Святые Пётр и Феврония. Полноценен ли брак без детей?
Обратитесь к святым покровителям супружества об обретении своей «второй половинки». Если же Вы уже нашли её, помолитесь о сохранении в своей семье любви и мира!
Молебен Святым Петру и Февронии Муромским
Место Бога в христианской семье
Казалось бы, очевидно, что христианская семья состоит из людей, глубоко почитающих Бога и ставящих Его на первое место в своей жизни. Но каким образом выражается это почтение и усваивается это место? Прежде всего, через подражание Божеству. Из православного богословия мы знаем, что все три Лица Пресвятой Троицы находятся между собою в постоянном согласии. Принимают все решения сообща.
Но это не отрицает и иерархии между ними. Бог Сын и Бог Дух Святой единоприродны и равны Богу Отцу. Но иерархически подчиняются Ему. И христианская семья должна строиться по тому же принципу. Когда-то Бог поручил мужчине быть главой семьи и имел на это свои резоны. Соответственно, не стоит любящим Бога людям подвергать сомнению главенство мужчины в брачном союзе.
В то же время, главенство мужчины отнюдь не означает деспотии. Подобно тому, как в Троице все Лица пребывают в любви и согласии друг с другом, мужчина должен пребывать в согласии и совете не только со своей женой, но иногда и с детьми. Маленькие личности порой тоже способны дать дельный совет и с глубокой благодарностью отнесутся ко взрослому, который умеет видеть в них человека.
Муж и жену должен уважать так же, как и она его. Ведь когда мы говорим, что мы «половинки» друг для друга, имеется в виду половинчатость в нас человеческой природы, которую Бог специально разделил по свойствам в мужчине и женщине, чтобы мы искали брака. Личностно же мы вполне полноценные существа. Которые могут и должны вести собственный молитвенный диалог со Всевышним. И человеческая личность, в том числе личность женщины или ребёнка, вовсе не предназначена для того, чтобы раствориться в мужчине и стать безропотным проводником его воли и желаний.
Муж и жена друг другу главные люди
Когда Бог творил человека, то специально создал его так, чтобы «нехорошо было быть человеку одному». То есть наградил мужчину одними свойствами человеческой природы, почти лишив других. А эти другие в избытке передал женщине, дав ей совсем немного от «мужского набора». Поэтому каждый человек на Земле интуитивно чувствует свою «половинчатость». Интуитивно сознаёт, что он только половина от целого. И ищет человека другого пола, дабы восполнить свою природу.
Объединяясь в семью, муж и жена уже обретают природную полноту. Кроме самих себя и Бога им по сути никто не нужен. Семья из двух людей – семья уже полноценная. Ведь главное назначение человека на Земле, как это засвидетельствовано в Евангелии, научиться любить Бога всем своим существом и ближнего – как самого себя. Причём, любовь к Богу воспитывается в нас именно через навык любви к ближнему.
Пётр и Феврония крепко любили друг друга. Когда муромские бояре угрозой бунта заставили «худородную» жену своего князя Петра покинуть город, Пётр и сам последовал за Февронией. Потому что не мог и не желал расстаться с любимой женщиной. Примерно так же поступили в своё время и жёны декабристов. Невзирая ни на преступление мужей, ни на желание детей, которые вполне могли хотеть остаться в столице империи, они поехали в ссылку за теми, с кем перед Богом пообещали быть всегда. И в радости, и в горе.
Христианская семья – это в первую очередь не инструмент продолжения рода, а естественный путь к богоподобию для каждого из нас. Даже при отсутствии детей, любящие друг друга муж и жена в полной мере реализуют потенциал своей семьи. Научаясь любить друг друга, окружающих и своего Творца, такие супруги с годами накапливают всё больше благодати Божией и всё больше приближаются ко Творцу по своему внутреннему состоянию.
Дети как следствие избытка любви
Но как же дети, спросите Вы? Дети в христианском браке должны появляться от избытка любви. Когда муж и жена научаются любить друг друга, взаимно уважать желания и проявлять каждодневную заботу, эта любовь начинает «выплёскиваться из переполненной чаши». Примерно так же, как это происходило у святых, которые с радостью и любовью принимали, учили и исцеляли всех приходящих. И вот когда чаша полна, появляется чадо.
В «Повести о Петре и Февронии» о наличии у благоверных супругов детей не упоминается. Но «Родословная муромских князей», «Лаврентьевская летопись» и другие исторические источники отождествляют Петра с князем Давидом, а Февронию с княгиней Евфросиньей, у которых были дети. Известны и их имена: Юрий, Святослав, Евдокия. Таким образом, по историческим данным святые супруги состоялись и как любящие родители.
Дитя христианской семьи – любимо и уважаемо, но знает своё место. Мир соприкасается с христианской семьёй через отца. Мать поддерживает домашний очаг. А ребёнок в меру своих сил и возможностей старается помогать их заботам. Понятно, что сегодня это некая идеальная картина. Ведь нередко оба супруга вынуждены работать. Но стремиться в браке нужно примерно к этому. В христианской семье настоящая любовь к ребёнку как к ещё только развивающейся личности, часто проявляется не через потакание его желаниям, а как раз через их разумное ограничение.
Другой проблемой проявления любви к детям является наше стремление дать им хорошую материальную базу, которая часто в их возрасте избыточна. Вспомните книгу «Приключения Тома Сойера». Главный герой повествования получал немалое удовольствие, играя с цветными стёклами, алебастровыми шариками и прочими детскими «сокровищами». И по-настоящему нуждался во внимании к своим мыслям, в развитии нравственности, а не в тысяче долларов.
В день церковной памяти святых Петра и Февронии Муромских, 8 июля, уже много лет отмечают День семьи, любви и верности. Многие молодые пары стараются подгадать к этому празднику регистрацию в ЗАГСе, чтобы получить благословение на семейную жизнь от святых супругов. С нами Вы можете последовать другой доброй церковной традиции и заказать к празднику молебен или сорокоуст с просьбой благословить Ваш брак и семью!