Святитель Михаил, митрополит Киевский
Согласно преданию Русской Православной церкви, святитель Михаил почитается как первый митрополит Киевский. Считается, что он был послан из Константинополя в Корсунь (нынешний Херсонес Таврический) к князю Владимиру, решившему просветить Русь святым Крещением. В 989 г., прибыв вместе с князем в Киев, святитель Михаил начал своё христианское служение. По свидетельству летописца, при нём «вера православная расцвела и засияла, как солнце». Точных биографических данных о святителе Михаиле Киевском мало, поэтому его жизнеописание можно составить только предположительно. Предполагается, что он был сербом, болгарином или сирийцем. В X в. центром православной христианской веры был Константинополь. Патриарх Константинополя Николай Хрисоверг, по просьбе князя Владимира, послал Михаила в сопровождении множества священнослужителей для распространения христианства. После смерти святителя Михаила в 992 г. его сменил другой посланец Константинополя – грек Леон. Однако многие светские историки, в отличие от церковных, первым митрополитом Киевским называют именно его. В любом случае святитель Михаил стоял у самых истоков Христовой веры в России. В синодиках (поминальниках) Киевского и Новгородского Софийских соборов он именуется «первоначальником» Русской церкви. Митрополиты Киевские до XIII в. считались и именовались Всероссийскими. Митрополит Михаил в истории остался в тени славы равноапостольного князя Владимира. Святитель был неутомим в своих трудах, мудр, смиренен и кроток. Кое-где его проповедь встречала непонимание, а то и сопротивление. Но святитель повторял её вновь и вновь, подкрепляя личным примером праведной жизни. И семена любви и правды, посеянные святителем, проросли и дали весомые плоды. В Киеве святитель Михаил крестил сыновей князя Владимира, бояр и простолюдинов, основал Десятинный Успенский храм и Златоверхо-Михайловский монастырь. После крещения и воздвижения христианских храмов в Киеве, святитель продолжил свою пастырскую проповедь в Новгороде и Ростове Великом. В Ростове им была основана Успенская церковь. Епископом в городе был поставлен святитель Феодор Грек – один из прибывших вместе с Михаилом из Константинополя. Множество православных церквей было открыто при нём и в других городах на Руси. Митрополит Михаил был похоронен в основанной им киевской Десятинной церкви. Спустя век его мощи были обретены, причём нетленными, и перенесены в Антониев пещерный комплекс близ Чернигова. Предполагается, что именно тогда митрополит Михаил был причислен к лику преподобных. В 1730 г. открытые мощи в раке перенесли в главный храм Киево-Печерской лавры – Успенский. День перенесения мощей – 30 сентября, отмечается церковью. Сами мощи, к сожалению, безвозвратно утрачены. С 1926 г. в Киево-Печерской лавре хранились экспонаты 15 украинских музеев. 3 ноября 1941 г. в оккупированном немцами Киеве Успенский собор взлетел на воздух. Споры о том, кто взорвал храм, продолжаются и по сей день, хотя есть неоспоримые факты. Перед взрывом жители окрестных домов были кратковременно выселены. Взрыв был заснят немецким кинооператором с безопасного расстояния. Собор явно взорвали оккупанты, хотя к минированию, возможно, были причастны покидавшие Киев советские войска. Вероятная причина взрыва – сокрытие разграбления немцами богатых музейных коллекций. Лик святителя Михаила изображён на иконе XVIII в. собора Киево-Печерских святых. Во второй половине XVIII в. Святой Синод постановил печатать службы Печерским чудотворцам, включая святителя Михаила. Тогда же жизнеописание преподобного появилось в Четьих Минеях.Житие святителя
Почитание