Свобода выбора и свобода от зла
Господь создал человека свободным, потому как создавал Он его по Своему образу и подобию. Свобода – это одно из проявления образа Божьего в человеческой природе. Как говорил святой Григорий Нисский: «Человек стал боговидным и блаженным, будучи почтен свободой». Беда в том, что злоупотребив свободой выбора в раю, первые люди потеряли другую свободу – свободу жизни в добре. В чем же православие видит свободу выбора и свободу от зла? Как известно, у Церкви особый взгляд на достоинство человека. Она видит его в наделенности человека свойствами по образу и подобию Божьему. Даже после грехопадения мы не утратили это достоинство и сохранили в себе образ Божий. Однако в зависимости от нашего самоопределения, этот образ может как проявляться, так и помрачаться. В первом случае природное достоинство более явно предстает в жизни отдельной личности, а во втором – скрывается под слоем грехов. Получив свободу, Адам и Ева отвергли Бога и стали опираться только на самих себя. Они попали под власть разрушительных сил зла и смерти, что ощущаем сегодня и мы – их потомки. Став «удобопреклонными ко злу», мы потеряли возможность жить в добре, которую имели при создании наши прародители, но эту свободу нам вернул Иисус Христос: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 36).Однако власть греха над нами настолько сильна, что сами мы не в состоянии вернуть себе то природное достоинство, которым наградил нас Господь, не зря еще святой апостол Павел говорил: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7, 15–16). Без Бога и тесного общения с Ним как источником всякого блага мы – ничто. Отвернувшись от Бога, человек стал грешным и склонным ко злу как по отношению к себе, так и окружающим. Распятый за наши грехи Сын Божий подарил нам свободу, но решение принять ее или отвергнуть мы принимаем сами: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5, 1). Это значит, что подлинно свободным может ощущать себя только тот, кто живет праведной жизнью, борется с собой как главным врагом, общаясь с Богом как источником абсолютной истины и находя у него поддержку и помощь, без которой все его усилия были бы напрасными. Только Бог как источник свободы может поддерживать ее в человеке, а если ему дороже его грехи, то он автоматически дарит свою свободу дьяволу – противнику Бога, отцу лжи и несвободы. Говоря о ценности свободы выбора, Церковь при этом предупреждает, что она превращается в кандалы, когда выбор делается в пользу зла. Зло и свобода – вещи несовместимые. Последствия свободного выбора Собственно, самое главное последствие свободного выбора первых людей – наша тленность и смертность. Но если к этому мы относимся как к данности и неизбежности, то веками складывавшиеся законы морали и нравственности, а точнее их нарушение и поругание уже не могут оставлять нас равнодушными. История развития человечества показала, как выбор отдельных людей и целых государств приводил к трагическими по своему разрушительному действию последствиям – мировым и отечественным войнам, катаклизмам, эпидемиям, взять хотя бы недавнюю эпидемию коронавирусной инфекции. Любящее грех и стремящееся к нему общество низводит мораль до служанки потребности, в результате чего на свет появляются такие детища свободной воли человека, что становится страшно. Среди них аборты, эвтаназия, узаконенный блуд, извращения, разрушение семьи, пропаганда культа грубости и насилия. И все это под лозунгом искаженного понимания свободы человека. Костенея в нарушении духовных законов, человек усугубляет разрушение окружающего мира, но при этом гибнет вместе с ним, идя во главе и являясь основным подстрекателем разрушительного процесса.Достоинство человека
Рабы греха