Новые записки
Елицы.записки в новом дизайне!
Закрыть
13.08.2020
Святые мученики Борис и Глеб

Святые страстотерпцы Борис и Глебсвятом крещении Роман и Давид) – первые русские святые, которых канонизировала Русская и Византийская Церкви. Вся их жизнь была принесена в жертву основе христианского учения – любви. Великие князья предпочли смерть братоненавистнической войне. Практически сразу после их кончины святитель Иоанн I митрополит Киевский составил им службу и с тех пор святых мучеников царских кровей стали особо почитать, просить у них молитв, заступничества перед Богом, помощи в делах житейских, избавления от неприятностей и исцеления. Особое распространение получила молитва Борису и Глебу о труде, работе. Вы тоже поможете попросить помощи у святых, подав записку на молебен ко всем святым с помощью службы «Елицы Записки».


Житие святых страстотерпцев

 

Страстотерпцы Борис и Глеб были самыми младшими и любимыми сыновьями равноапостольного князя Владимира, прозванного «Ясным Солнышком». Они родились незадолго до Крещения Руси и были воспитаны в вере и христианском благочестии. Старший из братьев – Борис с детства обучался грамоте, читал Священное Писание, знал жития святых и много времени посвящал общению с Богом, чтению молитв. Он просил всевышнего, чтобы он сподобил его участи тех, житием которых и мученической смертью он так проникся. Еще при жизни отца им был получен в удел Ростов, которым он управлял с мудростью, кротостью и заботой о жителях. Его очень любили и почитали за милосердие и сердечную доброту, отзывчивость и поддержку, которую он оказывал бедным, больным и обездоленным.


Святые Борис и Глеб в равной мере разделяли стремление друг друга посвятить свою жизнь служению Богу. Смерть отца стала для них настоящим ударом. В отличие от самолюбивого и честолюбивого Святополка, Борис не стремился занять великокняжеский трон. Более того, он всеми силами старался избежать междоусобной распри и распустил свое войско, признав право старшего брата на наследование престола. Но тот не поверил в искренность намерений Бориса. Святополк, прозванный «Окаянным», подослал к нему убийц. В это время святой Борис находился в походе против печенегов и остановился на привал на реке Альте. Расправа над ним была кровавой и мучительной.


Борис уже знал о нависшей над ним угрозе и горячо молился в своем шатре. Без милости тело блаженного страстотерпца Христова было пронзено копьями. Выступивший на его защиту любимый слуга Георгий Угрин также был убит. Ранений Борис продолжал молиться, когда его обернули шатром, уложили в повозку и повезли. Посланные Святополком ему навстречу варяги положили конец страданиям мученика, пронзив его сердце мечом. Похоронили его в Вышгороде у церкви святого Василия. Участь Бориса ожидала и святого Глеба. Святополк обманом выманил его из своего удела – Мурома и послал ему навстречу дружинников, чтобы убить брата. Святой Глеб тоже предпочел смерть междоусобной войне. Его останки, найденные спустя 4 года, тоже были погребены в Вышгороде в храме святого Василия Великого.


Чудеса и исцеления после смерти святых 

 

На местах, где страстотерпцы Борис и Глеб приняли мученические венцы, были созданы церкви во имя их и многие здесь получали исцеления и были свидетелями многочисленных чудес. Вот некоторые из них:

  1. Живший в Вышгороде огородник по имени Миронег имел больного сына с высохшей ногой. Отрок день и ночь молился со слезами у могилы святых, прося исцеления и получил его, после того, как страстотерпцы явились к нему во сне и трижды перекрестили больную конечность. 


  2. После построения церкви в 1026 году и перенесения в нее мощей святых Глеба и Бориса получил исцеление от хромоты присутствовавший на Литургии больной.

  3. Излечился и еще один человек с отнятой ногой по колено. Голодный и жаждущий, просящий милостыню у церкви святых, он впал в исступление. В течение часа у него выросла новая нога, а сие чудо заставило всех присутствующих с новой силой прославлять Бога и его угодников – мучеников Романа и Давида. 


