17.09.2022

Священник – посредник между человеком и Богом

Священника нередко рассматривают в качестве посредника между человеком и Богом, но его миссия гораздо шире и глубже. Он ведет свою паству ко спасению, отвечая за каждого члена своей общины. Так кто же такие священники, и в чем заключается священство

Священство Ветхого и Нового Завета

Во все времена и во всех религиях существовали люди, которых в советских учебниках именовали «служителями культа». Непосвященным они казались этакими шаманами, жрецами, которые обращаются к духовным силам с молитвой и приносят им жертву от имени народа. Если говорить о православном священстве, то оно берет свое начало у священства ветхозаветного Израиля, когда его народ под предводительством пророка Моисея шел в землю Обетованную. Получив от Господа Десять заповедей и другие законы, Моисей приступил к их выполнению. 

Так, сначала появилась скиния – походный храм, потом был построен Иерусалимский храм. Службы там совершали священники, которые получали священство по наследству. После прихода в мир Спасителя появляется священство Нового Завета. При этом связь со священством Ветхого Завета не теряется. Новозаветные священники служат Тому же Богу, вот только жертва в привычном ее понимании больше не приносится. На Литургии по молитвам верующих во главе со священником жертву приносит Сам Христос, приносит Самого Себя, а верующие соединяются с Ним, причащаясь Его Тела и Крови.

Первые священники – ученики Иисуса Христа

Читая «Деяния святых апостолов», можно получить представление о том, как росла и развивалась Церковь в первые годы своего существования, как складывалась ее иерархическая структура, которая дошла до наших дней. Первыми священниками, которых Христос благословил на священство, были 12 ближайших учеников – апостолы. Не зря это слово переводится с греческого как «посланник, выполняющий особую миссию». Она заключалась не только в священнодействии, но и в учительстве и управлении Церковью.

Сначала апостолы занимались всеми насущными делами и проблемами сами, но с ростом числа верующих возникла необходимость в расширении священства. Так появились первые диаконы христианской Церкви, а после и епископы. Они обладали той же властью, что и апостолы, но с одним условием – проповедовать исключительно на территории своей епархии, и это условие сохраняется и по сей день. В дальнейшем у епископов тоже появились помощники – священники. Они служили по благословению епископов, как это происходит и сегодня, выполняя роль пастыря своей паствы. «Пастырями» их называют не потому, что они пасут «стадо безмолвных овец», а потому, что они отвечают за каждого человека, с которым встречаются в жизни. Именно к духовенству обращены слова Христа: «Кому много дано, с того много спросится».

Богом установленная иерархия

Таким образом мы видим, что существующая в Церкви иерархия установлена Самим Богом. Если проследить начало рукоположений в глубину прошлого, то по этой цепочке можно дойти до одного из 12 «предков» – апостолов. Апостольство – это одно из 4 существенных свойств Церкви. По существу, сегодняшняя Церковь ничем не отличается от той, которая была при первых учениках Иисуса Христа. Священниками не рождаются, ими становятся, а приобретается благодать священства в церковном Таинстве

Апостольское преемство – это главное условие того, что Церковь благодатна, что в ней действительно совершаются Таинства, а значит свое главное предназначение – приведение людей ко спасению она выполняет целиком и полностью. При этом нужно напомнить, что она хранит не только преемство. Самое главное состоит в том, что она хранит вероучение Иисуса Христа, без которого апостольское преемство не может существовать. 

Таинство священства

Для далеких от веры людей священник – это лишь формальный механический посредник между Богом и людьми, что-то вроде шамана или медиума, по молитвам которого люди получают желанные успех и благополучие. Так обычно рассуждают те, кто выстраивает с Богом торгово-рыночные отношения по принципу «Ты – мне, я – Тебе». Я Тебе – свечку, а Ты мне – просимое. Исповедь, которая совершается при участии священника, также воспринимается ими формально. Типа, погрешу, покаюсь, и так до следующего раза. Батюшка грехи мне отпустит, Бог простит, ну а нагрешу снова, снова пойду каяться, и так по кругу.

Некоторые и вовсе «вычеркивают» священника из своих отношений с Богом, считая посредника лишним. Они считают, что могут самостоятельно покаяться в своих грехах перед Богом в храме или дома, а рассказывать свои прегрешения перед совершенно чужим и посторонним человеком – это уже слишком! Но если каждый православный верующий, оправданный перед Богом, сын Божий, наследник его обетований, царь и священник должен сказать о себе вместе с апостолом: «благодатию Божиею есмь, еже есмь», то тем более он должен видеть в каждом священнике продолжателя дела Христова и раздаятеля от лица Церкви даров Духа Святого. Если мы не будем видеть в священнике носителя особой благодатной силы, обладателя особого дара священства, то мы не сможем поверить и в его иерархическое достоинство, в то, что «руками» Бога совершаются в Церкви святые таинства.

Действует сам Бог

Сегодня интернет пестрит рассказами людей о том, как им пришлось столкнуться с нерадивыми батюшками, как в храмах у них вымогали деньги, да и вообще поток обвинений сегодня на священство велик как никогда. Казалось бы, если священник получил свой дар прямо от Бога, как он может грешить, совершать какие-то неблаговидные поступки, нарушать заповеди? Почему-то к себе мы таких требований не предъявляем, а чем священник от нас отличается? Он же тоже человек! Не святой, а простой смертный, также подверженный грехам и страстям.

Посредством «рук» священников Таинства в строгом значении этого слова совершает Сам Бог, поэтому они действительны независимо от того, через достойного или недостойного батюшку они совершаются. Святые отцы во все времена призывали не судить священников. Во-первых, осуждение – это само по себе грех. Господь призывал не судить, и этот призыв распространяется на всех. Во-вторых, как сказал старец Михаил (Питкевич): «Священника не суди – бойся этого больше всего. Ты не можешь понять даже, в каком таинстве он участник. Одной его слезы покаяния, упавшей на Престол, довольно, чтобы смыть все его грехи».

Каждый за свои грехи ответит сам. «Кому много дано, с того и много спросится», – говорит Господь. Мы обязаны нашим пастырям несравненно большим, чем нашим биологическим отцам. Благодаря последним мы пришли в этот мир, но только священники могут привести нас в Царство Божие. «Если ты веришь в батюшку — поводов для разочарования найдется немало, но если ты веришь в Господа, — в Нем ты никогда не разочаруешься! Трагедии происходят, когда люди не умеют различать эти понятия».

Ведь зачастую человек идет на исповедь не столько для покаяния, сколько для получения совета, и духовник никогда своим духовным чадам не отказывает в этом, хотя он и не обязан это делать. Но у человека беда, он просит помощи, поддержки и, как правило, получает ее. Сам термин «духовный отец» связан с тем, что он помогает человеку духовно расти, бороться с грехами и страстями, стяжая добродетели. С одной стороны, наличие духовника не является обязательным условием пребывания человека в Церкви, а с другой без него просто невозможно перенять живой опыт духовной жизни. А ведь не ведя духовную жизнь стать по-настоящему верующим человеком нельзя. Без нее он будет лишь номинально верующим, исполняющим обряды, и только.

Так что не спешите судить батюшку, если вам кажется, что он не соответствует занимаемой «должности». Он удостоен этого сана по благодати Божией.


Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.