06.05.2022

Святое воинство. День Победы

9 мая – всецерковное поминовение усопших воинов:

подать записку

Война за Царствие Небесное

 

11


Предыдущим письмом о великомученике Георгии Победоносце мы открыли цикл бесед о воинстве. В нём мы нашли духовную причину всех военных конфликтов на планете, а также вспомнили, что сам Спаситель часто помогал воинам и ни разу не призвал кого-то из них бросить службу. Сегодня мы продолжим этот разговор, чтобы понять, каких святых воинов мы знаем, в чём смысл ратного служения, а также почему Церковь не только одобряет, но и благословляет его.

Рассуждая о причинах войн, мы вспомнили, что не все из них можно объяснить борьбой за «жизненное пространство» и его ресурсы. В частности, первый акт агрессии человека против человека произошёл ещё на заре заселения Земли между Каином и Авелем и закончился убийством последнего. Но то была не первая война… Гораздо раньше произошёл конфликт на Небесах между падшим ангелом Денницей и воеводой Всевышнего Михаилом.

В Священном Предании говорится, что высший из ангелов Денница в какой-то момент возгордился. Он подумал, что источником всех благ, получаемых им и через него всеми остальными ангелами, является не Творец всего сущего, а он сам. Тогда Денница с третью ангелов отпал от Бога и тут же потерял все свои силы. Так что защитник Господа архистратиг Михаил смог навечно низвергнуть его, теперь уже Сатану, во Ад и закрыть дорогу на Небо.

Сатана в Аду не раскаялся, а лишь укрепился во зле. И стремится увлечь в погибель как можно больше людей – других разумных творений Небесного Отца – чтобы на фоне их падения не вглядываться в бездну собственного. В то время как архистратиг Михаил стал примером для каждого из воинов – если твоё дело правое, если ты берёшь оружие в руки ради защиты тех, кого любишь, Бог удесятеряет твои силы. И ты можешь одолеть даже того, кто изначально был сильнее тебя.

Ложь «непротивления злу насилием»

 

23

 
На первый взгляд воинское служение связано с отнятием человеческой жизни и не может быть одобрено Богом. Но Церковь смотрит на этот вопрос под другим углом. Она не благословляет воинов на захватнические войны, на причинение вреда мирным жителям, пленным и другие жестокости, но всегда одобряла защиту человеческой жизни.

Христианская правда войны состоит в том, чтобы, раз уж в силу повреждённой человеческой природы войну нельзя остановить навсегда, нужно хотя бы минимизировать её последствия. Силой и воинским умением ограничить зло в мире, спасти как можно больше жизней и наказать врага за его бесчинства. Именно этим и занимаются христианские воины. Страхом возмездия они удерживают от зла тех, кто не может удержаться от него.

В своё время граф Лев Толстой смутил многие христианские души своей ложной философией «непротивления злу насилием», которое он выводил из искажённого понимания Евангелия. Например, из изречения Спасителя во время Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:38-39).

Но в этой проповеди Господь говорил о личном оскорблении, нанесённом человеку. О смирении, которое позволяет прервать на себе круговорот причинения зла в мире. В то же время, если мы видим несправедливость по отношению к ближнему, нужно поступить совершенно по-иному – с решительностью вступиться за него. Пример такого отношения нам показал сам Спаситель, который спокойно сносил те оскорбления, которые были обращены к нему, но непреклонно вступался за обижаемых – ту же блудницу, которую собирались побить камнями.


Сонм святых воинов


32


Православная Церковь почитает в лике святых множество воинов. Кого-то в лике праведных, кого-то в лике мучеников, кого-то в лике преподобных. Именно в числе преподобных мы чтим память иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби, погибших в бою на Куликовом поле. Монахи не должны держать в руках оружия. И всё же преподобный Сергий Радонежский благословил Ослябю и Пересвета на битву. Почему?

Он не был, как может показаться, «милитаристом». В житии святого есть много моментов, где он примирял русских князей в их междоусобных войнах. Вся жизнь преподобного Сергия была направлена внутрь себя, на борьбу с грехом. А затем в мирное русло передачи ученикам накопленного духовного опыта. Но всё же «игумен Земли Русской» благословил двух бывших воинов из своей обители на участие в сражении.

Благословил потому, что поражение в Куликовской битве сулило новый масштабный разгром русских княжеств, смерть или рабство для тысяч мирных жителей – женщин, детей и стариков, гибель в огне храмов и святынь. Но не только жесточайшая угроза вынудила преподобного отправить двух схимников на битву. Этим поступком святой Сергий Радонежский воодушевлял русское войско, напоминал ратникам Дмитрия Донского, какими идеалами они должны жить.

В сонме святых воинов мы особо почитаем праведного адмирала Феодора Ушакова, великомученика Георгия Победоносца, благоверного князя Александра Невского, преподобного Илию Муромца, равноапостольного великого князя Владимира. Попросим же у них сегодня благословения и защиты для всех ныне живущих христианских воинов, а для отдавших свою жизнь за Отечество и сограждан – вечной радости во Царствии Небесном!

подать записку

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram