Священник – посредник между человеком и Богом
Священника нередко рассматривают в качестве посредника между человеком и Богом, но его миссия гораздо шире и глубже. Он ведет свою паству ко спасению, отвечая за каждого члена своей общины. Так кто же такие священники, и в чем заключается священство? Во все времена и во всех религиях существовали люди, которых в советских учебниках именовали «служителями культа». Непосвященным они казались этакими шаманами, жрецами, которые обращаются к духовным силам с молитвой и приносят им жертву от имени народа. Если говорить о православном священстве, то оно берет свое начало у священства ветхозаветного Израиля, когда его народ под предводительством пророка Моисея шел в землю Обетованную. Получив от Господа Десять заповедей и другие законы, Моисей приступил к их выполнению. Так, сначала появилась скиния – походный храм, потом был построен Иерусалимский храм. Службы там совершали священники, которые получали священство по наследству. После прихода в мир Спасителя появляется священство Нового Завета. При этом связь со священством Ветхого Завета не теряется. Новозаветные священники служат Тому же Богу, вот только жертва в привычном ее понимании больше не приносится. На Литургии по молитвам верующих во главе со священником жертву приносит Сам Христос, приносит Самого Себя, а верующие соединяются с Ним, причащаясь Его Тела и Крови. Читая «Деяния святых апостолов», можно получить представление о том, как росла и развивалась Церковь в первые годы своего существования, как складывалась ее иерархическая структура, которая дошла до наших дней. Первыми священниками, которых Христос благословил на священство, были 12 ближайших учеников – апостолы. Не зря это слово переводится с греческого как «посланник, выполняющий особую миссию». Она заключалась не только в священнодействии, но и в учительстве и управлении Церковью. Сначала апостолы занимались всеми насущными делами и проблемами сами, но с ростом числа верующих возникла необходимость в расширении священства. Так появились первые диаконы христианской Церкви, а после и епископы. Они обладали той же властью, что и апостолы, но с одним условием – проповедовать исключительно на территории своей епархии, и это условие сохраняется и по сей день. В дальнейшем у епископов тоже появились помощники – священники. Они служили по благословению епископов, как это происходит и сегодня, выполняя роль пастыря своей паствы. «Пастырями» их называют не потому, что они пасут «стадо безмолвных овец», а потому, что они отвечают за каждого человека, с которым встречаются в жизни. Именно к духовенству обращены слова Христа: «Кому много дано, с того много спросится». Таким образом мы видим, что существующая в Церкви иерархия установлена Самим Богом. Если проследить начало рукоположений в глубину прошлого, то по этой цепочке можно дойти до одного из 12 «предков» – апостолов. Апостольство – это одно из 4 существенных свойств Церкви. По существу, сегодняшняя Церковь ничем не отличается от той, которая была при первых учениках Иисуса Христа. Священниками не рождаются, ими становятся, а приобретается благодать священства в церковном Таинстве. Апостольское преемство – это главное условие того, что Церковь благодатна, что в ней действительно совершаются Таинства, а значит свое главное предназначение – приведение людей ко спасению она выполняет целиком и полностью. При этом нужно напомнить, что она хранит не только преемство. Самое главное состоит в том, что она хранит вероучение Иисуса Христа, без которого апостольское преемство не может существовать. Для далеких от веры людей священник – это лишь формальный механический посредник между Богом и людьми, что-то вроде шамана или медиума, по молитвам которого люди получают желанные успех и благополучие. Так обычно рассуждают те, кто выстраивает с Богом торгово-рыночные отношения по принципу «Ты – мне, я – Тебе». Я Тебе – свечку, а Ты мне – просимое. Исповедь, которая совершается при участии священника, также воспринимается ими формально. Типа, погрешу, покаюсь, и так до следующего раза. Батюшка грехи мне отпустит, Бог простит, ну а нагрешу снова, снова пойду каяться, и так по кругу. Некоторые и вовсе «вычеркивают» священника из своих отношений с Богом, считая посредника лишним. Они считают, что могут самостоятельно покаяться в своих грехах перед Богом в храме или дома, а рассказывать свои прегрешения перед совершенно чужим и посторонним человеком – это уже слишком! Но если каждый православный верующий, оправданный перед Богом, сын Божий, наследник его обетований, царь и священник должен сказать о себе вместе с апостолом: «благодатию Божиею есмь, еже есмь», то тем более он должен видеть в каждом священнике продолжателя дела Христова и раздаятеля от лица Церкви даров Духа Святого. Если мы не будем видеть в священнике носителя особой благодатной силы, обладателя особого дара священства, то мы не сможем поверить и в его иерархическое достоинство, в то, что «руками» Бога совершаются в Церкви святые таинства. Сегодня интернет пестрит рассказами людей о том, как им пришлось столкнуться с нерадивыми батюшками, как в храмах у них вымогали деньги, да и вообще поток обвинений сегодня на священство велик как никогда. Казалось бы, если священник получил свой дар прямо от Бога, как он может грешить, совершать какие-то неблаговидные поступки, нарушать заповеди? Почему-то к себе мы таких требований не предъявляем, а чем священник от нас отличается? Он же тоже человек! Не святой, а простой смертный, также подверженный грехам и страстям. Посредством «рук» священников Таинства в строгом значении этого слова совершает Сам Бог, поэтому они действительны независимо от того, через достойного или недостойного батюшку они совершаются. Святые отцы во все времена призывали не судить священников. Во-первых, осуждение – это само по себе грех. Господь призывал не судить, и этот призыв распространяется на всех. Во-вторых, как сказал старец Михаил (Питкевич): «Священника не суди – бойся этого больше всего. Ты не можешь понять даже, в каком таинстве он участник. Одной его слезы покаяния, упавшей на Престол, довольно, чтобы смыть все его грехи». Каждый за свои грехи ответит сам. «Кому много дано, с того и много спросится», – говорит Господь. Мы обязаны нашим пастырям несравненно большим, чем нашим биологическим отцам. Благодаря последним мы пришли в этот мир, но только священники могут привести нас в Царство Божие. «Если ты веришь в батюшку — поводов для разочарования найдется немало, но если ты веришь в Господа, — в Нем ты никогда не разочаруешься! Трагедии происходят, когда люди не умеют различать эти понятия». Ведь зачастую человек идет на исповедь не столько для покаяния, сколько для получения совета, и духовник никогда своим духовным чадам не отказывает в этом, хотя он и не обязан это делать. Но у человека беда, он просит помощи, поддержки и, как правило, получает ее. Сам термин «духовный отец» связан с тем, что он помогает человеку духовно расти, бороться с грехами и страстями, стяжая добродетели. С одной стороны, наличие духовника не является обязательным условием пребывания человека в Церкви, а с другой без него просто невозможно перенять живой опыт духовной жизни. А ведь не ведя духовную жизнь стать по-настоящему верующим человеком нельзя. Без нее он будет лишь номинально верующим, исполняющим обряды, и только. Так что не спешите судить батюшку, если вам кажется, что он не соответствует занимаемой «должности». Он удостоен этого сана по благодати Божией. Священство Ветхого и Нового Завета
Первые священники – ученики Иисуса Христа
Богом установленная иерархия
Таинство священства
Действует сам Бог