Святитель Лука Крымский. Слуга для всех, ставший первым перед Богом
Вы можете подать записки в Свято-Троицкий монастырь Симферополя к мощам святителя Луки на литургию 11 июня – день памяти святителя.
Жизнь как служение
С детства будущему святителю Луке из рода обедневших польских шляхтичей Войно-Ясенецких хорошо давалось рисование, и ему прочили карьеру художника. Но уже тогда он сделал свой выбор в пользу служения ближним и стал медиком. Причём, даже в медицине он выбрал для себя одно из наиболее трудных поприщ – хирургию. Жизненная философия будущего святителя заключалась в том, чтобы реализовывать свою любовь к Богу через служение людям и быть там, где труднее. Может быть, даже стать гонимым за веру.
Сам владыка Лука так говорил об этом: «Вы спросите с недоумением, в ваше сердце, может быть, закрадется сомнение, легко ли иго Христово? А я скажу вам: «Да, да! Легко, и чрезвычайно легко». А почему легко? Почему легко идти за Ним по тернистому пути? Потому что будешь идти не один, выбиваясь из сил, а будет тебе сопутствовать Сам Христос; потому что Его безмерная благодать укрепляет силы, когда изнываешь под игом Его, под бременем Его; потому что Он Сам будет поддерживать тебя, помогать нести это бремя, этот крест».
Позже будущий святитель работал в самых глухих уголках Отечества, принимая у себя даже совсем неимущих пациентов. В годы гонения на Церковь к своему служению людям праведник добавил прямое служение Господу. Тогда священническое и, тем паче, епископское служение фактически означало для принимающего его на себя смертный приговор. Однако успешный хирург постригся в монашество и принял на себя епископский сан.
Священное Писание говорит нам, что «совершенная любовь изгоняет страх» и святитель Лука доказал это своим примером. Святитель Лука состоялся и как учёный, и как писатель. Его «Очерки гнойной хирургии» и ряд других работ на десятки лет стали настольными книгами всех русских врачей, а богословские труды святого и сборники его проповедей до сих пор поражают каждого читающего глубокой мудростью и точностью формулировок. Даже советские вожди вынуждены были отметить открытия святителя Сталинской премией.
Жизнь как верность
Когда другого великого святого, преподобного Серафима Саровского спросили однажды, что отличает грешника от святого, он ответил: «ничего, кроме решимости». Решимости изо дня в день, каждый час и каждый миг своей жизни следовать за Христом. Соблюдать заповеди Божии не из-под палки, боясь наказания, и не в меркантильном ожидании награды, а по сыновней любви, боясь обидеть неблагодарностью своего Небесного Отца. Именно такой решимостью, верностью Богу обладал святитель Лука.
Пронеся через всю жизнь крест верности Христу, он с полным правом говорил: «Не думайте, что времена апостольские были более благоприятны для спасения, чем наше время. Не думайте, что это было время более легкое и удобное для спасения, чем теперешнее. Напротив, оно было более тяжелым и более трудным, чем нынешнее время, ибо тогда было множество лжехристов, всяких еретиков, которые уводили людей с пути спасения и многих, многих погубили».
Святитель указывал своим духовным чадам на то, что времена, в которые он и они живут на свете – это времена страданий. А путь ко Христу в это богоборческое время – это путь терпеливого перенесения скорбей и твёрдого громогласного свидетельствования об имени Христовом. Архиепископ Лука призывал всех христиан к каждодневному труду в этом направлении, утверждая: «во все времена и на всяком месте люди, подлинно ищущие спасения, могут его найти».
В тюрьмах и лагерях владыку Луку по-настоящему пытали. Однажды, в попытках заставить его оговорить других представителей духовенства, ему несколько дней не давали спать. Постоянные ссылки и тюрьмы подорвали здоровье святителя. Так, что к старости этот человек, своим скальпелем тысячам людей вернувший зрение, совершенно ослеп. Но верность Богу была вознаграждена духовным зрением – удивительной чистотой богословия святителя, силой проповедей и даром духовного руководства.
Жизнь как обожение
Святитель Божий постоянно стремился подражать Господу в Его образе действий, размышлять над Его словами и находиться с Ним в молитвенном общении. Именно молитву, живой диалог с Богом архиепископ Лука видел одним из краеугольных камней духовного развития человека. «Молитва, которая не творит видимых, изумляющих ум наш чудес, творит чудеса в тайне человеческих сердец. Только непрестанная, как падение капель, молитва смягчает оледеневшие без молитвы сердца», – говорил он.
Вторым средством к спасению, помимо вниманию Слову Божию и общению со Всевышним в молитве, святитель Лука видел милосердие к людям. Своим примером он показывал нам, что милосердие – это не когда мы отдаём человеку то, чего нам не жалко, а, порой, когда мы жертвуем ему самое дорогое для нас и трудимся в самых невозможных условиях. Так, однажды, плывя со ссыльными на плоту по Енисею, владыка сделал мальчику срочную трахеотомию перочинным ножом.
Святой исповедник говорил христианам об этом образе действий: «Идти нужно туда, где страдают, где нужна помощь. Отвратите сердца ваши от тех мест, где веселие, где радость, где ликование, где танцуют и пляшут; оттуда отвратите и направьте туда, где горе и страдание. И когда увидите кого-нибудь из страдающих, а сердце не склонится к милосердию, заставьте, заставьте себя сделать дело милосердия. Любовь, святая любовь есть главная цель жизни, и к любви нам надо себя понуждать».
Святитель Лука уже не живёт в этом мире, но это сделало его наставления не менее, а более известными для нас. Его пример служения любви – ещё более ярким. Его молитву перед Божиим престолом о каждом из нас – ещё более проникновенной. Его чудотворную помощь – доступной каждому молящемуся. Попросим же сегодня святителя Луку о том, чтобы нам иметь хотя бы половину его веры и верности Богу, его жертвенного горения и его святости и стать причастниками Царствия Небесного! Да благословит святитель Лука нас и всех наших сродников!
Записки на богослужения у мощей святителя луки Крымского в Свято-Троицкий монастырь Симферополя: Онлайн молитва Луке Крымскому.