Святитель Иоанн Златоуст. Пять наставлений, полезных каждому
Сегодня Вы можете подать записку о себе и своих близких ко дню памяти святителя! И пусть его мудрые наставления послужат Вам руководством ко спасению!
О Божественной литургии
Святитель Иоанн Златоуст всегда подчёркивал важность Святого Причащения для земной и будущей жизни каждого христианина: «Эта Трапеза есть сила для души нашей, крепость для сердца, основание упования, надежда, спасение, свет и жизнь. Отошедши туда с этою Жертвою, мы с великим дерзновением вступим в священные обители, как бы огражденные со всех сторон золотым оружием. Но что я говорю о будущем? Это Таинство и здесь делает для тебя землю небом».
Архиепископ Константинополя утверждал, что именно через литургию, через Таинство Евхаристии все мы соединяемся в едином корабле Церкви и составляем мистическое Тело Христово: «Чем делаются причащающиеся? Телом Христовым, не многими телами, а одним телом. Как хлеб, составляясь из многих зерен, делается единым, так что хотя в нем есть зерна, но их не видно и различие их неприметно по причине их соединения, так и мы соединяемся друг с другом и со Христом. Мы питаемся не один одним, другой – другим, но все одним и тем же Телом».
Святитель считал, что мы должны буквально жаждать присутствия за богослужением, как младенец жаждет материнского молока: «...не будем нерадеть, удостоившись такой любви и чести. Не видите ли вы детей, с какой охотой они стремятся к материнской груди, с каким рвением их губы хватают грудь? С таким же рвением да приходим и мы к этой Трапезе, к этой духовной груди, пожалуй, даже с большей охотой. Ухватимся, как дети за материнскую рубашку, за благодать Духа. Пусть будет у нас одна скорбь – не причащаться этой Пищи».
О молитве
«Великое благо молитва. Если кто, разговаривая с добродетельным человеком, получает от того немалую пользу, то каких благ не получит удостоившийся беседовать с Богом? Молитва есть беседа с Богом», - говорит святой о её значении, прибавляя: «Где молитва и благодарение, туда приходит благодать Святаго Духа, оттуда прогоняются демоны, и все вражеские силы отступают и обращаются в бегство».
Отвечая на вопрос о том, почему Бог может не даровать просимого в молитве, святитель писал: «Я, скажешь, много раз просил и не получил. Несомненно, это потому, что ты плохо просил – или с неверием, или с гордостью, или же неполезного тебе; если же просил часто и полезного, то не с настойчивостью... Сначала нужно пожелать, а пожелав, просить истинно с верой и терпением полезного каждому, причем чтобы тебя ни в чем не осуждала совесть как просящего нерадиво или легкомысленно,– и тогда ты получишь, если того хочет Бог. Ведь Он лучше тебя знает, что полезно тебе».
Для духовного возрастания христианина святитель увещевает каждого из нас всегда соединять молитву Богу с постом и милостыней, уподобляя их разным крыльям птицы: «Милостыня – крыло молитвы; если не сделаешь молитве крыла, то она не летит, а когда душа окрылена, то она быстро несется на Небо»; «Как птица не может летать без помощи крыльев, так и пост не может течь без двух своих крыльев – молитвы и милостыни».
О посте
Многие невоцерковлённые христиане считают пост каким-то видом церковной диеты, забывая о его истинном духовном смысле, который нам открывает святитель: «Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов; кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Самое воздержание от пищи Он (Бог) заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей».
«Прекрасен труд поста, потому что он облегчает душу нашу от тяжести грехов и легким делает бремя заповедей Христовых. Постящиеся знают, как пост укрощает пожелания, а те, кому случалось испытать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание, предупреждает увлечение вином и головные боли; при нем и вид хороший, и взор веселый», – добавляет святой.
«Пост – собеседник девственниц, пост – умножение домов, пост – защитник кающихся, пост – супруг молитвы, пост – основание богатства, пост – утешение бедных, пост – помощник изнуренных, пост отгоняет сон и побуждает к песнопению, пост – вода, напояющая нас и уготовляющая нам источник бессмертия. О, пост! Ты хлебом располагаешь души наши к благочестию и солью уничтожаешь зловоние грехов наших», - поэтически восхваляет его святитель.
О милостыне
О духовном значении благотворения Учитель Церкви говорил так: «Сам Бог повелел давать милостыню не для того, чтобы только насыщались бедные, но чтобы и подающие получали благодеяние, и – даже больше для последних, чем для первых. Милостыня имеет такую же силу, как и Святое крещение: подобно тому как святая купель очищает грехи людей, так и милостыня очищает прегрешения милосердных душ».
При этом святитель Иоанн предостерегает нас от «милостыни» из неправедно нажитых богатств: «Что за польза – обнажить одного и одеть другого? Милостыня должна происходить от сострадания, а это – бесчеловечие. И хотя бы мы отдали даже все, что похитили у других, для нас не будет никакой пользы. Это показывает Закхей, который тогда умилостивил Бога, когда обещал возвратить похищенное четверицею. А мы, похищая весьма много, а отдавая мало, думаем умилостивить Бога, не зная, что тем самым еще более прогневляем Его».
В своих наставлениях святой говорит о том, что милостыня должна подаваться нуждающимся с правильным настроем, когда мы душою разделяем их тяготы: «Милостыня состоит не в том, чтобы только давать деньги, но чтобы давать с чувством милосердия. И на зрелищах дают деньги... но это не милостыня. И блудники дают деньги блудницам, но это дело не человеколюбия, а пьяного бесчинства. Им-то подобен и тот, кто подает милостыню из тщеславия».
О спасении души
«Если ты хочешь достигнуть высших селений, то убегай удовольствий, попирай гордость житейскую, презирай богатство, славу и власть; избери бедность, сокрушение духа, покаяние, источники слез и стремись ко всему, чем можно приобрести спасение. Избравший это и сам находится вне опасности, и молитвы его делаются возвышеннейшими. Если ты таким образом устроишь себя и с таким сердцем будешь взывать к Богу, то Он непременно услышит тебя», – наставлял святитель желающих войти в Царствие Небесное.
При этом Иоанн Златоуст призывал верующих всегда помнить о смерти, чтобы удерживаться от греха: «Если мы постоянно и каждый день будем взирать на неизвестность кончины, то не скоро впадем в грехи. Не говори: будет еще время, когда должно обратиться; такие слова весьма прогневляют Бога. Почему? Потому что Он обещал тебе бесконечные веки, а ты не хочешь потрудиться и в продолжение настоящей жизни, краткой и скоропреходящей, и оказываешься так нерадив и малодушен, что ищешь даже этой кратчайшей жизни».
Главным основанием спасения души святитель считает воспитание в себе любви к Богу и ближним: «Любить Бога – значит любить ближнего, а любовь к ближнему имеет своим плодом – хранение заповедей. Любовь есть глава всех добродетелей, соль добродетелей, любовь – исполнение закона, любовь – верное спасение». Проявим же эту любовь в молитве к Богу за себя и своих ближних, и пусть Господь по молитве святителя благословит Вас!
Молитвами новомучеников и исповедников русских Бог да помилует нас, защитит наших близких от испытаний века сего и поможет все преодолеть.