Святые – безгрешные люди?
Праведный Иов, преподобный Серафим Саровский…Когда мы слышим эти «звания» известных и прославленных угодников Божиих, то понимаем, насколько не дотягиваем до них, насколько они были святы и приближены к Богу, в отличие от нас, грешных. Но ведь они были обычными людьми, такими же, как и мы? Святые несвятые – чем они угодили Богу и были ли они безгрешными? На самом деле термин «безгрешность» применителен лишь по отношению к Самому Иисусу Христу, а святые – это приобщенные ко Христу, которые сумели уподобиться Ему в той степени, что смогли послужить примером для других членов Церкви. «Канонизация святых – это не пропуск в рай, а пример для нас», – говорят святые отцы. По мнению дьякона Максима Плякина, есть несколько критериев, отличающих святых от обычных людей. Первый как раз заключается в его житии, читая которое, можно с уверенностью сказать, что его путь и его дорога гарантированно приведет нас ко спасению. Второе отличие сложно объяснить с разумной точки зрения, потому как оно глубоко мистично, как мистично и само христианство. Лучше всего это объясняют слова святителя Иоанна Шанхайского, который говорил так: «Святость есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслаждением блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодати Божией, что она от них течет и на тех, кто с ними общается». Именно таким светом Христовым сияли эти люди, изливая его на всех, кому посчастливилось их видеть и общаться с ними. Большинство людей уверено, что достичь святости не так-то просто, а то и вовсе невозможно, но ведь к этому призывает нас Сам Христос. В Новом Завете сказано: «Итак, будьте совершенны как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Что сделали святые люди? Они просто последовали словам Своего Учителя. Ведь идеал Христов – он не только для монахов, священников и архиереев. Он един для всех нас, какой бы жизненный путь мы не выбрали. Православная Церковь признает самые разные лики святости, среди которых не только преподобные и праведные, но и священномученики, исповедники, но начало и конец у всех един – вера в Господа Иисуса Христа и Царство Небесное. Причем этого конца они сподобились не потому, что достигли вершины святости и им больше некуда было стремиться. Все с точностью до наоборот. Процесс Богоуподобления не имеет конца. Это как сосуд с водой. В темноте не видно присутствующей в нем грязи и мути, но чем ближе подносишь его к свету, тем сильнее различимы нежелательные примеси. Чем ближе святые приближались к Богу, тем яснее видели себя как величайших грешников. Святость – это не синоним безгрешности и безошибочности. У каждого на пути к Богу были ошибки, падения, проступки. Читая жития некоторых из них, можно даже подумать, что к лику святых их причислили необдуманно, поспешно, потому как их поступки кажутся очень страшными и далекими от веры. К примеру, святой император Маврикий карал колдунов смертной казнью, а преподобный Иосиф Волоцкий считал, что нераскаянных еретиков надо казнить. Действительно, на первый взгляд кажется, что такая позиция противоречит евангельскому учению, но этих людей сегодня почитают как святых. При этом не стоит забывать, что это были люди со своими грехами и страстями, но сделанное ими для Бога вменилось им в заслугу настолько, что мы почитаем их, молимся им и просим о заступничестве перед Творцом. Знакомясь с житием того или иного святого, мы видим, насколько разными путями они приходили к Богу. Жизнь одних вовсе не является примером для других, а некоторые просто не успевали засвидетельствовать свою веру, как, например, Вифлеемские младенцы. В связи с чем возникает вопрос: «Что важнее: собственный выбор и путь человека, или же воля Божия, которая на нем проявилась?» На самом деле однозначно ответить на него нельзя. Да, Вифлеемские младенцы свою судьбу не выбирали, хотя их чтут во всех Церквях мира. Но здесь вновь стоит напомнить о мистическом аспекте святости – нерациональном и совершенно субъективном. Есть воля человеческая, а есть воля Божия. В любом случае без нее, без действия Божественной благодати стать святым не получится, как ни старайся. Бывает так, что Православная Церковь очень мало знает о жизни святого, но Господь открывает его – чудесами, знамениями, и люди понимают, что он свят. Если он служит связующей нитью между Церковью земной и Церковью небесной, то он априори святой, потому что через него и в нем мы видим Бога: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» (Пс. 67, 36). Мы одинаково чтим святых отцов, труды которых легли в основу наследия Церкви, и некрещеных язычников и гонителей христиан, которые в последний момент что-то поняли и пошли на мучения вместе с теми, над которыми они только что измывались.Пример для нас
«Будьте святы, как я свят»
Промысел или собственная воля?