Святитель Феофан Затворник
Святитель Феофан Затворник один из величайших богословов и подвижников XIX века. Дар писателя и исследователя посвятил он служению церкви, несению истинно христианского учения. Написанные простым и доступным языком, его труды служат руководством для тех, кто ищет свой путь к Богу, нуждается в духовном наставничестве и советах. За своих родных и близких вы можете подать записку на молебен ко всем святым с помощью службы «Елицы Записки». Георгий Говоров (так в миру звали будущего святителя - затворника) родился в семье священника и это не могло не сказаться на его жизни. Вместе с родителями он посещал храм, помогал во время службы, пел на клиросе. И уже в том юном возрасте полюбил молитву. Когда Григорию исполнилось 8 лет он поступил в Ливенское духовное училище, а по его окончании молодого человека зачислили в Орловскую духовную семинарию. Пытливому талантливому юноше учеба давалась легко, а наставники отмечали его кроткий и скромный нрав, стремление к уединению. Как один из лучших учеников выпуска, он был рекомендован к поступлению в Киевскую духовную академию. Неоднократно посещая древнюю Киево-Печерскую лавру, где все пронизано святостью и умиротворением, Григорий стал задумываться об удалении от суетного мира. И за год до окончания принимает монашеский постриг с именем Феофан. Вскоре он был рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонахи. Однако до подвига затворничества его ждала насыщенная пастырская и просветительская работа. За 25 лет своего активного служения святитель успел потрудиться на многих поприщах в различных уголках православной России и мира. Это и педагогическая деятельность, и участие в Русской Духовной Миссии на Святой Земле. Побывал святитель и настоятелем Константинопольской посольской церкви, и епископом Тамбовской и Шацкой епархии, недолгое время занимал старейшую Владимировскую кафедру. И везде он запомнился, как ревностный служитель заботящийся о людях, которые оказались под его покровительством. Особое значение Феофан придавал духовному образованию. Считал, что учитель должен не просто дать ребенку знания, но и в первую очередь воспитать сердце, душу. «Главное у нас дело есть Богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни», - писал позже Феофан. В бытность своего епископства он заботился об открытии школ, женских училищ, издании газет… И, конечно же, много проповедовал, вдохновленно, затрагивая даже самые черствые души. Эти проповеди вошли в двухтомный сборник слов к тамбовской пастве (всего 109 слов). Однако такая жизнь несколько тяготила святителя Феофана. Душа, как и прежде, стремилась к покою, уединенной молитве и созерцанию. Но он со смирением принимал новые должности и назначения, зная, на все воля Божия. И можно сказать, что его мирские труды - это подготовка к основному духовному подвигу - уже в тиши монастырских стен. Только в пятидесятилетнем возрасте Феофан, подал прошение об увольнении и удалении в Вышенскую пустынь, которую полюбил еще будучи епископом Тамбовской Епархии. И 17 июля 1866 года его назначают настоятелем выбранной им обители. Поначалу свт. Феофан принимает живейшее участие: посещает все службы, по праздникам служит и сам, общается с многочисленными паломниками. А после пасхальных дней 1872 года окончательно удаляется от мира и селится отдельно от всех в монастырском флигеле. Отныне общается только с настоятелем обители, своим духовным отцом игуменом Тихоном и келейником. Прямо в гостиной затворник устраивает маленькую церковь, где регулярно совершает литургию. Ведь от посещения общего храма он тоже отказался. Даже на прогулку выходит на балкон, да так чтобы его никто не видел. Находясь в затворе, святитель Феофан не прерывает духовную связь с миром. Со всех уголков России ему приходят тысячи писем и на каждое он отвечал вдумчиво и основательно, вне зависимости от того, кто и по какому поводу к нему обращался. В день бывало писал он до 40 ответов. Одних утешал, давал душеспасительные советы, другим помогал разобраться в сложных богословских вопросах, предостерегал от опасных увлечений. Свою пенсию затворник пересылал нищим и страждущим, а себе оставляя незначительную часть на самые скромные запросы. Пристально следил Феофан и за жизнью современного ему российского общества. В своих письмах он с горечью отмечал рост революционных настроений. «У нас материалистические воззрения все более и более приобретают вес и обобщаются. Силы еще не взяли, а берут. Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства - выражается свободно. Выходит, что и мы на пути к революции», - писал затворник из своей кельи в 80-х годы XIX века, предвидя страшные события и духовный кризис следующего столетия. Период затвора стал настоящим расцветом учено-литературной деятельности Феофана. Простое перечисление его трудов заняло бы не одну страницу. Главная тема его работ - путь к спасению, к Богу. Автор не просто размышляет о молитве, покаянии, смирении, но и дает практические советы, как достичь этих подлинно христианских идеалов. В книге «Четыре слова о молитве» проповедник различает несколько видов молитв: читательную из молитвослова и свою «умную», идущую прямо из души. Святитель учит, что это лишь ступени к истинному общению с Господом, которое должно стать таким же непрестанным, как биение сердца или дыхание. Как научиться каждой из этих молитв подробно рассказывает Феофан. Причем делает это таким простым и понятным языком, что сама книга может служить прямым руководством к действию. Практическая направленность ощущается во всех трудах святителя. Среди его произведений нет сугубо догматических трактатов. Все направлено на пользу верующим. Неслучайно отдельные цитаты воспринимаются, как мудрые афоризмы, короткие правила на каждый день. Например: v Не говорите: «Не могу». Это слово - не христианское. Христианское слово: «Вся могу». Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе v Хозяйственные дела могут извинять только недолгое стояние на молитве, а оскудение внутренней молитвы извинять не могут. v Здоровье - что лошадка: загонишь - ехать не на чем. v Кто говорит: «Я, и молясь дома, могу привлекать к себе Небесный Дух», тот походит на человека, который надеется утолить жажду одним воображением воды. «Писать - это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников», - утверждал затворник и этой службе он посвятил земную жизнь.Духовное возрастание
На благо общества и Церкви
Затворник на Выше
Литературные труды
В лике святых
Канонизация святителя Феофан Затворника состоялась в 1988 году. Дни памяти этого святого приходятся на 23 и 19 января, а также 29 июня. Его считают своим покровителем семинаристы, студенты духовных учебных заведений. Обращаясь с молитвой к Феофану Затворнику просят об успехах в учебе, выборе верного пути. Молятся за вразумление своих мало верующих, сомневающихся родственников, да и просто за тех, кто потерялся в бурном океане жизни.