Почитание святых Бориса и Глеба – покровителей и защитников Русской земли

 

В эпоху внуков Ярослава сильно развилось почитание святых Глеба и Бориса. Их раки украшали листами золота и серебра, была возведена новая каменная церковь. Имена великих страстотерпцев были у всех на слуху и прославлялись всеми последующими поколениями князей. Строились многочисленные храмы – Борисоглебский собор в Старой Рязани в 1115 году, такой же в Чернигове в 1120 году. При Юрии Долгоруком была возведена церковь Бориса и Глеба в Кидекше на реке Нерли, где в походе останавливался святой Борис. Многие места, связанные с мученическим подвигом святых и чудесной помощью людям, обзавелись храмами и монастырями.


Со смертью великих святых затихла на Руси крамола. Пролитая ими кровь ради искоренения междоусобных распрей заложила основу для укрепления единства будущей России. Святые мученики показали языческой Руси, которая привыкла к кровной мести, что нельзя на зло отвечать злом, иначе беззаконие и ненависть никогда не закончатся. Только любовь преодолевает все. Братья положили жизнь во имя основного христианского доброделания, ведь кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин.4,20) 


Благоверные князья-страстотерпцы стали особыми покровителями и защитниками Русской земли. В разное, трудное для Отчизны время, они являлись святому Александру Невскому накануне Ледового побоища, великому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой, великому князю Московскому Дмитрию Иоанновичу перед сражением с царем татарским Мамаем. Истории святых Бориса и Глеба посвящены такие памятники древнерусской литературы, как: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. Они являются персонажами многих литературных произведений агиографического жанра. 


Сегодня их почитают не только как чудотворцев-целителей, но и заступников и молитвенников всех, кто защищает Отчизну нашу, охраняет границы Родины, поддерживает порядок внутри страны. Молитвы к святым мученикам возносят военные, люди, несущие государственную службу. Для некоторых они предстают защитниками целых городов, как, например, для жителей Каргополя, которых икона святых Бориса и Глеба спасла от пожара. В честь братьев-князей установлено несколько дней празднования:

  • 2 (15) мая, когда их мощи перенесли в новую церковь-усыпальницу в 1115 году;

  • 24 июля (6 августа) – день совместного празднования святым;

  • 5 (18) сентября – память князя Глеба;

  • 22 сентября (5 октября) – в соборе Тульских святых. 

 

Сегодня каждый может помолиться святым Борису и Глебу, попросить избавления о постигших неприятностях, болезней, скорбей и напастей. Это можно сделать лично или подав записку на молебен ко всем святым с помощью службы «Елицы Записки». Мы просим великих страстотерпцев и мучеников Бориса и Глеба: «Молите Бога о нас!»


Молитва благоверным князьям Борису и Глебу, во святом Крещении Роману и Давиду

О, дво́ице свяще́нная, бра́тие прекра́сная, до́блии страстоте́рпцы Бори́се и Гле́бе, от ю́ности Христу́ ве́рою, чи́стотою и любо́вию послужи́вшии, и кровми́ свои́ми, я́ко багряни́цею укра́сившиися и ны́не со Христо́м ца́рствующии, не забу́дите и нас су́щих на земли́, но я́ко те́плии засту́пницы, ва́шим си́льным хода́тайством пред Христо́м Бо́гом, сохрани́те ю́ных во святе́й ве́ре и чистоте́ неврежде́нными от вся́каго прило́га неве́рия и нечистоты́, огради́те всех нас от вся́кия ско́рби, озлобле́ний и напра́сныя сме́рти, укроти́те вся́кую вражду́ и зло́бу, де́йством воздвиза́емую от бли́жних и чу́ждых. Мо́лим вас, христолюби́вии страстоте́рпцы, испроси́те у Великодарови́таго Влады́ки всем нам оставле́ние прегреше́ний на́ших, единомы́слие и здра́вие, избавле́ние от наше́ствия иноплеме́нных, междоусо́бныя бра́ни, я́звы и гла́да. Снабдева́йте свои́м заступле́нием всех чту́щих святу́ю па́мять ва́шу во ве́ки веко́в. Ами́нь.


Комментарии
Святые мученики Борис и Глеб
Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря
Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.