21.04.2021

Страстная седмица. Восхождение на крест со Христом

Вы можете подать записки о Ваших близких на пасхальную литургию в праздник Светлого Христова воскресения на Святую Землю.

О здравии

Об упокоении

Великий Понедельник

proklyatie_smokovnitsy


Богослужение первого дня Страстной седмицы посвящено воспоминанию проклятия Господом бесплодной смоковницы.


«Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21:18-19).


И это символическое действие Спасителя перед учениками и обе притчи, рассказанные им в храме фарисеям, наставляют нас, слушателей Евангелия дня, на необходимость быть готовыми в любую минуту дать ответ Богу в своей жизни – принести покаяние в своих грехах и его достойные плоды. Переложение в тропарь «Се жених грядет в полунощи и блажен муж, егоже обрящет бдяща…» притчи о десяти девах, который Церковь предлагает нам в этот день, напоминает нам об этом же.


Великий Вторник

pritcaodesatidevahikona

 
В Великий вторник тропарь «Се жених…» повторяется ещё раз. Из евангельского описания событий этого дня мы узнаём, что Христос ещё прозрачнее актуализирует в своей проповеди, теперь уже для всего народа, необходимость покаяния и полного изменения своей жизни для наследования Царствия Небесного. Этот призыв звучит в Иерусалимском храме через притчи о десяти девах и о талантах.
 
Светилен утрени первых четырёх дней Страстной седмицы «Чертог Твой вижду, Спасе мой» напоминает нам как о предлагаемом раскаявшемуся грешнику Царствии Небесном, так и о Сионской горнице, в которой в Великий Четверг будут собраны достойные, ради установления причащения Тела и Крови Христовых.


Великая Среда

greshnitsa_u_nog_spasitelya

 
И вот, наконец, в среду проповедь Спасителя достигает хотя бы одной чуткой души – грешницы, купившей драгоценное миро. Водимая Святым Духом грешница омывает ноги Богочеловека слезами покаяния, отирает своими волосами и смазывает их дорогим благовонным маслом, на которое тратит свой достаток. Господь благословляет покаяние и милостыню женщины, разрешая её от грехов. В среду тропарь «Се жених грядет в полунощи…» поётся в последний раз.
 
Одновременно с этим упорствующий в грехе стяжательства Иуда подаёт нам пример «юродивых дев», начиная свой путь к предательству и духовной смерти. Он идёт к фарисеям и предаёт Спасителя. На шестом часе читаются отрывки из пророчества Иезекииля, где говорится о судьбе именно таких огрубелых сердцем грешников как фарисеи или Иуда Искариот. Пророк съедает свиток с воззванием, потому что не смог достучаться до них.

Великий Четверг

chin_omovenia_nog

 
В Великий четверг Церковь вспоминает сразу четыре события: Тайную вечерю Спасителя с учениками и установление Им Таинства Евхаристии, омовение ног апостолам, молитву Богочеловека в Гефсиманском саду, а также пленение Искупителя обезумевшим народом и стражей первосвященника. В память о Тайной вечери большинство христиан в этот день старается причаститься Святых Тайн.
 
За вечерним богослужением четверга читаются 12 Евангелий, подробно описывающих все страдания Искупителя, начиная с поцелуя Иуды в Гефсиманском саду и заканчивая Крестной смертью. Здесь и поругание на дворе первосвященника, и неправедный суд у Пилата и Ирода. И бичевание. И глумливое облачение Господа в багряницу и терновый венец римскими легионерами.

На утрени вместо Троичных тропарей троекратно поётся тропарь «Егда славные ученицы…», напоминающий о бесславной гибели Иуды Искариота. Светилен утрени «Чертог Твой вижду, Спасе мой» в этот день, наконец, становится реальностью. Великий Четверг – один из 10-ти дней в году, когда совершается Литургия Василия Великого. После Литургии архиереи омывают ноги духовенству в память об аналогичном поступке Спасителя на Тайной вечери.

Великая Пятница

pogrebenie_plashanitsy

 
В этот день Божественную литургию не совершают. Ведь предательство Иуды привело к своим трагическим последствием и Христа распяли на Голгофе. Вместо литургии читаются Царские часы со включением в них отрывков из Апостола и Евангелия, посвящённых страданиям и смерти Спасителя. Двенадцать страстных Евангелий начинаются с беседы Христа с учениками в Гефсимании и заканчиваются приставлением стражи ко гробу распятого и умершего Искупителя.
 
Канон о распятии Господа, «плач Пресвятой Богородицы» и другие молитвословия этого дня пропитаны идеей соумирания твари вместе со своим Творцом, соучастия в страданиях Спасителя мира. На Царских Часах читаются ветхозаветные пророчества о Страстях Христовых, перемежающиеся рассказом о них же от всех четырёх евангелистов и из посланий апостола Павла.

Потом совершается Чин погребения Плащаницы, изображающей гроб с телом Мессии. Её обносят вокруг храма и кладут на аналой перед царскими вратами. Это означает, что, находясь во гробе по человеческой природе, по Божественной – Господь одновременно восседает на своём небесном престоле. Великая вечерня связывает жертву Великой Пятницы с неизбежностью Воскресения Христова.

Великая Суббота

liturgiya_velikoy_subboty

 
В Великую субботу тропари утрени «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое…» и прочие отсылают нас к событиям погребения Христова. После пения тропарей священники выходят к плащанице в центр храма и читают особые «похвалы», пока хор поёт 118-й псалом, традиционно читаемый в заупокойных богослужениях. Этим Церковь предлагает нам подумать о событиях Великой Субботы, которые были скрыты от глаз живых – проповеди Христа в Аду и изведении из него в Царствие Небесное всех ветхозаветных праведников.
 
Паремия из пророчества Иезекиля о видении оживающих костей отсылает нас к грядущему «оживлению» людей сошествием Духа Святого, а также ко всеобщему воскресению в день Страшного Суда. После утрени служится совмещённая с вечерней последняя в этом году литургия Василия Великого. За богослужением субботы читаются 15 избранных паремий из Ветхого Завета. Перед самой литургией великопостные ризы сменяются белыми.

«Воскресение Христово — это победа любви; оно нам говорит, о том, что любовь, которая принимает смерть, тем самым делается бессмертной̆, делается сильнее смерти», - говорил митрополит Антоний Сурожский. Проживая страдания нашего Господа вместе с Ним, мы получаем право достойно завершить наш пост ликованием от Воскресения Христова! Закажите записки о себе и своих близких на праздничную литургию на Святую Землю и пусть Ваша и их души воспламенятся огнём благодати Божией!

О здравии

Об упокоении

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram