Новые записки
Елицы.записки в новом дизайне!
Закрыть
16.11.2020

Таинство Священства. Как и зачем становятся пастырями народа Божия?

Церковь жива до тех пор, пока на Земле есть хоть один православный священник, принявший законное рукоположение от епископа по цепочке апостольского преемства, восходящего к самим апостолам Христовым. Помолимся же сегодня о наших пастырях! О совершителях Таинств, духовниках и проповедниках, руководимых Духом Святым сегодня, а также о том, чтобы достойные служители Божии наполняли Церковь и во все последующие времена!

Молитвенные прошения ко Господу нашему Иисусу Христу:

moleben1


Установление Таинства и степени священства

Сегодняшним письмом мы продолжаем цикл рассказов о Таинствах Церкви, который открывали повествованием о Святом Крещении. Каждый из христиан принадлежит к «царственному священству и святому народу», о котором писал апостол. И доказательством тому – возможность христианина совершить над оглашенным Таинство Крещения. Однако благодать совершения всех остальных Таинств Церкви принадлежит лишь выдающимся из людей. Духовенству.
 
Православие понимает путь священства как путь служения Богу и остальным членам христианской общины. Ещё сам Спаситель выбрал из среды своих последователей тех людей, которым поручил апостольское служение. Апостолы через рукоположение усвоили эту честь своим преемникам – епископам, а также священникам и диаконам. Цепь благодатных рукоположений восходит от современных епископов к самим апостолам, чем и обеспечивается благодатность Таинств Святой Церкви.

В Церкви существует три степени священства. Диаконы участвуют в совершении Таинств, но сами (помимо Таинства Крещения) не могут совершать их. Священники служат Божественную Литургию и совершают все Таинства Церкви за исключением рукоположения. Епископы могут совершать все Таинства. В том числе рукополагать диаконов и священников. При этом, для рукоположения нового епископа, согласно церковным правилам, нужно созвать собор минимум из двух архиереев.

История священства и церковной иерархии

Священство появилось ещё во времена Ветхого Завета. Когда Господь заключил завет с Авраамом и произвёл от него народ, которому оказал особую заботу, Он выделил из него колено Левия для служения в скинии и храме. Левиты стали прообразом современных диаконов. Позже брат пророка Моисея Аарон и все его потомки были избраны Богом священниками, которые могли входить в храмовое святилище и приносить жертвы. Наконец, из их среды избирали и первосвященников, входивших раз в году во святая святых.
 
Однако народ Израильский предал и распял своего Владыку. Вследствие этого греха божественное избрание перешло к Новому Израилю – христианам. И из их среды Господь восставил себе новое священство. Уже не родовое, а избираемое из самых достойных христиан и наделяемое благодатными дарами Самим Богом Духом Святым. Со дня Пятидесятницы святилище стало доступно всем верным, а священники стали возносить хвалу Богу во святая святых – алтаре православного храма.

Первыми в иерархии священнослужителей были избраны и рукоположены диаконы. Сначала они исполняли в Церкви административно-хозяйственные функции, чтобы освободить апостолов для проповеди. Позже – стали участвовать в богослужении и наставлять в вере оглашенных. По мере расширения Церкви апостолы уже не успевали везде и стали рукополагать для городских общин своих наместников – епископов. Когда же общины столь расширились, что и епископы не успевали служить и проповедовать повсюду, появился чин священников.

Чинопоследование и условия рукоположения

В поставлении кандидата в священный сан должны участвовать не одни только епископы, но и миряне. Вся Церковь. Именно поэтому любое рукоположение совершается только во время Божественной Литургии, как высшей формы соборного служения Церкви. Ставленник не получает «епископство вообще» или «священство вообще», а рукополагается обязательно для какой-то конкретной общины верующих. Совершающий Таинство епископ должен законно занимать свою кафедру и строго придерживаться православной веры.
 
Посвящение во диакона совершается после освящения Святых Даров. Этим знаменуется, что посвящаемый получает благодать служить при совершении Таинств, но не совершать их. Священника рукополагают сразу после Херувимской песни, чтобы они уже могли участвовать в освящении Святых Даров, что символически указывает и на возможность совершения ими других Таинств. Епископская хиротония совершается в ещё более ранний момент богослужения – перед чтением апостола. И так указывается, что архиереи имеют в Церкви полноту апостольской власти.

В ходе священнического рукоположения ставленника в белом подризнике трижды обводят вокруг Святого Престола, а он целует его углы. Затем он становится перед престолом на колено, а епископ кладёт на голову ставленника омофор и читает молитву: «Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая проручествует (имя) благоговейнейшего диакона во пресвитеры: помолимся убо о нём, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа».

На ухо поставляемому епископ говорит особое напутствие: «возведи очи твои на небо и проси Бога о прощении твоих грехов и о даровании тебе непорочного священства». Далее епископ вручает новопоставленному детали священнического облачения и служебник, каждый раз возглашая: «аксиос!» - с греч. «достоин». Затем новопоставленный священник в белом облачении присоединяется к богослужению. Диаконская и архиерейская хиротонии происходят похоже, но с некоторыми отличиями.

Требования к ставленнику

В священнослужители рукополагаются только лица мужского пола, так как и Сам Спаситель по воплощении был мужчиной. Каноны требуют от ставленника отсутствия физических и духовных увечий которые могли бы помешать ему в совершении богослужений, например: слепоты, глухоты, недостатка рук, ног, пальцев на руках, эпилепсии, психических болезней, беснования и подобных изъянов. Кандидат в священники не должен быть добровольно оскоплён.
 
Кроме того, каноны предписывают принятие сана не ранее 25-ти, 30-ти и 35-ти лет для диакона, священника и епископа, соответственно. Также в священнослужители не рукополагают верующих, недавно принявших крещение и не имеющих достаточного церковного опыта. Современные правила предписывают ставленнику до рукоположения некоторое время побыть пономарём или чтецом, а также получить богословское образование в семинарии или университете.

Препятствия к рукоположению

Кандидат в священники не должен страдать тяжкими страстями, такими как пьянство, наркомания, игромания. Не должен иметь крупных долгов и «недоброго свидетельства от внешних», то есть проступков в прошлом, за которые его могли бы обвинить, как недостойного пастыря. Исключение может быть сделано только в отношении человека, совершившего тяжкие проступки до крещения.
 
Священником не может стать второбрачный или человек, женатый на блуднице, актрисе, иноверной, разведённой, вдове или близкой родственнице. В священники не рукополагают тех, кто сидел в тюрьме за какие-либо преступления. За исключением случаев ложного осуждения или осуждения за веру. Для принятия епископского сана существует ещё одно ограничение. Епископом может стать только представитель монашествующего духовенства.

Православный катехизис говорит нам, что «Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово». Без пастырей стадо может уйти совершенно не в ту сторону и растерзано волками. Помолимся же о том, чтобы наша Святая Церковь всегда имела достойных пастырей, и они вели нас к жизни вечной во Царствии Небесном!

moleben1

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.