаривая не только свои земли, но и важнейшие города Римской империи. Реконструкция Иерусалимского Храма — это был его главный проект. Святилище было расширено и перестроено с невероятной роскошью. Белоснежный мрамор и золотые пластины сияли на солнце так, что на них было трудно смотреть. «Кто не видел Храма Ирода, тот не видел прекрасного здания в жизни», — говорили современники. Именно этот Храм станет центром проповеди Христа и апостолов. По воле Ирода были возведены: -Кесария Приморская — великолепный портовый город с амфитеатром, ипподромом и дворцами, названный в честь императора Августа. -Иродион — мощная крепость-дворец, где он будет впоследствии похоронен. -Масада — неприступная скальная крепость. -Были отстроены Самария (переименованная в Себастию) и многие другие города. Эти проекты давали работу тысячам людей, укрепляли границы и создавали иллюзию «золотого века». Тень паранойи: царь-убийца За фасадом величия скрывалась измученная страхом душа. Ирод никогда не чувствовал себя в безопасности. Он видел заговоры везде — и чаще всего в собственной семье. Его подозрительность превратила дворец в арену кровавых драм. Поддавшись наговорам своей сестры Саломеи, Ирод в приступе ярости приказал казнить любимую жену, которую страстно ревновал. Вскоре он впал в глубокое раскаяние и тоску, но было поздно. Заподозрив двух своих сыновей от Мариамны, Александра и Аристобула (прямых наследников Хасмонеев), в подготовке переворота, Ирод после долгих пыток и суда приказал их задушить (7 г. до Р.Х.). Всего за пять дней до собственной смерти он казнил своего первенца, Антипатра, также обвиненного в заговоре. Римский император Август, узнав о казни сыновей, горько пошутил: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном». Эта фраза имела и злой укол: будучи иудеем, Ирод не ел свинины, и значит, к свиньям он относился лучше. Избиение младенцев: Именно на фоне этой мрачной истории евангелист Матфей сообщает о самом чудовищном злодеянии Ирода. Узнав от волхвов о рождении в Вифлееме истинного «Царя Иудейского», старый, больной и доведённый до исступления паранойей Ирод приказывает уничтожить всех младенцев мужского пола в городе и его окрестностях. Этот поступок не был упомянут в светских хрониках (для римских историков гибель нескольких десятков детей в провинции не была значимым событием), но навсегда остался в памяти Церкви. Святые отцы видят в этом акте отчаяния и жестокости духовную печать всей его жизни. Он искал земного царства и боролся за него ценой жизней, но не узнал и попрал ногами Царя Небесного, пришедшего в мир. Страшная кончина Ирод Великий умер в 4 году до Р.Х. в Иерихоне после мучительной болезни, которую историк Иосиф Флавий описывает в ужасающих подробностях: лихорадка, зуд, опухоли в ногах, затрудненное дыхание и, по некоторым свидетельствам, гниение заживо. Перед смертью, зная, что его кончину никто не оплачет, он приказал собрать в ипподроме знатных иудеев и казнить их в момент своей смерти, чтобы в стране непременно был траур. К счастью, этот приказ не был выполнен. Правление Ирода Великого — это вечный урок о природе власти, не ограниченной нравственностью и верой. Он показывает, как грандиозные достижения и внешнее благополучие могут быть построены на фундаменте страха, насилия и отступления от Бога. Он строил храмы, но в его сердце не было места для Бога. Он искал славы у людей, но навеки обессмертил свое имя как детоубийца. Он хотел удержать земное царство, но прошел мимо Царства Небесного, которое пришло в мир в те самые дни его правления. Его фигура напоминает нам слова Спасителя: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26). История Ирода — это трагедия души, которая ради временного могущества пожертвовала вечностью. Династия после Ирода Великого: наследники и их грехи После смерти Ирода Великого его царство было разделено между тремя сыновьями, ни один из которых не удостоился царского титула от Рима в полной мере. Ирод Архелай (4 г. до Р.Х. – 6 г. по Р.Х.) получил в управление Иудею, Самарию и Идумею. Его правление было так жестоко, что римляне, выслушав жалобы иудеев, сместили его и отправили в ссылку. Именно из-за жестокости Архелая Святое Семейство, вернувшееся из Египта, побоялось идти в Вифлеем и поселилось в Назарете, который находился под властью другого сына Ирода (Мф. 2:22-23). Ирод Антипа (4 г. до Р.Х. – 39 г. по Р.Х.) стал тетрархом Галилеи и Переи. Это тот самый «Ирод» евангельских событий времен общественного служения Христа. Он женился на Иродиаде, жене своего брата Филиппа, что было прямым нарушением Закона. За обличение этого беззакония Иоанн Креститель был заключен в темницу и обезглавлен по прихоти Иродиады и ее дочери Саломеи (Мф. 14:1-12). Именно Ирод Антипа насмехался над Христом во время суда у Пилата (Лк. 23:7-12). Ирод Филипп II (4 г. до Р.Х. – 34 г. по Р.Х.) правил северо-восточными территориями. О нем сохранились самые благоприятные отзывы как о справедливом и мирном правителе. Последним известным представителем династии, упомянутым в Новом Завете, был царь Ирод Агриппа I (внук Ирода Великого). Он жестоко гнал христиан, казнил апостола Иакова Зеведеева и заключил в темницу апостола Петра (Деян. 12). Его смерть, описанная в Деяниях Апостолов, была страшной и воспринималась современниками как Божья кара: «Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 12:23). История династии Иродов — это не просто страница древней истории. Это мощное предостережение для всех времен. Она показывает, к чему приводит стремление к власти, славе и земному могуществу, построенное на страхе, насилии и попрании Божественных законов. Ироды хотели войти в историю как великие цари и строители. Но в вечности они остались как цари-детоубийцы, гонители пророков и апостолов. Они возводили стены из камня, но разрушали стены человеческой души. Они искали признания Рима и народа, но потеряли благоволение Бога. Их трагедия в том, что они были так близки к Истине — Родившемуся Христу и проповеди Апостолов — но предпочли ей сиюминутную власть и свои страсти. И в этом — главный урок для нас: можно построить величественные храмы, но, не имея в сердце Христа, можно так и не обрести ту единственную Власть, которая спасает, а не губит.