Святое воинство. Георгий Победоносец
6 мая. День памяти великомученика Георгия Победоносца
Можно ли прожить без войн?
«Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя»
Евангелие от Иоанна (15:13)
За что Святая Церковь почитает в лике святых великомученика Георгия Победоносца? Почему в святцах вообще столь много воинов, ведь на первый взгляд воинское служение связано с отнятием человеческой жизни? Могло ли человечество в принципе обойтись без насилия? Что о ратных людях думал сам Спаситель? Давайте вместе попробуем разобраться с этим в новом цикле писем, который начнём сегодня.
И первый предмет нашего внимания составит история военных конфликтов, которые длятся тысячелетиями и практически без перерывов (если рассматривать одновременно взаимоотношения всех народов земного шара). Политэкономическая теория все их обосновывает материальными причинами. Борьбой за ресурсы и накопленные богатства, которые одни народы предпочитали отбирать у других, а не накапливать собственным трудом.
Но христиане склонны видеть истоки противостояний в духовной плоскости. И вот она способна дать ответы даже на те вопросы, перед которыми политэкономия пасует. Например, «за что Каин убил Авеля?». Это был первый описанный в Библии акт агрессии одного человека против другого. Первый, закончившийся убийством. И причиной к нему были вовсе не богатства Авеля или занимаемые им тучные земли, а банальная зависть от внимания к Авелю Бога.
После грехопадения Адама и Евы человеческая природа расстроилась. Стала подвержена тлению, усталости, болезням и смерти. Стала «удобопреклонной ко злу», так как первые люди своим волевым решением отсекли себя от источника всех благ – Бога. И с этой минуты мы стали обречены на войны и насилие, как и на воровство, обман, похоть и другие проявления пороков. И утопично пытаться искоренить их из общества без исцеления природы каждого из нас.
Воинское служение
Итак, прожить без войны человечество не сможет. Сам Господь Иисус Христос предупреждал, что войны будут сопровождать все время земного существования людей: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец» (Мф. 24: 6). И причина этому коренится, помимо расстройства человеческой природы, в том, что мы сотворены свободными в своём выборе.
Кому-то из людей не хватает силы воли, чтобы постоянно трудиться и культивировать в себе добродетели. И такие люди скатываются в пороки, в том числе в насилие, агрессию. Кто-то вообще сознательно выбирает путь зла и служения дьяволу. И лишь благодаря третьим – тем, кто стоит на страже добра и культивирует его в себе и окружающих, мир до сих пор не рассыпался. К этому-то разряду и принадлежат христианские воины.
Что бы было с миром, не будь в нем таких праведных воинов как Георгий Победоносец, Димитрий Донской и Солунский, 40 мучеников Севастийских, Александр Невский, Федор Ушаков? Воины служат человечеству через ограничение зла в мире силой своего оружия. Да, они ежедневно тренируются применять оружие в бою. Тренируются лишать противников жизни. Но делают это для того, чтобы сохранить жизнь своим землякам, мирным жителям других государств, а также сдавшимся в плен неприятелям. Страхом возмездия они удерживают от зла тех, кто не может удержаться от страсти разрушения. Именно о возмездии тем, кто первым начал кровопролитие, говорит евангельское предупреждение Господа апостолу Петру: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26: 52). И это возмездие должно прийти от праведных воинов. В Евангелии Господь Иисус Христос никогда не призывал воинов покинуть армию. И никогда не отказывал честным солдатам в помощи. Например, исцеляя слугу римского сотника. Молитва Георгию Победоносцу о воинах защитниках отечества.
Великомученик Георгий Победоносец
Святой Георгий пострадал за веру в начале IV века в Ливане, который тогда входил в состав Римской империи. Георгий вырос в богатой и знатной христианской семье, но никогда не прельщался славой или золотом. Он выбрал для себя воинское служение, тяготы которого нёс столь умело, что довольно быстро стал полководцем, а затем и командиром отряда гвардии при императоре Диоклетиане.
Когда безумный правитель начал великое гонение на христиан, святой открыто исповедал Спасителя Богом. За это он был жестоко мучим и обезглавлен. Ещё при жизни святой великомученик одержал не только несколько военных побед над противниками своего Отечества – Римской империи, но и духовную победу над своим мучителем. Своей стойкостью в ходе многочисленных пыток святой Георгий обратил в христианство несколько тысяч человек, в число которых вошла и жена Диоклетиана Александра.
Если бы святой Георгий промолчал о своей вере, исповедуя Истинного Бога тайно, он мог бы сохранить богатство и расположение императора. Но почему же он этого не сделал? Умом и сердцем святой воин понимал, что земные блага временны, а жизнь с Богом в Царствии Небесном вечна. И выбирать земное перед небесным попросту глупо. Кроме того великомученик хотел быть достойным места у престола Божия. Поэтому не мог стыдливо молчать, когда за Христа умирали его братья по вере.
Сегодня, как и во времена святого Георгия, находятся тысячи праведных воинов, для которых слово «честь» и служение Всевышнему не пустой звук, а жизненное кредо. Каждый православный воин призван к подвигу борения со змием зла в мире! Помолимся же сегодня святому Георгию, чтобы он сохранил жизнь и здоровье всем безвинно страдающим людям и всем подлинно христианским воинам! А их руками Бог да низвергнет попытки ада покорить себе мир!