Сверхъестественная природа человека
Говоря о сверхъестественной природе человека, мы касаемся принципиальных вопросов православного вероучения, имеющего прямое и непосредственное отношение к сверхъестественной природе Иисуса Христа как Сына Божьего и второго Лица Святой Троицы. Она заключается в уникальном сочетании богочеловеческого и сверхъестественного. И если о человеческой природе мы еще имеем хоть какое-то понятие, то о сверхъестественной мало что знаем. При сотворении первого человека – Адама Бог всеял в него добродетели и сказал: «… сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Господь наделил Адама бессмертной и самовластной душой, а по Божьему подобию он получил добродетели. То есть страсти не принадлежали ему по естеству. Напротив, Адам был в этом плане совершенным человеком, непорочным, любящим добро. Святитель Григорий Палама говорил, что: «Ангелы смотрели на человеческую душу … и видели иного Бога». Тело у Адама тоже было совершенным. Преподобный Ефрем Сирин говорил, что оно «не горело в огне и не тонуло в воде». Первый человек не знал усталости, боли и страданий, а душа его была пронизана Божественной благодатью: «На душу первозданного при самом сотворении ее обильно излилась Божественная благодать; душа первозданного по преимуществу была живою как движимая, просвещаемая и управляемая Святым Духом». Ум Адама был настолько ясным, что проникал в тайны Божии, мог общаться с Ним и узнавать от Него все. Однако, это совершенное создание было призвано и дальше совершенствоваться, возрастать в добре. Господь дал Адаму наказ возделывать и хранить рай, тем самым познавая Бога через изучение Божественных творений. Цель прародителя всех людей была в том, чтобы привести мир к еще большей гармонии, слаженности и единству. Запрет не вкушать плода с дерева познания добра и зла – это тоже часть процесса по утверждению в добродетелях. После грехопадения ум, воля и чувства человека разделились и стали подобно «лебедю, раку и щуке», тянущим каждый в свою сторону. Ум человека отделился от Бога, воля получила склонность ко злу, а чувства – стремление к разрушению души. Но самым главным наказанием для Адама было лишение благодати. Вот как пишет об этом святитель Игнатий (Брянчанинов): «Но существенная казнь падшего человека состояла в душевной смерти, поразившей его немедленно по преступлении заповеди. Тогда человек лишился обитавшего в нем Святого Духа, Который составлял как бы душу всего существа человеческого, и был предоставлен собственному естеству, зараженному грехом и вступившего в общение с естеством демонов. От подчинения смерти и греху составные части человека разобщились, стали действовать одна против другой: тело противится душе; душа находится в борьбе сама с собою; ее силы препираются; человек находится в полноте расстройства». Падший человек повернулся в сторону зла, отклонившись от добра. В его душе начали действовать противоестественные для его природы страсти. Но у него осталась свободная воля, благодаря которой он может вернуться в свое естественное для него состояние, возрастая в добродетелях. Принцип сверхъестественности, применительный к природе человека, наиболее полно был явлен человечеству Иисусом Христом как воплощенным Богом и Спасителем. Он не только явил Собой артефакт человеческой сверхъестественности, но и дал людям через Священное Писание пояснение этому закону и природе. Вот как об этом говорит святой Афанасий Великий: «Итак, что должно было соделать Богу? Или чему надлежало совершиться, как не обновлению созданного по Образу, чтобы через этот Образ люди опять могли познать Бога? А это могло ли совершиться, если бы не пришел Сам Образ Божий, Спаситель наш Иисус Христос? Не могло совершиться это чрез людей, потому что сами они сотворены по образу; не могло – и чрез Ангелов; потому что и они не образы. Посему-то Божие Слово пришло самолично, чтобы Ему, как Отчему Образу, можно было воссоздать по образу сотворенного человека». Падшее человеческое естество уже не могло восстановить утерянную связь с Богом, подняться до того уровня, чтобы воссоединиться с Духом Святым. Не имея для этого инструментов, Образа, руководства это было невозможно. Человеку требовалось духовно-нравственное обновление, восстановление поврежденной эгоизмом природы, а возможно это стало через совершенный Образ Божий как остающийся незыблемым и неподверженным каким-либо изменениям. Обновление требовалось от Самого Первоисточника Жизни, и Он явил его, выказав свою высшую жертвенную любовь. Христианство со своей духовно-нравственной доктриной изменило не только отношения между Богом и человеком, но и всю картину мира, определив развитие цивилизации на всю последующую перспективу. Тайна боговоплощения – основополагающий догмат христианского учения, заключающийся в сочетании Божественной и человеческой