Святые – это только официально канонизированные Церковью люди
В Православной Церкви канонизировано множество святых, а что значит «канонизировано»? Это значит, что этих усопших подвижников благочестия причислили к лику святых. Можно ли считать святыми только тех, в отношении которых имеется официально признанное Церковью постановление, или же таких богоугодивших людей намного больше, чем принято считать? Надо сказать, что основания для причисления праведников к лику святых сложились еще в Древней Церкви. В целом они мало изменились с тех пор. В первую очередь такой «статус» получали те подвижники, святость которых вытекала из их особого служения Церкви. К ним относятся ветхозаветные патриархи и пророки, новозаветные апостолы. Во вторую очередь это иерархи, составляющие лик святителей. Конечно, не стоит забывать о благоверных царях и царицах, князьях и княгинях, которые при жизни не творили чудес, но сделали для Церкви очень многое. Особую «касту» составляют те подвижники, святость которых проистекает из их особого подвига мученичества. Это мученики, пострадавшие за веру. Нередко их причисляют к лику святых независимо от их жизни и наличия чудес, которые совершались во время страдания или после смерти. Те же праведники, которые страдали за веру, но не скончались во время мучений, относятся к роду исповедников, то есть подвижников, святость которых является следствием их православной веры и подвига богоугодной жизни, засвидетельствованных дарами Святого Духа. Эти дары могут проявлять себя как при жизни, так и после смерти, могут сопровождаться видимыми знамениями – чудотворениями, исцелениями, а могут оставаться и невидимыми для окружающих. Однако, главным же даром Святого Духа является любовь (1Кор 12:1–11; 13, 113), в которой так нуждались люди как в древние времена, так и сегодня. Поэтому при прославлении угодников Божиих последнего времени основное внимание обращают на наличие в них дара любви к Богу и ближним. На самом деле у термина «святость» имеется несколько смысловых оттенков. В абсолютном значении свят только Бог, ведь это Его сущностное свойство, согласно которому Он Сам в Себе есть чистейшее Добро. Им Он руководствуется в Своих определениях и действиях, но святыми могут быть его разумные творения, также неодушевленные предметы. Если говорить о последних, то к ним относят, например, Святое Писание, святые иконы, святые места, то есть то, что имеет особую связь с Богом, играет особую роль и имеет особое место в проявлении Божественного Домостроительства. Что касается разумных творений, то это все мы – все люди, которые призваны к святости как сказал Господь: «Будьте святы как Я свят». Да, в узком значении слово «святой» употребляется по отношению к праведникам, которые достигли Царства Небесного. Еще в более узком по отношению к тем, кто был официально канонизирован Православной Церковью, но при желании и содействии Божественной благодати святым может стать каждый из нас. Путь святости – это путь деятельного устремления к Богу. Достигается она тогда, когда человек подчиняет свою волю воле Божией, когда мы живем по принципу «Да будет воля Твоя, а не моя». Как сказал святитель Филарет Московский: «Каждый христианин должен находить для себя закон, обязанность и побуждение непременно сделаться святым. Если же вы живете без старания и без надежды быть святыми – вы христиане лишь по имени, а не по существу, а без святости никто не увидит Господа, то есть, не достигнет вечного блаженства… Верно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников (1Тим.1:15). Но мы обманываемся, если думаем, что спасемся, оставаясь грешниками. Спасает Христос грешников тем, что дает им средство сделаться святыми». Да, официальная канонизация христианина означает, что его святость признана Церковью, но сколько верующих христиан удостоились Царства Небесного? В разы, в миллионы раз больше! Их имена знает лишь Господь. Нам же известна только малая часть этих святых. Кажется, что в наше время их уже нет и быть не может, но святые и сегодня живут среди нас. Как говорит священник Владимир Татаркин, это мать, которая служит на благо семьи, забывая о себе. Это бабушка, которая печется о своих детях и внуках, которая боится потратить на себя лишнюю копеечку и всю пенсию складывает в потаенное место, чтобы после смерти все накопленное досталось ее близким. Это наши доблестные воины, которые защищают свою Родину, выполняя главную заповедь: «Нет лучше той любви, если кто положит жизнь свою за други своя». Это убиенный отрок Евгений Родионов, который попал в плен и мужественно терпел пытки, отказавшись снять с себя крестик. Кстати, официально канонизировал он не был, но в местной Церкви его почитают как святого и изображают на иконах с другими воинами. Что это, как не свидетельство своей любви к Богу и ближним? Для простых, обычных людей они – настоящий образец, эталон, к которому надо стремиться. Читая об их жизни и смерти, мы понимаем, что Бог нашел настоящий, чистый сосуд для вместилища Своих Даров. Мы получить и удержать в себе такой дар просто не способны. Да, вырасти в меру преподобного Антония Великого или Серафима Саровского нам не дано. Но есть и другая мера святости, которую нам совершенно необходимо достичь – мера разбойника благоразумного. Способность увидеть свои грехи, всем сердцем осознать свое падение, искренне смириться и покаяться – это тоже дар Святого Духа. Первый дар, после которого могут быть и все остальные. Помогай вам в этом Господь!Условия для канонизации святых
Святость как особая связь с Богом
Святые – среди нас