Святой апостол Стефан, первомученик и архидиакон
Церковью не случайно создано много молитв апостолу Стефану первомученику. Этот святой символичен — его мученическая кончина стала той отправной точкой, с которой началось преследование христиан, распространение истиной веры в Римской Империи, а затем по миру. Стефана называют «учителем страданий за Спасителя» — он был первым, кто излил свою кровь за Христа и Евангелие, ступил на путь в Царство Небесное. Его служение Господу пришлось на период, когда люди обращались к вере Христовой, услышав проповеди двенадцать сподвижников Иисуса. Новые члены Церкви оставляли все имущество и жили в общинах, внимая речам, прославляя Господа. Не справляясь с большой паствой, ученики Христа выбрали семь помощников, возложенных диаконами. В их обязанности входили заботы о повседневных нуждах общины, попечение немощных. Сами апостолы целиком отдавались молитвам, наставничеству. Священномученик Стефан, происходивший из диаспоры евреев, стал старшим среди диаконов — архидиаконом. Кроме решения материальных вопросов, обладал властью говорить как Божий посланец. Своим богословием привлекал слушателей в Христову веру. К первомученику обращаются с молитвами о покаянии, избавлении от скорби, различных напастей. Если нет возможности лично помолиться у иконы, можно подать записку на молебен к святому через службу «Елицы Записки». О 30-летней жизни первомученика практически нет сведений. В историю православия вписана его смерть. Стефан убедительно проповедовал христианское учение, легко побеждал в спорах иудейских законоучителей. Около 33-36 года фарисеи, не выдержав доводов первомученика, оклеветали его как богохульника, стремящегося ниспровергнуть церковные устои. Архидиакона призвали на суд к первосвященнику Синедриода. Защищаясь, Стефан произнес пламенную речь. Она почти полностью приведена в книге евангелиста Луки «Деяния святых Апостолов», служит образцом искренней проповеди. Священномученик пересказал историю Израиля — от выхода из Месопотамии Авраама до строительства Иерусалимского храма Соломоном. Бесстрашно напомнил синедриону слова пророка Исайи о том, что Всевышний живет не в рукотворенных храмах, указал, что евреи противятся Богу, убивая посланных им пророков. В то время слово «рукотворенный» применялось к языческим идолам, поэтому по отношению к Храму было воспринято судом как святотатство. В конце речи Стефан, преисполненный Божией благодатью, испытал теофанию: воочию увидел раскрытое над ним небо и стоящего от Бога по правую руку Сына Человеческого. Судьи и слушатели посчитали известие об этом чудесном свидетельстве телесного вознесения на небо Христа предельным богохульством, заткнули уши, заглушили проповедь криками. Потом накинулись на святого, вывели из города, стали закидывать камнями. Первомученик не сопротивлялся, следуя примеру распятого Учителя. При каждом ударе камнем призывал Спасителя. Перед кончиной успел воскликнуть: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой!». Описанная сцена отличалась от принятой процедуры каменования. К тому же без санкции римской власти казнь не проводилась. Скорее всего, толпа не стала ждать смертного приговора, провела линчевание, а малочисленный римский гарнизон не смог помешать убиению архидиакона. Среди разъяренной толпы был отрок Савл, ставший впоследствии первоверховным апостолом Павлом. Свидетелями несправедливой казни были Божия Матерь и Иоанн Богослов, усердно молившиеся о Стефане. Тело священномученика оставили на съедение диким зверям. Но еврейский учитель Гамалиил с сыном тайно похоронили первомученика в пещере около Иерусалима. В 415 году Гамалиил явился во сне палестинскому священнику Лукиану и указал место захоронения. Останки Стефана упокоили в Иерусалиме. Около 428 года святые мощи перенесли в Константинополь. Церковь торжественно поминает архидиакона четыре раза в году: · обретение мощей — 28 сентября; · перенесение останков из Иерусалима — 15 августа; · день памяти — 9 января; · собор 70-ти апостолов — 17 января. Безусловная любовь Стефана к Создателю и простым людям сделала его одним из ближних друзей Божиих. Заступничества святого просят те, кто желает служить своей цели, достойно пройти выбранный путь до конца. Обратиться с молитвами можно лично или подать записку с нуждами через «Елицы Записки».Житие Святого
О чем просят первомученика