природы. Собственно, с приходом на землю Иисуса Христа люди получили новый, если можно так выразиться, «рецепт» для своего спасения, который заключается в борьбе с собственными грехами и страстями, искоренение их из своей души и замещение добродетелями, которые были даны ему изначально, были естественными для его природы. Этот уникальный и не имеющий аналогов путь для духовного спасения предусматривал спасение через покаяние, совлечение, распятие «ветхого» человека для становления «нового» со всеми возможными духовно-нравственными идеалами. Это был акт жертвенной отцовской любви к своему творению – такой великий по своему замыслу и размаху, что не каждый человеческий ум способен его осознать. «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3;16). Вот почему Образ Христа – ключевой в христианском вероучении. Он связал собой естественное – материальное и сверхъестественное – духовное посредством душевного – нравственного в одно целое и нераздельное. Именно этот принцип феноменального сочетания высшего и низшего есть главная тайна понимания природы сверхъестественного. Поэтому сверхъестественное, богочеловеческое состояние человека явилось следствием комбинации совершенной Божественности с совершенной человечностью. Именно благодаря Иисусу Христу, сошедшему на землю, люди получили возможность приобрести высшую сверхъестественную природу. Но достигнуть этого можно только по милости Божией. Через смирение, покаяние, молитву, через участие в Таинствах Церкви можно достигнуть Богоподобия, а происходит это через взращивание добродетелей. Богоподобие – это и есть сверхъестественное состояние человека. О том, на что были способны достигшие его святые подвижники, мы знаем из их жития. Наверное, не было для них невыполнимых задач. Как и Иисус Христос, они немощных исцеляли, умерших воскресали, передвигали горы, повелевали стихиями. От них исходил настоящий божественный свет! Но для этого, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова): «Ум человека долженствовал быть умом Божиим, слово его долженствовало быть Словом Божиим, дух его должен быть соединен с Духом Божиим, его качества должны быть богоподобными. Вселение Бога в человека есть вместе и теснейшее соединение Бога с человеком; человек-тварь соделывается причастником Божественного естества! Человек, достигший такого состояния, называется богом по благодати! К такому состоянию призваны все мы Творцом при сотворении, в прародителях наших, как возвестил Сам Творец: Ах рех: бозе есте». Прийти в такое состояние можно лишь силой Божественной, но она начнет действовать при условии, что человек очистится от грехов и страстей, стяжая добродетели. Одна за одной отсекая от себя грехи и страсти, заменяя их противоположными добродетелями, человек подходит к самой высшей добродетели – любви. То есть смысл жизни каждого человека – обрести добродетели, которые постепенно вознесут его к любви. Господь так возлюбил свое творение, что послал к нему Сына своего единородного, то есть не пожалел самое дорогое, что у Него было. Совершенно уподобиться Богу можно только при условии, что человек сможет «стяжать любовь духовную». Старец Порфирий Кавсокаливит считает, что приобрести добродетели можно двумя путями. Первый – самый суровый и утомительный заключается в сражении против зла. Второй – самый легкий и краткий – это путь любви. Что выбрать – зависит от каждого из нас. В истории православного учения есть примеры, когда Божественная благодать дает все добродетели сразу, то есть человек молниеносно взлетает к Богу в Царство Небесное, но такие случаи встречаются редко, а все потому, что мало есть на свете людей, способных сразу и навсегда отказаться от своей падшей природы и устремиться к Своему Создателю. Однако, это вовсе не повод отчаиваться и впадать в уныние. Удивительно о пути к Богу говорит Паисий Святогорец: «Блаженны дети, которые «от чрева матери» родились святыми, однако более блаженны те, которые родились со всеми наследственными мирскими страстями, но подвизались до седьмого пота, искоренили их в себе и унаследовали Царство Божие в поте лица». Действительно, только тот не поднимался, кто никогда не падал. Как часто пришедший к вере человек впадает в уныние и печаль, когда замечает, что все его усилия не приносят никакого результата. Нередко бывает, что результат есть, и он очевиден, но стоит только человеку задуматься об этом, как бесы тут же ловят его на гордыне и отбрасывают на сотни шагов назад. Но духовной брани никогда не будет конца. Нет предела совершенству. Пока человек будет жить, он будет бороться со своим падшим греховным естеством, стремясь достигнуть обожения, единения с Творцом и Создателем, от которого так необдуманно когда-то отказался его прародитель Адам. «По образу и подобию»
После грехопадения
Условие для возрастания
Богоподобие как высшая цель